Марина Черниговская
Конспект открытого занятия по речевому развитию (чтению художественной литературы) в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад п. Бира»
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной группе
Образовательная область «Речевое развитие»
по теме: «Чтение рассказа Анатолия Митяева «Мешок овсянки»
2023г.
п. Бира
Конспект НОД. Речевое развитие
Тема: «Чтение рассказа А. Митяева «Мешок овсянки»
Возраст: подготовительная группа
Публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию (чтению художественной литературы) в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Продолжительность: 30 минут.
Воспитатель: Черниговская М. Д.
Цель: Определение идеи произведения А. Митяева «Мешок овсянки» через организацию чтения и беседы.
Программные задачи:
Речевое развитие :
Продолжать работу по обогащению словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.
Учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Познавательное развитие :
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
Обогащать представления о видах военного транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).
Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
Художественно - эстетическое развитие.
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Социально-коммуникативное развитие.
Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.
Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).
Физическое развитие.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Материалы и оборудование: Текст рассказа А. Митяева «Мешок овсянки», презентация к занятию, коробочка-посылка со значками.
Предварительная работа: Чтение стихотворения : «Армия любимая», «Все на посту», «Военный праздник» И. Гурина; рассказов С. Баруздина «За Родину!», «Слава!», Л. Кассиля «Твои защитники», С. Алексеева «Дом».
Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлевской стены»; Просмотр видеофильмов о воинах разных эпох, о вооруженных сила РФ.
Организация сюжетно-ролевой игры «Моряки»
Словарная работа: Траншея, вещмешок, санитар, наступление.
Индивидуальная работа: развивать слуховое и зрительное внимание у Вовы С., Ксюши Л., совершенствовать стиль партнерских отношений у Сони М., Саши Г.
Региональный компонент: рассказ о земляках- участниках СВО.
Формы реализации детских видов деятельности: игровая деятельность, практическая деятельность, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций.
Методы и приемы реализации и содержания деятельности: наглядные (презентация, сюрпризный момент).
словесные (рассказ воспитателя, беседа, ответы детей, вопросы,
практические (исполнение песни и танца).
Приемы: прием постановки вопроса конкретного характера (дети внимательно слушают).
Рассматривают обложку книги, высказывают свои предположения о сюжете.
знакомятся с новыми словами (дети формулируют проблемный вопрос совместно с воспитателем);
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, Познавательно-исследовательская, двигательная.
Литература :
1. Рассказ Анатолия Митяева «Мешок овсянки».
2. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.
3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009.
4. Гербова В. В. ФГОС Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
5. Омельченко Л. В. Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники.
Ожидаемый результат: Достаточно хорошо владеют устной речью, могут использовать построения речевого высказывания в ситуации общения, у детей складываются предпосылки грамотности, знакомы с произведениями детской литературы о войне.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в зал. Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам приехали гости, давайте поприветствуем гостей и друг друга, пожелаем доброго утра.
Приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться :
-Доброе утро!
- Доброе утро. Как ваши дела?
-Доброе утро, родная земля.
-Доброе утро солнцу и птицам.
-Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, к нам в садик пришла посылка.
Воспитатель зачитывает адрес с посылки: п. Бира, детский сад, подготовительная группа «Морячки».
Как вы думаете, что в этой посылке и кто нам её прислал?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, я услышала все ваши предположения, но мы ответим на этот вопрос в конце занятия, если вы будете внимательны, вы без труда узнаете, кто нам её прислал.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, 9 Мая – светлый и радостный праздник, день Победы. Именно в этот день закончилась Великая отечественная война.
Каждый год мы готовимся к этому празднику, вспоминаем героев войны, тружеников тыла. Вы с родителями участвуете в акции «Бессмертный полк».
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, чьи портреты несут ваши мамы, папы, бабушки и дедушки?
Предположительные ответы детей: портреты родственников, которые погибли на войне.
Воспитатель: А кто нас защищает в годы войны, в мирное время?
Ответы детей.
Воспитатель - Ребята, послушайте стихотворение «Наша Армия»
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу
Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад…
О ком это стихотворение?
Дети: О военных, о защитниках Родины.
Воспитатель: Во все времена наша Родина славилась своими лесами, полями, реками, полезными ископаемыми, умными и добрыми людьми. Поэтому и нападали на наши земли враги.
Но каждый раз, когда на нашу землю приходили захватчики, которые хотели отнять у нас землю, свободу, весь народ вставал на защиту Родины. Мужчины уходили на фронт- биться с врагом, а женщины и дети помогали им в тылу- работают на заводах, обрабатывали землю, шили, вязали для бойцов теплые вещи. И так много раз Россия побеждала своего врага.
Воспитатель: - Сегодня на занятии мы познакомимся с рассказом Анатолия Митяева «Мешок Овсянки».
Анатолий Васильевич Митяев – советский писатель, участник Великой отечественный войны. Он написал много детских рассказов о войне. Сегодня я познакомлю вас с одним из них. Рассказ называется «Мешок овсянки».
Чтение рассказа.
Словарная работа.
Воспитатель: В этом тексте были сложные слова. Может кто - то знает, что они означают?
Воспитатель: Траншея - длинная канава глубиной в рост человека, где от противника прятались бойцы.
Воспитатель: Вещмешок – рюкзак бойца для переноски своих вещей.
Воспитатель: Санитар – помощник доктора, который на поле боя оказывает первую помощь раненым.
Воспитатель: Наступление (войск)- атака.
Воспитатель: Батальон- войсковое подразделение, состоящее из нескольких рот (рота 100 человек, в батальоне 300- 1000 человек.
Воспитатель: Блиндаж- углубленное в землю укрытие, которое защищает от огня противника.
Воспитатель: Сейчас немного отдохнем и споём песню «Защитники мира».
Беседа по содержанию рассказа по мнемотаблицам.
Ответы на вопросы.
- В какое время года происходит действие рассказа? Какая была погода?
- Из чего варил суп повар?
-О ком этот рассказ?
-Почему солдаты обрадовались, когда нашли мешок с овсянкой?
-Кто не дал им сварить кашу? Как оценил поступок рыжего солдата боец Лукашук?
-Что случилось с рядовым Лукашуком? Кто его спас?
- Кого увидел солдат, когда очнулся?
-Для кого приготовил кашу рыжий солдат? Почему поставил ее в снег?
-Почему он был худой? Почему не ел сам кашу?
Предположительные ответы детей - овсянка нужна была для собак. Во время войны собаки использовались для вывоза раненых с поля боя.
Воспитатель: Ребята, скажите, можно сейчас сравнить обстановку на Украине и Великую отечественную войну.
Ответы детей.
Воспитатель: Как мы помогаем нашим воинам, которые участвуют в зоне специальной военной операции?
Ответы детей (собирали посылки, рисовали открытки).
Инсценировка стихотворения Бориса Копалыгина.
«Подарок»
Аня Х.
Утром сестрё нка сказала Наташе:
-Скоро ведь праздник у Армии нашей!-
На календарь показала: - Смотри,
Видишь, краснеет число 23!
А день рожденья взрослым и детям
Нужно, конечно, подарком отметить!
Маша С.
-Коль день рожденья у Армии нашей,
Будет подарок! – решила Наташа.
Что же солдатам подарят они?
Куклу?
Но куклы лишь детям нужны…
Саша Т.
Может, коробку любимых конфет?
Или цветы? Но зимою их нет…
-Вот что! Давай-ка в четыре руки
Свяжем с тобой шерстяные носки!
В холод февральский не выйдешь из дома!
А каково на посту часовому?
Настя С.
Две сестры носки связали
И подружке показали.
На носки взглянула Алла-
И завидно Алле стало:
-Но ведь я неплохо шью,
Я бойцу платок пошлю!
Вышила платок солдату,
Говорит об этом брату.
Вова С.
А её курносый брат
Тоже будущий солдат.
-Что ж, я рамку смастерю
И солдату подарю.
Стёпа М.
Размечтался он и в классе
Рассказал об этом Васе.
Вася – Тасе.
Тася – Мите.
Митя – Рите.
Рита – Вите.
Саша Г.
Командир на стол кладёт
Ящик их фанеры:
-Ну и славный же народ
Наши пионеры!
Ксюша Л.
В казарме радость, шутки, смех
И песенка слышна.
Вошёл, стряхнув с ушанки снег,
Товарищ старшина.
Ксюша Т.
Он к командиру подошёл,
Как надо, доложил,
И перед ним майор на стол
Подарок положил.
- Передаю вам, Колосков,
Подарок от учеников.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Сюрпризный момент.
Так, вот, эта посылка вам от бойцов, которых вы поздравили с праздником «23 февраля» и нарисовали им рисунки и открытки.
Воспитатель открывает посылку и зачитывает письмо, которое лежит в коробке.
Вручает детям значки.
3. Итог занятия.
С каким рассказом мы с вами сегодня познакомились?
О ком этот рассказ?
Ответы детей: рассказ «Мешок овсянки», он об участниках Великой отечественной войны.
Воспитатель: Семьдесят восемь лет тому наша Родина победила в самой жестокой войне. Мы должны вечно помнить воинов-победителей, благодаря которым мы живем на свете.
Аня Х. читает стихотворение:
- Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май!
- Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
- Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли.
Солдаты мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Танец «Красные маки».
Дети вручают гостям белых голубей, сделанных своими руками.