Приложение МААМ

Конспект открытого занятия по речевому развитию (чтению художественной литературы) в подготовительной группе

Марина Черниговская
Конспект открытого занятия по речевому развитию (чтению художественной литературы) в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад п. Бира»

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной группе

Образовательная область «Речевое развитие»

по теме: «Чтение рассказа Анатолия Митяева «Мешок овсянки»

2023г.

п. Бира

Конспект НОД. Речевое развитие

Тема: «Чтение рассказа А. Митяева «Мешок овсянки»

Возраст: подготовительная группа

Публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию (чтению художественной литературы) в подготовительной группе» размещена в разделах

Продолжительность: 30 минут.

Воспитатель: Черниговская М. Д.

Цель: Определение идеи произведения А. Митяева «Мешок овсянки» через организацию чтения и беседы.

Программные задачи:

Речевое развитие :

Продолжать работу по обогащению словаря детей.

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.

Учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

Познавательное развитие :

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.

Обогащать представления о видах военного транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).

Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Художественно - эстетическое развитие.

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

Социально-коммуникативное развитие.

Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.

Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).

Физическое развитие.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Материалы и оборудование: Текст рассказа А. Митяева «Мешок овсянки», презентация к занятию, коробочка-посылка со значками.

Предварительная работа: Чтение стихотворения : «Армия любимая», «Все на посту», «Военный праздник» И. Гурина; рассказов С. Баруздина «За Родину!», «Слава!», Л. Кассиля «Твои защитники», С. Алексеева «Дом».

Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлевской стены»; Просмотр видеофильмов о воинах разных эпох, о вооруженных сила РФ.

Организация сюжетно-ролевой игры «Моряки»

Словарная работа: Траншея, вещмешок, санитар, наступление.

Индивидуальная работа: развивать слуховое и зрительное внимание у Вовы С., Ксюши Л., совершенствовать стиль партнерских отношений у Сони М., Саши Г.

Региональный компонент: рассказ о земляках- участниках СВО.

Формы реализации детских видов деятельности: игровая деятельность, практическая деятельность, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций.

Методы и приемы реализации и содержания деятельности: наглядные (презентация, сюрпризный момент).

словесные (рассказ воспитателя, беседа, ответы детей, вопросы,

практические (исполнение песни и танца).

Приемы: прием постановки вопроса конкретного характера (дети внимательно слушают).

Рассматривают обложку книги, высказывают свои предположения о сюжете.

знакомятся с новыми словами (дети формулируют проблемный вопрос совместно с воспитателем);

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, Познавательно-исследовательская, двигательная.

Литература :

1. Рассказ Анатолия Митяева «Мешок овсянки».

2. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.

3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009.

4. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

5. Омельченко Л. В. Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники.

Ожидаемый результат: Достаточно хорошо владеют устной речью, могут использовать построения речевого высказывания в ситуации общения, у детей складываются предпосылки грамотности, знакомы с произведениями детской литературы о войне.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят в зал. Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам приехали гости, давайте поприветствуем гостей и друг друга, пожелаем доброго утра.

Приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться :

-Доброе утро!

- Доброе утро. Как ваши дела?

-Доброе утро, родная земля.

-Доброе утро солнцу и птицам.

-Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, к нам в садик пришла посылка.

Воспитатель зачитывает адрес с посылки: п. Бира, детский сад, подготовительная группа «Морячки».

Как вы думаете, что в этой посылке и кто нам её прислал?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, я услышала все ваши предположения, но мы ответим на этот вопрос в конце занятия, если вы будете внимательны, вы без труда узнаете, кто нам её прислал.

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, 9 Мая – светлый и радостный праздник, день Победы. Именно в этот день закончилась Великая отечественная война.

Каждый год мы готовимся к этому празднику, вспоминаем героев войны, тружеников тыла. Вы с родителями участвуете в акции «Бессмертный полк».

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, чьи портреты несут ваши мамы, папы, бабушки и дедушки?

Предположительные ответы детей: портреты родственников, которые погибли на войне.

Воспитатель: А кто нас защищает в годы войны, в мирное время?

Ответы детей.

Воспитатель - Ребята, послушайте стихотворение «Наша Армия»

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу

Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад…

О ком это стихотворение?

Дети: О военных, о защитниках Родины.

Воспитатель: Во все времена наша Родина славилась своими лесами, полями, реками, полезными ископаемыми, умными и добрыми людьми. Поэтому и нападали на наши земли враги.

Но каждый раз, когда на нашу землю приходили захватчики, которые хотели отнять у нас землю, свободу, весь народ вставал на защиту Родины. Мужчины уходили на фронт- биться с врагом, а женщины и дети помогали им в тылу- работают на заводах, обрабатывали землю, шили, вязали для бойцов теплые вещи. И так много раз Россия побеждала своего врага.

Воспитатель: - Сегодня на занятии мы познакомимся с рассказом Анатолия Митяева «Мешок Овсянки».

Анатолий Васильевич Митяев – советский писатель, участник Великой отечественный войны. Он написал много детских рассказов о войне. Сегодня я познакомлю вас с одним из них. Рассказ называется «Мешок овсянки».

Чтение рассказа.

Словарная работа.

Воспитатель: В этом тексте были сложные слова. Может кто - то знает, что они означают?

Воспитатель: Траншея - длинная канава глубиной в рост человека, где от противника прятались бойцы.

Воспитатель: Вещмешок – рюкзак бойца для переноски своих вещей.

Воспитатель: Санитар – помощник доктора, который на поле боя оказывает первую помощь раненым.

Воспитатель: Наступление (войск)- атака.

Воспитатель: Батальон- войсковое подразделение, состоящее из нескольких рот (рота 100 человек, в батальоне 300- 1000 человек.

Воспитатель: Блиндаж- углубленное в землю укрытие, которое защищает от огня противника.

Воспитатель: Сейчас немного отдохнем и споём песню «Защитники мира».

Беседа по содержанию рассказа по мнемотаблицам.

Ответы на вопросы.

- В какое время года происходит действие рассказа? Какая была погода?

- Из чего варил суп повар?

-О ком этот рассказ?

-Почему солдаты обрадовались, когда нашли мешок с овсянкой?

-Кто не дал им сварить кашу? Как оценил поступок рыжего солдата боец Лукашук?

-Что случилось с рядовым Лукашуком? Кто его спас?

- Кого увидел солдат, когда очнулся?

-Для кого приготовил кашу рыжий солдат? Почему поставил ее в снег?

-Почему он был худой? Почему не ел сам кашу?

Предположительные ответы детей - овсянка нужна была для собак. Во время войны собаки использовались для вывоза раненых с поля боя.

Воспитатель: Ребята, скажите, можно сейчас сравнить обстановку на Украине и Великую отечественную войну.

Ответы детей.

Воспитатель: Как мы помогаем нашим воинам, которые участвуют в зоне специальной военной операции?

Ответы детей (собирали посылки, рисовали открытки).

Инсценировка стихотворения Бориса Копалыгина.

«Подарок»

Аня Х.

Утром сестрё нка сказала Наташе:

-Скоро ведь праздник у Армии нашей!-

На календарь показала: - Смотри,

Видишь, краснеет число 23!

А день рожденья взрослым и детям

Нужно, конечно, подарком отметить!

Маша С.

-Коль день рожденья у Армии нашей,

Будет подарок! – решила Наташа.

Что же солдатам подарят они?

Куклу?

Но куклы лишь детям нужны…

Саша Т.

Может, коробку любимых конфет?

Или цветы? Но зимою их нет…

-Вот что! Давай-ка в четыре руки

Свяжем с тобой шерстяные носки!

В холод февральский не выйдешь из дома!

А каково на посту часовому?

Настя С.

Две сестры носки связали

И подружке показали.

На носки взглянула Алла-

И завидно Алле стало:

-Но ведь я неплохо шью,

Я бойцу платок пошлю!

Вышила платок солдату,

Говорит об этом брату.

Вова С.

А её курносый брат

Тоже будущий солдат.

-Что ж, я рамку смастерю

И солдату подарю.

Стёпа М.

Размечтался он и в классе

Рассказал об этом Васе.

Вася – Тасе.

Тася – Мите.

Митя – Рите.

Рита – Вите.

Саша Г.

Командир на стол кладёт

Ящик их фанеры:

-Ну и славный же народ

Наши пионеры!

Ксюша Л.

В казарме радость, шутки, смех

И песенка слышна.

Вошёл, стряхнув с ушанки снег,

Товарищ старшина.

Ксюша Т.

Он к командиру подошёл,

Как надо, доложил,

И перед ним майор на стол

Подарок положил.

- Передаю вам, Колосков,

Подарок от учеников.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Сюрпризный момент.

Так, вот, эта посылка вам от бойцов, которых вы поздравили с праздником «23 февраля» и нарисовали им рисунки и открытки.

Воспитатель открывает посылку и зачитывает письмо, которое лежит в коробке.

Вручает детям значки.

3. Итог занятия.

С каким рассказом мы с вами сегодня познакомились?

О ком этот рассказ?

Ответы детей: рассказ «Мешок овсянки», он об участниках Великой отечественной войны.

Воспитатель: Семьдесят восемь лет тому наша Родина победила в самой жестокой войне. Мы должны вечно помнить воинов-победителей, благодаря которым мы живем на свете.

Аня Х. читает стихотворение:

- Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

- Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

- Еще тогда нас не было на свете,

Когда с победой вы домой пришли.

Солдаты мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Танец «Красные маки».

Дети вручают гостям белых голубей, сделанных своими руками.

Публикации по теме:

Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе К. Паустовский «Тёплый хлеб»Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе К. Паустовский «Тёплый хлеб» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Познакомить.

Конспект НОД по чтению художественной литературы «В. Сутеев «Под грибом»Конспект НОД по чтению художественной литературы «В. Сутеев «Под грибом» Цель: Ознакомление детей со сказкой В. Сутеева "Под грибом". Задачи: ОБУЧАЮЩИЕ: Учить детей понимать смысл сказки, выявлять заключенную.

Конспект НОД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения Ю. Тувим «Овощи»Конспект НОД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения Ю. Тувим «Овощи» Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением "Овощи".(видео,аудиозапись) Вот как много овощей принесла хозяйка с.

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»Конспект ООД по чтению художественной литературы «Чтение потешки «Кисонька-мурысонька» Конспект ООД по чтению художественной литературы. Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька». (Вторая младшая группа). Цель: помочь детям.

Конспект по речевому развитию и восприятию художественной литературы «Ветер, ветер» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 муниципального образования Каневской район Конспект Речевое.

Конспект тематического занятия по чтению художественной литературы для первой младшей группы «Игрушки»Конспект тематического занятия по чтению художественной литературы для первой младшей группы «Игрушки» Цель: Учить детей отгадывать простейшие загадки о литературных произведениях. Задачи: - Закрепить знание цветов, геометрических фигур.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Цель: Формирование нравственного воспитания детей в игровой деятельности. Задачи: Образовательные: продолжать учить детей правильно воспринимать.

Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе «Путешествие в мир сказок В. И. Даля»Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе «Путешествие в мир сказок В. И. Даля» Цель: Познакомить детей с творчеством русского писателя В. И. Даля. Задачи: Обучающие: - Формировать знания детей о творчестве писателя.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театромКонспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театром Цель: Выработать умение слушать и смотреть сказку до конца. Задачи: Обучающие: Учить детей узнавать и называть сказку. Учить понимать содержание.

Перспективный план занятий по чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь 1 Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Подарки осени» 2 Пересказ сказки «Козлята и волк» Октябрь 3 Ознакомление с малыми фольклорными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по речевому развитию (чтению художественной литературы) в подготовительной группе
Опубликовано: 19 марта 2023 в 12:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию (чтению художественной литературы) в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Черниговская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД