оксана медведева
Конспект открытого занятия «Часть нашей Малой Родины — озеро Байкал». Презентация «Подводный мир Байкала»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении
«Центр развития ребёнка-Усть-Баргузинский детский сад «Золотая рыбка»
Конспект открытого занятия по теме :
«Часть нашей Малой Родины – озеро Байкал»
(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)
средняя группа
Составила и провела: Медведева Оксана Сергеевна
ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА
Публикация «Конспект открытого занятия „Часть нашей Малой Родины — озеро Байкал“, Презентация „Подводный мир Байкала“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: познакомить с уникальностью озера Байкал, дать знания о подводном мире озера Байкал.
Задачи: познакомить с одним из уникальных озер нашего края и его обитателями. Закреплять знания о рыбах озера Байкал. Расширять представления детей о природе и богатстве родного края. Формировать у детей целостное представление о жемчужине родного края – озере Байкал. Закреплять умение считать до 5, соотносить количество с числом. Совершенствовать знания о свойствах воды: бесцветная, безвкусная, прозрачная. Активизировать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования. Формировать умение разрешать противоречия, изобретать, размышлять. Активизировать словарь детей: голомянка, хариус, осетр, нерпа, белек (нерпенок). Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание беречь и сохранять красоту Байкала.
Оборудование: мультимедийный проектор слайд-фильм «Путешествие по Байкалу»,2 стакана с водой, камешки, земля, рыбки из песка.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, картинок о Байкале, беседы о озере Байкал, заучивание с детьми стихотворений.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся на берег самого большого озера нашего края. Как называется это озеро? Правильно, Байкал! Вы согласны отправиться в гости? Тогда отправляемся в путь.
Встаем друг за другом и пойдем по кругу. (обычная ходьба)
Обойдем потом цветы – первоцветики весны. (ходьба зигзагами)
Через бревнышки шагаем, выше ноги поднимаем. (ходьба через палки)
Нам придется наклониться, чтобы за березку не зацепиться. (подлезание под дугу)
Вот мы пришли к озеру Байкал (СЛАЙД 1). Давайте закроем глазки и послушаем, как шумит вода в озере. (Звучит шум воды). Откройте глаза и произнесите слово Родина.
-Когда человек произносит слово Родина, в его голове рождается образ самого родного места, где он был. Оно имеет огромное значение для него, где бы вы ни жили в будущем, вас будет тянуть именно туда. Сегодня мы с вами будем говорить всемирной гордости Сибирской земли - озере Байкал.
Плещут волны, слышно, как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и тихонько откатываются назад. Ярко светит солнышко, его теплые лучи ласкают наши лица, яркими бликами играют на воде.
А на чем же нам отправиться в путешествие по озеру?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Давайте вместе сядем в большую лодку (корабль) и на ней поплывем по просторам священного моря (дети садятся).
Посмотрите ребята какие рыбы живут в Байкале.
Основная промысловая рыба на Байкале – омуль. (СЛАЙД 2). Он долгожитель среди рыб. Живет около 20 лет. У народов Сибири есть поверье: если тяжелобольному человеку провести по губам хвостом омуля, болезнь отступит. У омуля мелкая чешуя, крупные глаза. Он небольшого размера. Питается омуль рачками.
(СЛАЙД 3). А это ребята Байкальский хариус
- Посмотрите. У него плотная чешуя. Живет он на мелких местах с каменистым грунтом. Питается личинками и взрослыми ручейниками, веснянками, бокоплавами. Очень активная рыба, может преодолевать бурное течение реки, и даже пороги. Охотясь за летающими насекомыми, может выпрыгивать из воды.
Щука. (слайд 4)
У щуки длинное тело и большой рот. Живет щука на мелководье. Эта хищная рыба, питается мальками других рыб. Щука выполняет роль санитара, поедая больную рыбу, освобождая водоемы от чрезмерного размножения ершей и окуня.
Окунь. Посмотрите, вот плывет окунь (СЛАЙД 5). Его можно узнать по красным плавникам.
Байкальский окунь – одна из самых нарядных рыб! У него красные плавники и он хищник питается маленькими мальками.
Голомянка. (слайд 5)
Что за рыбка-невеличка
Меньше вашей рукавички?
Жаль, на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает.
Голомянка живёт только в Байкале. Она любит холодную воду, в теплой воде они гибнет. Рыбка бледно-розового цвета, полупрозрачная. У голомянки есть зубы. Ест икринки и планктон
Что за зверь с усами? (нерпа (СЛАЙД 7)
На каменных берегах острова находятся лежбища нерпы. Это животное может жить и в воде, и на суше. Взрослые нерпы питаются рыбой. Своих детенышей они кормят молоком.
(СЛАЙД 7)
Ребята, а это что за любопытная мордочка смотрит на нас из-за камней?
В снежном логове родится,
Простудиться не боится,
Подрастут, начнут нырять,
Шубки белые менять.
Физминутка:
Вот мы к озеру спустились, Дети образуют круг.
Наклонились и умылись. Наклоняются, трут лицо руками.
Раз, два, три, четыре - Изображают, что брызгают себе водой в лицо.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Идут по кругу.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс, Изображают брасс, двигаясь по кругу.
Одной, другой – это кроль. Изображают кроль, двигаясь по кругу.
Вышли на берег крутой. Идут по кругу, взявшись за руки
А пока мы с вами купались Рыбки приготовили вам задание.
Дидактическая игра «Считай и называй».
Сколько всего окуней? (5 окуней)
Сколько всего омулей? (3 омуля)
Сколько голомянок? (2 голомянки)
Сколько щук? (1 щука)
Сколько нерп? (4 нерпы)
Ребята, как вы думаете, какая вода в Байкале? Что может делать вода? (Течь, бежать, капать, журчать, выпиваться.) А какая вода нужна нашим рыбкам? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Давайте убедимся, что в нашем озере самая чистая и прозрачная вода.
ОПЫТ №1
На столе у воспитателя два стакана с водой, чашка с землей, камешки.
Воспитатель опускает в первый стакан землю, перемешивает. Ребята, что произошло с водой? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Верно, если в нее опустить камешки, то их не видно (воспитатель опускает камешки в воду). А теперь опустим камешки в другой стакан. Что можно сказать об этом стакане с водой? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Воспитатель спрашивает, какая вода в первом стакане? (грязная)
А во втором стакане, какая вода? (чистая, прозрачная) Давайте грязную воду в стакане профильтруем и посмотрим, что с ней произойдет? Какая становится вода? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Ребята, чтобы вода в озере оставалась такой чистой, как мы должны относиться к ней? (не загрязнять, не бросать мусор, стекло). Правильно, беречь!
Есть такое озеро,
Озеро – Байкал.
Все в него влюбляются,
Кто хоть раз бывал.
Озеро глубокое,
озеро могучее.
В ясный день – спокойное,
А в грозу – кипучее.
Окружают озеро
Горы и леса,
Сверху отражаются
В водах небеса.
Есть такое озеро,
Хорошо что есть!
Нерпы, рыбы в озере
Никому не счесть!
Чудные растения,
Чудные леса,
Чудные животные,
Чудо-небеса!
Мы с тобою, озеро,
Встретимся опять,
Будем любоваться,
Будем отдыхать!
Тот, кто хоть раз бывал на Байкале, запомнит его навсегда. Он дарит людям радость общения с прекрасной Сибирской природой. Хорошо подышать чистым воздухом, испить студеной байкальской воды. Это уникальное творение природы, гордость России.
Давайте будем беречь голубую жемчужину под названием «Байкал».
Мы замечательно попутешествовали, увидели много красивых рыб. Давайте на память нашим гостям подарим по рыбки которые мы сделали из байкальского песка.
А нам пора возвращаться в детский сад (плывем назад).
Фильм про Байкал и стихотворение.
О чём грустишь, Байкал любимый,
О чём вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой, неумолимый
Порой глумится над тобой?
И мне Байкал вздыхал в ответ :
«Я жил на свете тыщи лет…
Никто меня не обижал,
Напротив, каждый уважал.
Но за последние полвека
Не узнаю я человека!
Как будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…»
Байкал один на всей планете:
Другого – просто не дано…
Мы все твои, Байкал мой, дети,
И жить с тобой нам суждено!
Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, с ветрами споря,
И людям преданно служить!
Беречь Байкал – святое дело :
Его судьба – у нас в руках!
Сама Природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной
в веках!
И верю я: Байкалом будет
России слава прирастать!
А лучшим местом на планете
Байкал священный должен стать!
Итог: На каком озере мы сегодня побывали. Как мы помогли Байкалу. Что вам запомнилось сегодня на занятии? Что вы еще хотели бы узнать об обитателях озера Байкал?