Никитина Галина Викторовна
Конспект открытого занятия по экологии в старшей логопедической группе «Съедобные и несъедобные грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экологии
в старшей группе
(логопедической)
«Съедобные и несъедобные грибы»
Цель: Формировать представления детей о съедобных и несъедобных грибах.
Задачи:
Образовательная:
-Расширять представления детей о многообразии грибов в родном крае.
-Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы.
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
-Учить отгадывать загадки про грибы по их характерным признакам.
-Познакомить с понятием о том,что лесные грибы относятся к царству грибов.
-Формировать представление о строении и способе размножения грибов.
-Расширять знания детей о пользе и применении грибов.
-Сформировать понятие,что в пищу можно употреблять только съедобные грибы,после обработки.
-Закреплять умение детей работать с опорными карточками.
-Способствовать развитию устойчивого интереса к дальнейшему изучению грибов.
Развивающая:
-Развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение.
-Расширять кругозор.
Воспитательная:
-Воспитывать коммуникативные навыки, навыки коллективной работы, самостоятельность.
-Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование:
-иллюстрации съедобных и несъедобных грибов, карточки «Правила сбора грибов», стенд «полянка», корзина для грибов, карточки с цифрами, краски, кисточки, бумага белая.
Методы и приемы:
- Словесные: рассказ,объяснение,беседа, вопросы к детям, художественное слово, анализ работы.
-Игровые: дидактические игры.
Предварительная работа: -заучивание стихотворений,чтение П. Синявский «Грибная полянка» ,игра «Лото»,разрезные картинки «Грибы»,дидактические игры «Съедобный- несъедобный», «Угадай по описанию»,пословицы, поговорки, приметы о грибах, рассматривание грибов во время прогулок в лес, лепка на тему «Мухомор».
Последующая работа: изготовление муляжей грибов, составление алгоритмов приготовления простейших блюд (грибной суп, салат,грибная икра, создание папки передвижки «Съедобные и несъедобные грибы», консультации для родителей на стенде группы «Осторожно, ядовитые грибы», постановка спектакля «Какой гриб лучше?».
Ход ООД:
-Ребята к нам в гости пришла белочка, но она очень расстроенная. Что случилось Белочка?
Белочка (игрушка)
-Моя мама, отправила меня собирать грибы, что бы сделать запасы на зиму. Я набрала целую корзину грибов. По дороге я встретила ежа, он заглянул в корзину и очень удивился. Я не знаю почему?
-Ребята, давайте поможем белочке. Узнаем, почему удивился ежик?
1.-Достаем первый гриб из корзины :
1. Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый
С ножкой толстой и прямой.
(подосиновик)
-А кто знает, почему он так называется?
-Правильно (у него крепкая ножка, похожа на ствол березы. А шляпа красная. Растет под осинами.
-Подосиновик- съедобный гриб.
2. -Не скрою: не белый он братцы, попроще,
Растет он обычно в березовой роще
(подберезовик)
-А что мы знаем об этом грибе?
(Это съедобный гриб, у него прямая ножка и ровная круглая шляпка.)
-А если мы с вами в сосновом бору окажемся, то обязательно повстречаем:
3. Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной,
Рад найти, его грибник
Это – белый
(боровик)
-Опишите этот гриб.
(У боровика ножка толстая, но не высокая, а шляпка светло- коричневая или желто-бурая. Зовут его так, потому что любят они расти в сосновых и еловых лесах. Боровик- съедобный.)
4. Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(опята)
(Опята растут очень большими группами на пнях. Опята- съедобные грибы
- А кто знает, что это за грибы :
5. Рыжие ушки с лисьей макушки,
В травке лежат,
Для малых ежат.
(лисички)
- Эти грибы на тонких ножках, а шляпка у них волнистая, сами грибы рыжего цвета и растут семейками. Лисички - съедобные грибы
- Достаем следующий гриб из корзинки, загадка:
6. После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы- разноцветные –
Самые заметные
(сыроежки)
- Сыроежки имеют разноцветные шляпки и тонкие белые ножки. Это съедобные грибы.
- А вот еще один гриб :
7. Догадайтесь-ка ребята
Шляпка у него мохната,
Гриб,как розовое ушко
Как зовут его?
(волнушка)
Этот гриб розовый и похож на ушко. Гриб съедобный.
- Ребята, а это что за гриб
8. На лесной опушке дальней
Яркий гриб стоит печальный,
Хоть и славный он на вид
Но уж очень, ядовит.
(мухомор)
(У мухомора белая ножка и красная шапочка в белый горошек. Он очень красивый, но его нельзя трогать руками – он ядовит и опасен. Поэтому мухомор- несъедобный гриб.)
- Встретив в лесу мухомор можно его топтать, пинать?
(Нельзя. Мухоморы нужны лесным жителям. Они им лечатся. Например: лоси их проглатывают целиком.)
- А вот еще грибок :
9. Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня – отравится
(бледная поганка)
Бледная поганка самый ядовитый гриб, у нее очень тонкая ножка, а шляпка имеет светло-серый цвет. И поэтому ее так и называют - бледная поганка. Она - не съедобный гриб.
- Ребята, а сейчас мы сможем сказать белочке, почему так удивился ежик, заглянув в ее корзину?
(В корзине были съедобные и несъедобные грибы вместе)
-А какие съедобные грибы еще вы знаете.
(Рыжики, сморчки, шампиньоны, вешенки, грузди, масленок, моховик, трюфель)
-А какие несъедобные грибы вы знаете?
(Желчный гриб, ложный опенок, говорушка)
-Что можно делать с грибами?
(Сушить, варить, жарить, но только сначала обработать)
-Почему нельзя употреблять в пищу мухомор, бледную поганку и т. д. ?
-А сейчас я вас приглашаю на полянку.
2. Физминутка «Прогулка в лес». (Движения по тексту)
Все зверушки на опушке (дети идут друг за другом)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (скачут подскоками друг за другом, в конце приседают)
Рыжики срывали («срывают грибок»)
Лисичка бежала, (легкий бег на месте)
Лисички собирала, («срывают воображаемый гриб»)
Скакали зайчатки, (прыгают на двух ногах – на месте)
Искали опятки. (смотрят по сторонам)
Медведь проходил - (ходят на внешнем своде стопы – стоя на месте)
Мухомор раздавил, (топают ногой)
Снова мы идем по лесу, (ходьба на месте)
А вокруг - так интересно.
Отдохнуть пора, дружок! (потягивания - руки в стороны)
Мы присядем на пенек, (приседают)
3.- Вот и наша полянка, а вот пустая корзина белочки для грибов. Давайте съедобные грибы положим в корзинку, а несъедобные оставим на полянке.
4.-А теперь давайте посчитаем сколько грибов в корзинке и на полянке, и покажем цифру соответствующую количеству грибов в (корзине, на полянке).
- Сравнить количество грибов. Где грибов больше, а где меньше?
5.-Ребята, знаете ли вы, где растут грибы?
А кто из вас ходил в лес за грибами?
(А еще грибы растут в лесах, в поле, на лугах и болотах. Их можно встретить на земле среди опавших листьев, они облепляют пни и стволы деревьев.)
- Послушайте стихотворение где можно найти грибы
Стих «Где найти грибок?»
Если день сухой и знойный,
То в бору смолистом знойном
Все грибочки под кустами
Под зелеными листами.
Если дождик прошумит
Если влагой лес омыт.
Вмиг лисички и волнушки
Разбегутся по опушке.
6.- А вы, помните как называют человека, собирающего грибы?
(грибник)
-Настоящий грибник, найдя гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом бережно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз.
-А какие правила сбора грибов знаете вы?
Правила сбора грибов (ответы детей) :
-Не срывать, не топтать ядовитые грибы - они нужны многим жителям леса;
-Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их -можно повредить грибницу;
-Не раскапывать палкой грибницу - она может высохнуть, не прикрытая листвой;
-Не собирать грибы у проезжей части;
-Собирать только известные грибы;
7. Пальчиковая гимнастика: «Грибы» (загибание пальцев рук на правой руке, повтор – левой руки. Начинаем с мизинца.)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
-Ребята,мы столько много знаем о грибах, а давайте пофантазируем.
8. Рисование «Сказка о грибах».
-Каждый гриб имеет свой характер.
Какой характер может быть у мухомора? Он, наверное, веселый, довольный собой, не боится грибников, хвастается своей пестрой шляпкой.
- Какой характер может быть у подосиновика?
Он может быть гордым, заносчивым или стеснительным. Гриб может быть испуганным, если к нему подходит грибник или на шляпку заползла улитка.
- Какой может быть поганка?
Веселой, озорной или грустной, потому что ее все считают некрасивой.
-Какими красками мы можем изобразить грибы?
Шляпки у грибов могут быть разноцветными, а ножки - светлыми.
Рассмотрите картинки разных грибов. Обратите внимание, что серединка шляпки всегда темнее, чем края. Придумайте свой гриб, он не обязательно должен быть похож на настоящий. Но у него обязательно должен быть свой характер. Начинайте работу со шляпки, затем пририсовывайте ножку. Не забудьте, что наши грибы не растут в пустоте -необходимо сделать фон. Какой?
Грибы растут в густой траве, они могут прятаться среди опавших листьев и веточек
Дети самостоятельно рисуют грибы.
- Попробуйте угадать характер грибов своих товарищей.
-Давайте все наши грибы подарим белочке.
Белочка:
- Спасибо вам ребята.
Мы на полянке побывали,
Мамочке моей грибы собрали,
А потом порисовали,
А теперь пора прощаться,
Вам играть, мне удаляться.
Вывод:
Ребята, давайте белочке еще раз расскажем:
-Какие бывают грибы?
-Назовите съедобные, несъедобные грибы?
-Что можно делать с грибами?
-Почему нельзя употреблять в пищу мухомор?
-Кто из животных лечится мухомором?
-Где растут грибы?
-Чем размножаются грибы?
-В какое время собирают грибы?
-Как называют человека, собирающего грибы?
-Кто любит ходить в лес и собирать грибы?
Теперь мы все узнали о грибах и можем придумать рецепты приготовления грибных блюд для игры в кафе.