Лутошкина Ирина
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Живая вода»
▼ Скачать
Цель:
• Закрепить знания о свойствах воды и её значении в жизни человека.
• Познакомить с круговоротом воды в природе.
• Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов, социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение.
• Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.
• Воспитывать бережное отношение к воде.
Ход НОД:
Ребята, мне сегодня пришло письмо, но прежде, чем узнать что в нем написано и от кого оно вам нужно отгадать загадки:
1. Что за звездочки сквозные на пальто и на платке.
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе „Живая вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке? (Снежинка)
2. Вьется, вьется вдалеке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (Река).
3. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
4. Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тут да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь)
5. Вечером – рождается,
Ночью – наслаждается.
Утром – умирает.
Днем ее не бывает (Роса).
6. Вился, вился белый рой,
Сел на землю — стал горой… (снег)
7. В синем небе, Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их… (облако, туча)
8. В белом бархате деревня —
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет. (иней)
9. Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа. (лёд)
Как можно это все назвать одним словом? (Вода)
- Посмотрите на глобус, какого цвета на нем больше?
(Голубого).
- Что он означает?
(Голубым цветом показана на глобусе вода — все моря и океаны нашей планеты.)
- Ребята, а как вы думаете, какая бывает вода? (подбор слов-эпитетов). Дети называют прилагательные.
( ответы детей: чистая, холодная, речная, грязная, питьевая, газированная, мутная, ключевая, дождевая, кипяченая, морская, пресная, вкусная).
- А кому нужна вода?
( ответы детей: рыбам, птицам, деревьям, растения, цветам, водоплавающим птицам, зверям, людям, всем живым существам).
- Правильно, ребята, вода нужна всему живому на Земле. А зачем она нужна человеку?
( ответы детей: чтобы умываться, мыться, чистить зубы, готовить пищу, мыть посуду, мыть полы, стирать вещи, убираться в комнате и соблюдать чистоту, купаться и закаляться, чтобы пить и готовить еду, мыть окна, поливать комнатные растения).
- Совершенно верно. Вода нам необходима каждый день. Без воды человеку не прожить.
- А всегда ли вода жидкая, т. е. может течь?
Дети выдвигают версии. Воспитатель обобщает их.
Вода встречается в природе в трех состояниях — твердом, жидком, газообразном (в виде пара).
Игра: Подберите картинки, которые относятся к жидкому состоянию воды? Твердому? Газообразному?
Ребята, послушайте последнюю загадку и вы узнаете, кто же прислал мне письмо и что же в нем написано:
В морях и океанах обитает
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать –
На землю падает опять (о чем эта загадка)
(капелька)
- Ребята, мне вчера пришло письмо от Капельки. И в письме сказка - о реке и о нелегкой ее жизни и судьбе! Послушайте внимательно! (показ слайдов)
Жила – была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких белоствольных берез. И вода в этом ручье была чистая, прозрачная! Затем ручей превратился в настоящую речку такую же чистую. И обитали в ней все речные жители. Жили они дружно и весело! Пока однажды река не очутилась в большом городе. Люди обрадовались реке и попросили остаться в городе. Река согласилась и заковали ее в каменные берега. По ней стали ходить пароходы, на берегу реки построили заводы из труб которых потекли грязные потоки. Люди стали мыть машины, засорять мусором берега и бросать этот мусор в реку.
Шли годы.
Потемнела река от печали, стала грязной и мутной вода в ней. Стали ее жители – растения и животные задыхаться от грязной атмосферы в реке. Река - Заболела! И решила река уйти от людей в другие края.
А сейчас реке и ее жителям очень плохо (слайд – с грязной рекой).
Они в беде! Просят вас они помочь им и как можно скорей!
- Ребята, давайте сначала разберемся, как вы думаете, кто же виновен, что река оказалась в беде? Кто ее так сильно обидел?
(Человек! он не бережно относится к природе! (бросает мусор, выливает в воду загрязненные и химические вещества)
- Ребята, скажите, как мы можем с вами помочь реке выздороветь и спасти ее обитателей?
(очистить воду от загрязнений)
- Правильно и, чтобы узнать, как это сделать, нам нужно будет побыть учеными – исследователями.
- Давайте сейчас с вами немного поиграем, а потом разберемся в том, как мы можем помочь реке и ее обитателям, я предлагаю вам поиграть в интересную игру, в которой вы узнаете ещё об одном явлении в природе.
Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (звучит музыка). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (взявшись за руки передвигаются по группе ручейком). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, веселятся, смеются. Текла- текла речка и попала в большое – пребольшое море (встали в круг, двигаются по кругу). Плыли-плыли капельки в море и вдруг услышали как мама тучка зовет их домой. А тут и солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, воздушными, поднялись вверх, испарились от солнечных лучей и вернулись к маме Тучке домой.
Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как называется природное явление, в которое мы с вами сейчас играли? (Ответы детей)
А называется оно – круговорот в природе. (Картинка с изображением круговорота воды в прирогде). Кто хочет рассказать о круговороте воды в природе? (Дети дают ответы опираясь на картинку, дополняют друг друга.)
- Ребята, скажите мне пожалуйста, что значит слово «Круговорот»? (вода в природе «ходит» по кругу, она «воротится» туда откуда пришла)
Ребята, а теперь давайте пройдем за столы, где мы с вами побудем учеными и узнаем, как помочь капельке и всем жителям реки.
Перед проведением опытов давайте вспомним технику безопасности при работе с водой.
Коль с водой имеем дела,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
А еще нельзя толкаться
И нельзя друг с другом драться.
Не кидаться, не кричать,
В рот нельзя предметы брать.
Со стола чтоб взять предмет
Спроси «Можно или нет».
Перед вами на столе стоят стаканчики! Что в стаканчиках, скажите?
(Вода)
- Посмотрите и скажите какая вода в стаканчиках?
(Чистая)
- А еще какая?
(Прозрачная)
- Молодцы! можем мы с вами пить эту воду?
(да можем)
- А теперь ребята посмотрите на воду в другом стаканчике, которую капелька прислала нам из реки, обратите внимание на ее состояние и внешний вид. Как вы думаете, какая это вода? Можно пить эту воду?
(Вода очень грязная и мутная и пить ее нельзя)
- Правильно! Ребята, подумайте, что происходит с речными жителями в этой реке? Можно ли им жить в такой грязной воде?
(в такой воде жить нельзя)
- Почему?
(рыбки задыхаются и погибают)
- Давайте мы с вами проведем эксперимент и попробуем понять и узнать как же все таки наша чистая, прозрачная река стала грязной? Перед вами стоит грязный песок, возьмем ложечки и добавим его в стаканчики где чистая вода – перемешаем! Посмотрите, какая у нас вода стала?
(Грязная и мутная)
- Мы выяснили, как вода загрязняется, а теперь я предлагаю вам следующий эксперимент: мы с вами поможем нашей речке и ее жителям! Перед вами стоят стаканчики, они пустые, но это не простые стаканчики – это наши фильтры, через которые мы будем переливать нашу грязную воду и весь песок и грязь у нас останутся на фильтрах. Возьмем нашу грязную воду и перельем в чистые стаканчики. (переливают). Скажите, что вы видите?
(наша вода стала чистой, в ней нет больше песка, грязи и камней)
- Правильно. Молодцы! вода действительно стала чище и хотя она не достаточно очищена и не такая прозрачная но для наших речных жителей она подходит и им теперь будет легче жить в такой воде
Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
- Скажите, ребята, а что еще мы можем сделать для речных жителей? (установить знаки, запрещающие выброс мусора в водоемы, соблюдать правила поведения в природе и др.). Воспитатель вместе с детьми рассматривает знаки, и решают, какие они отправят капельке.
Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Я думаю, теперь мы сможем помочь капельке и всем речным жителям, а наше занятие подходит к концу и пора нам подвести итог:
Скажите, что нового вы узнали на нашем занятии?
(загрязняя воду, могут гибнуть обитатели в реке, нельзя загрязнять воду, надо беречь воду, если мы будем продолжать загрязнять воду, она может исчезнуть, и мы не сможем без нее жить). Вода нужна всем, без воды нет жизни на земле!
- Ребята, я и наши гости увидели, что вы у нас хорошие исследователи и хочется надеяться, что будете учеными, будете следить за состоянием и здоровьем наших рек. И я хочу наградить вас медалью «Ученый – исследователь»! Молодцы!