Татьяна Куделина
Конспект открытого занятия «Путешествие в зимний сказочный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать выразительность речи через театрализованную деятельность.
Задачи:
-Формировать коммуникативные качества.
-Учить использовать диалогическую речь в общении, составлять предложения по демонстрируемому действию, управлять силой голоса и интонацией.
-Учить находить средства выражения образа в движении, мимике, жестах, интонации.
-Развивать интерес к театрализованной деятельности, творческое воображение, инициативу.
-Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, любовь к театру
Предварительная работа:
Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие в зимний сказочный лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Чтение русских народных сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка»
Игра-драматизация сказки «Теремок», «Зимовье зверей».
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, составление рассказа по сюжетным картинкам к сказкам
Участие детей в кукольном театре «Курочка Ряба» с помощью кукол бибабо.
Пантомимические этюды «Животные», «Эмоции».
Материалы и оборудование: костюмы героев сказки «Снежная Королева», ширма, елочки, пенечек, конверт с письмом, бумага для снежков, корзина, корм, орехи, морковь.
Ход занятия
1. Организационная деятельность.
- Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу встретила Снеговика, он уезжает в холодные края, где скоро наступит зима, а вам просил передать письмо. Но прежде, чем мы прочитаем, что в нем написано, давайте выясним, куда уехал снеговик, где же скоро начнется зима.
- Какой называется планета, на которой мы с вами живем? (Земля)
- Какой формы Земля? (Круглая, шар)
- А кто знает, из скольких полушарий состоит наша планета? (Северное и Южное; Восточное и Западное)
- Восточное и Западное (по Гринвичскому и 180° меридианам иногда по меридиану 160° восточной и 20° западной долготы по Гринвичу, при этом в восточном полушарии полностью расположена Европа, Африка, Австралия и почти вся Азия, а в западном полушарии – Америка. Северное и Южное (по экватору). (Показ карты)
- Наша страна находится в Северном полушарии.
- Так куда же мог отправиться Снеговик? Туда, где скоро будет зима. А у нас сейчас какое время года? (Зима)
- А после зимы, какое время года наступит? (Весна)
- А за весной, что наступит? (Лето)
- Значит, Снеговик не остается в Северном полушарии, а отправляется в Южное полушарие. А почему?
- А потому, что в Южном полушарии зима начинается в июне – в день летнего солнцестояния. А лето, наоборот, в конце декабря, когда мы встречаем самую длинную ночь в году. Вот к ребятам из Южного полушария отправился Снеговик, но вам он оставил письмо, а в нем просьба, выполнение, которой он проверит, когда вновь к нам вернется. Давайте прочитаем, что же написано в письме (можно к чтению привлечь читающего ребенка) : «Дорогие ребята, зима подходит к концу, но пока еще холодно. Мои друзья из леса просят помочь им с кормом. Принесите им в лес, пожалуйста, корм, который они любят. Спасибо Вам большое!»
- Что ж, ребята, выполним просьбу Снеговика, и чтобы помочь лесным жителям мы с вами превратимся в путешественников и отправимся на прогулку в зимний лес.
2. Основная деятельность.
- А вы знаете, как правильно себя вести в лесу? (В лесу надо вести себя тихо, не шуметь, чтобы не напугать лесных жителей)
- А что же можно делать в лесу? (Наблюдать, слушать пение птиц, можно кому -то помочь)
- Молодцы! А для того, чтобы лучше запомнить правила поведения в лесу послушаем стихотворение.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, елочек не обижай,
Всем деревьям помогай.
- А на чем можно отправиться в лес? (На машине, пешком, на велосипеде и на лыжах)
- Мы с вами пойдем в лес на прогулку пешком, чтобы не испугать лесных зверей. И возьмем в корзинке угощения для них. Какие же угощения и для кого мы должны взять? (Морковь, хлеб, пшено)
- Теперь отправляемся. (Дети встают и шагают (под музыкальное сопровождение) от своих столов к «поляне» на ковре)
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – елочка в шубке стоит.
Слева – елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся.
На землю красиво ложатся.
- Ребята, мы с вами попали на полянку Птичью, посмотрите вокруг, какие деревья растут в лесу? (Ели и сосны)
- А вы знаете, как называется лес, в котором растут ели и сосны? Он называется – хвойным (попросить детей повторить). У меня в руках веточка ели, давайте ее рассмотрим.
- Есть ли на веточке листочки? Вместо листочков у нее тонкие иголочки – это и есть хвоя, поэтому и называется лес хвойным.
- Ребята, вы слышите в лесу пение птиц? А почему? (Нет, потому, что одни птицы улетели в теплые края, а другие не поют, им холодно)
- Как называются птицы, которые улетели в теплые края? Назовите мне их. А какие остались зимовать. (Улетели перелетные птицы, а остались воробьи, синицы и снегири.)
- Вы знаете, что синицы и снегири прилетели к нам зимой, и такие птицы не живут с нами постоянно, а только прилетают на время и называются пролетными. Запомните. Как мы с вами уже сказали, птицам сейчас очень трудно найти себе корм. Поэтому им голодно и холодно. Кто мне скажет, что мы сделали в нашем саду, чтобы помочь птицам перезимовать? (Мы с родителями смастерили кормушки и развесили их на площадках. Насыпаем им каждый день корм)
- А посмотрите, здесь у нас нет кормушки, как же нам помочь птицам? (Можно корм насыпать на снег. (дети сыплют корм на «снег»)
- Вы ребята, молодцы, помогли птицам, теперь можно отправляться дальше. (Идут под музыкальное сопровождение)
- А теперь мы с вами пришли на опушку Загадочную. Ой, кто у нас под елочкой сидит и ушами шевелит? (Зайчики)
- Давайте их к себе позовем. Как нам нужно это сделать, чтобы они не испугались и не убежали? (Тихо)
- Правильно (дети зовут зайчат, но они не выходят)
- Ребята, зайчики наверно нас боятся. Мы сейчас поиграем с нашими пальчиками, они поймут, что мы их не обидим и выйдут к нам.
Физкультминутка:
Под высокой сосной (руку поднимают верх, пальцы растопырены)
Скачет зайка косой (показывают ушки)
Под другой сосной (другую руку поднимают верх, пальцы растопырены)
Скачет зайка другой (показывают два пальца)
Они встретились и поздоровались ушками (оба пальца обеих рук соприкасаются)
А потом слепили снежки (скатывают снежки из бумаги) (во время физкультминутки зайки полностью появляются на слайде)
- Посмотрите, зайчата, больше нас не боятся. Но они предлагают нам разгадать загадки, которые им оставил серый волк, и если они их не разгадают, то волк съест зайчат. Поможем зайчатам? (Да)
Воспитатель начинает загадывать загадки.
1. Маленький шарик под лавкой шарит (мышка).
(коробочка открывается, и воспитатель достает игрушку-мышку, ставит ее на стол).
2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (лягушка).
3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (зайка).
4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк).
5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый – краса! Как зовут ее? (лиса).
6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (медведь).
- Молодцы, детки! Все загадки отгадали, помогли зайчат, давайте их угостим вкусной едой и отправимся дальше. Чем мы зайчат можем угостить? (Капустой, морковкой)
- У нас в корзинке есть морковка, ее мы и оставим нашим зайчикам. А мы отправляемся дальше. (Шагают под музыку)
- Интересно, куда мы попали? На пенечек Чистоговорок, какие Чистоговорки вы знаете? (Дети произносят).
Жи – жи - жи – здесь живут ежи.
Аш – аш-аш – у Марины карандаш.
Кыш-кыш-кыш- шутит с кошкой мышь.
чу-чу-чу- молоточком я стучу.
Юла возле Юльки крутится, поет, Юле и Юре спать не дает.
Валя на проталинке промочила валенки.
- А кто же на этом пенечке живет? Я думаю, что белочка, давайте для белочки оставим орешки. Вы знаете, мне зайчики шепнули, что в этом лесу живет 10 белочек, давайте им оставим по одному орешку. Посчитаем орешки и пойдем дальше. (Считают вслух и оставляют орешки и шагают под музыку к другой остановке)
- А теперь мы вышли на полянку Театральную. А что это за звонок прозвенел? (Звонок, который означает, что скоро начнется представление)
- Значит, нам нужно занять места. Сейчас прозвенит еще два звонка, и мы увидим представление, как мне шепнула белочка, когда брала орешки с пенечка – это представление «Снежная Королева».
СЦЕНА 1: /выходит Сказочница/
СКАЗОЧНИЦА : Я - сказочница, знаю много сказок.
Про злых волков, про зайцев косоглазых.
О доброй Фее, о заморской Деве,
Сегодня мой рассказ - о Снежной Королеве.
Когда-то, очень давно, в одном городе жили самые обычные дети: Герда и Кай. Они жили небогато, но крепко дружили. И всегда мне хотелось сделать им подарок, похожий на чудо, чтобы показать, что любовь, верность и смелость способны на все. Однажды они играли во дворе.
/выходят 2 чтецов, Кай и Герда/
РЕБ. 1: Снег, как добрый чародей, бродит в переулке.
РЕБ. 2: Эй, ребята, поскорей выйдем на прогулку!
ГЕРДА: Вот так зимушка-зима!
Сколько снега намела.
КАЙ: Смотри какой чудесный день!
Нам в снегу играть не лень!
РЕБ. 1: Эй, Герда, Кай, скорей сюда!
У нас здесь новая игра.
ГЕРДА: Сейчас идем!
КАЙ: А как играть?
РЕБ. 2: Снежки лепить и в цель бросать!
КАЙ И ГЕРДА ИГРАЮТ В СНЕЖКИ (снежки слепили ребята ранее).
/Звук метели, дети замирают/
СКАЗОЧНИЦА : Как им весело вместе играть в снежки и совсем не холодно.
Но что это? Всё потемнело вокруг, пошёл сильный снег и началась настоящая метель…
Да, зима сейчас в природе, Королевы Снежной час!
Зная все, что происходит, отдала она приказ:
Уничтожить, заморозить все улыбки, радость, смех.
Отменить решила праздник, напугать хотела всех.
СЦЕНА 2: /входит Снежная Королева. Дети прекращают играть, удивлены /
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Я - Королева Снежная!
Холодная и злая!
С пургою белоснежную
Над миром я летаю.
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Здравствуйте, дети! Я напугала вас?
ДЕТИ: Нет!
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Очень хорошо! Вы меня узнали? Я – Снежная королева!
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Я умираю от скуки в своем ледяном дворце и мне нужен маленький друг. Он будет складывать льдинки, а я ему подарю весь мир.
ВЕД. : Но у нас нет таких мальчиков, которые будут для Вас складывать льдинки в Вашем ледяном царстве.
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Лучше меня не сердите, а то я вас всех заморожу.
(Проходит вдоль детей и выбирает себе мальчика.)
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Вот этот мальчик мне понравился. Он такой тихий и спокойный. Сразу видно, у него ледяное сердце.
ВЕД. : Вы ошибаетесь, госпожа Королева. У нас нет детей с ледяными сердцами.
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Ну что ж, пусть будет по-вашему. Только я подарю ему на память снежинку.
/Снежная Королева дарит Каю снежинку / Прощайте! /с леденящим хохотом выбегает из зала/
/Кай любуется снежинкой, смотрит на нее сквозь свет/
КАЙ: / обращается к Герде/ Ха-ха-ха! Какое ужасное у тебя платье! А причёска-просто кошмар!
ГЕРДА: /сквозь слёзы/ Милый Кай, зачем ты взял у неё снежинку? Теперь твоё сердце превратится в кусочек льда! /плачет/
КАЙ: Если будешь реветь, я ударю тебя! Как же с тобой скучно! /Кай убегает за ширму/
ГЕРДА: Кай, вернись, постой! /кричит вслед/
Мой милый Кай исчез, пропал! Что делать - я не знаю.
Кого спросить, и где искать?
СКАЗОЧНИЦА : Помочь я обещаю.
Я дам тебе фонарик свой,
Волшебный, сказочный, живой.
Ты береги его в пути,
Поможет он тебе идти! /Герда уходит с фонариком за ширму/
СЦЕНА 3:
СКАЗОЧНИЦА : Ох, и нелегко придётся Герде! Ей предстоит самое страшное испытание - холодом!
/Выходит из-за ёлки Герда/
ГЕРДА: Кай, где ты? Кай! /Осматривается, ищет его/ Кай, Кай…
Ребята, вы не видели Кая?
ВЕД. : Он в ледяном царстве, у Снежной Королевы!
ГЕРДА: Бедный, бедный Кай. Где же это ледяное царство? Где живет Снежная Королева?
ПЕСНЯ ГЕРДЫ / Герда обходит вокруг и уходит/
СЦЕНА 4:
СКАЗОЧНИЦА : Долго брела наша Герда, вдруг видит - перед ней большой дворец! Звучит музыка, много гостей!
Одним словом - дворцовый бал!
/Звучат фанфары. Выходят Глашатые, в руках - грамоты/
ГЛАШАТАЙ 1: Внимание! Внимание!
Всем! Всем! Всем!
ГЛАШАТАЙ 2: Слушайте объявление!
ГЛАШАТАЙ 1: По высочайшему повелению
Все приглашаются на бал,
На королевский карнавал.
ГЛАШАТАЙ 2: Все готово, наконец,
Едут гости во дворец!
/выходят из-за ширмы 2 вороны/
СКАЗОЧНИЦА : Что за чудо, что за диво,
На балу ах, как красиво!
Чудно! Чудно! Бал открыт,
Блеском весь дворец залит.
Музыканты, все на месте?
Заиграйте-ка в оркестре!
ОРКЕСТР/после оркестра садятся на стулья/
/вылетают из-за ширмы 2 вороны/
ВОРОН: Здравствуй, Клара!
ВОРОНА: Здравствуй, Карл!
ВОРОН: Что за новость я узнал! Принесла её сорока на её большом хвосте! (выходит Герда из-за ширмы)
ГЕРДА: Где же Кай? Скажи скорей!
ВОРОНА: Ну и нравы у людей!
Нет бы прежде поклониться
Ведь придворная я птица!
ВОРОН: Здр-равствуйте, бар-рышня! Я - придвор-рный вор-рон Кар-рл!
ВОРОНА: Здр-равствуйте! А я - настоящая пр-ридвор-рная вор-рона Клар-ра! Можем мы чем-нибудь Вам помочь?
ГЕРДА: Здравствуйте, многоуважаемые! /кланяется птицам/. Я ищу брата Кая, иду за ним на Север, к Снежной Королеве. Путь мой долог! Волшебный фонарик привёл меня к вашему дворцу.
ВОРОН: Думаю, что наша госпожа Принцесса поможет Вам!
/входит Принцесса/
ПРИНЦЕССА: Да ты, наверно, Герда? Как я рада!
Ищешь ты по свету брата?
ГЕРДА: Да! Я иду за ним на север
К самой Снежной Королеве!
ПРИНЦЕССА: Ты должна меня смешить и веселить.
За это я смогу тебя вознаградить!
ГЕРДА: Я знаю, как поднять Вам настроение, милая Принцесса! Мы с ребятами станцуем весёлый танец.
И Вы, уважаемая Принцесса, потанцуйте с нами!
Веселый танец /после танца садятся на стулья/
ПРИНЦЕССА: Чудесный был танец! За это от нас
Ты щедрый подарок получишь сейчас.
Очень ты легко одета! /хлопает в ладоши, приказывает/
Шубу, муфточку, карету!
(вносят шубу, муфточку, Герда одевается)
ГЕРДА: Спасибо большое!
ПРИНЦЕССА: Не сбейся в пути!
Волшебный фонарик поярче свети! /Герда уходит за ширму/
/Принцесса присаживается на место/
СЦЕНА 5:
СКАЗОЧНИЦА : В золотой карете Герда едет по полям, лесам…
Вдруг широкий путь исчез,
Перед ней – дремучий лес.
Сто разбойников ужасных
Во главе с их Атаманшей
Заправляли в том лесу.
О карете банда знала
И в лесу их поджидала. / Шум колёс, стрельба, свист/
/Появляется Атаманша/
ПЕСНЯ АТАМАНШИ
/поёт/ Разбойничья профессия лихая.
Не знаю с детства лучше ремесла.
Чуть свистну, вмиг любого напугаю,
Ограблю, обворую - красота!
Но всё, что вы сейчас с собой везёте,
У вас мы отберём, и все дела.
Не жизнь, а сказка! Никакой заботы!
И нету лучше в мире ремесла.
АТАМАНША: Золото сюда несите /Из-за ширмы выходят разбойники. приносят сундук/
И девчонку приведите!
/Разбойники приводят Герду. Атаманша рассматривает ее, поворачивает вправо, влево/
АТАМАНША: Кто ты, из каких краев?
Хилая на вид ты.
Ну, рассказывай, скорей,
Чем ты знаменита?
Не доходят вести в сроки
Я подбила хвост сороке!
/Герде/ Не богата на деньжонки?
Отдавай-ка одежонку!
/ Снимает с Герды шапку, муфточку, бросает рядом с сундуком/
Удачная сегодня охота, можно и повеселиться!
ТАНЕЦ АТАМАНШИ и РАЗБОЙНИКОВ
АТАМАНША: А это что за вещица? /забирает фонарик у Герды/
Она нам тоже пригодится!
ГЕРДА: Возьмите всё! Только оставьте мне фонарик!
АТАМАНША: (рассматривает фонарик)
Ну фонарик, как фонарик.
Только в нем-
Ярко-ярко, что есть силы.
Свет горит живым огнем!
Так-так-так, а он, быть может,
Волшебной силой наделен?
Атаман, когда узнает,
Вот доволен будет он!
ГЕРДА: Миленькие разбойники, отпустите меня, пожалуйста.
Без меня погибнет Кай. У вас же есть друзья?
АТАМАНША: /улыбаясь/ Девочка, у нас единственный друг – золото!
/Атаманша убегает с фонариком за ширму/
СЦЕНА 6:
СКАЗОЧНИЦА : Не пришлось долго горевать нашей Герде. Сказка-то у нас волшебная, а значит - полна чудес!
/Входит Белочка/
БЕЛОЧКА: Что за шум у нас в лесу?
ГЕРДА: Здравствуй, Белочка! Злые разбойники забрали у меня волшебный фонарик. Теперь я не смогу найти дорогу во дворец Снежной Королевы, чтобы освободить Кая!
БЕЛОЧКА: Герда, девочка, не бойся!
Не волнуйся, успокойся!
Я ко дворцу дорогу знаю.
Мы найти сумеем Кая!
А помогут нам поскорее добраться к Снежной Королеве мои друзья – зайчики. Они покажут нам дорогу!
ЗАЙЧИКИ ПОСКАКАЛИ
/Белочка и Герда обходят ширму/
/Появился Кай, он играет льдинками/
ГЕРДА: Здравствуй, Кай! Наконец-то я тебя нашла.
КАЙ: Не мешай мне. Я должен сложить из льдинок слово "ВЕЧНОСТЬ"
ГЕРДА: Зачем?
КАЙ: Так велела Снежная Королева.
/входит Снежная Королева, Кай уходит за ёлку/
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Я - королева ледяного царства.
Я - повелительница снега, вьюги, льда.
Кому удача выпадет сюда добраться,
Тот здесь останется со мною навсегда.
Ко всем я безразлична и сурова.
Боюсь я только жара и огня.
БЕЛОЧКА: А ещё ты боишься тепла горячих любящих сердец!
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Ах, вы, непрошенные гости!
Зачем пожаловали вы сюда?
Мгновенно превращу вас в льдинки!
И не оставлю ни следа!
/к Герде/ Ты зря торопилась, тебя КАЙ не ждет!
А сердце его превратила я в лед!
ВЕД. : Ваше Высочество, отдайте нам Кая, пожалуйста! Наши дети так по нему соскучились!
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: Как вы посмели появиться здесь? Я заморожу вас моим холодом. Только самая горячая дружба и взаимовыручка могут победить меня, а ваши ребята не всегда ладят в жизни.
ВЕД. : Неправда!
/Герда плачет/
БЕЛОЧКА: Герда, не плачь, я знаю,
Кто сможет нам помочь.
Есть у меня волшебная шкатулка. Сила в ней великая заключена!
ГЕРДА: В ней есть драгоценности?
БЕЛОЧКА: Нет, это шкатулка добра, света и радости, которые живут в сердце каждого человека.
ГЕРДА: Но как нам её наполнить, чтобы разрушить чары Снежной Королевы?
БЕЛОЧКА: Нам помогут ребята, каждый из них скажет доброе словечко, и шкатулка наполнится волшебным светом.
ГЕРДА: Ребята, помогите нам, шепните шкатулке доброе слово!
/Белочка проносит шкатулку перед детьми, затем отдаёт её Герде/
/Снова появляется Снежная Королева с Каем. /
/Герда приоткрывает крышку шкатулки, оттуда-свет. Подносит её к Снежной Королеве. /
Это - шкатулка добра, света и радости! Сиянием добрых детских сердец наполнена она! Ни одно Зло не сможет устоять перед её живительной силой Добра!
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: О нет! Нет! Мне этого не выдержать. Вы снова оказались сильнее моих чар! Я таю, таю, таю /обходит вокруг и убегает из зала/
БЕЛОЧКА: Вот и свершилось чудо! Нет теперь Снежной Королевы! Освободили мы Кая!
Все артисты выходят и кланяются.
3. Рефлексия.
- Ребята, а это была наша последняя остановка в зимнем волшебном лесу. Всех накормили, всем помогли. Вы все молодцы! И теперь мы с вами возвращаемся в группу.
- Что интересного Вы увидели? Что узнали?
- В следующем году мы с вами опять совершим путешествие в сказочный лес.