Наталья Захарова
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Наталья Захарова
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
«Моя семья».
Цель: Углублять представления ребёнка о семье и её истории. Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи.
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать развивать речь как средство общения;
• Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
• Совершенствовать умение рассказывать о членах семьи, употребляя в речи имена и отчества родных;
• Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье;
• Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (рассказ близкого человека, телепередача и т. д.);
• Расширять представления ребёнка об изменении позиции в связи с возрастом (ответственность за младших, помощь старшим).
Воспитательные:
* Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным и родственникам.
* Развивать чувство гордости за свою семью.
Подготовительная работа:
• Составление рассказов о семье, чтение стихов и рассказов по теме: «Семья»;
• Рисование портретов членов семьи;
• Совместная работа с родителями по составлению генеалогического древа;
• Рассматривание семейных фотографий;
• Разучивание стихов, пословиц и поговорок по теме «Моя семья».
Материал:
* Портреты мам, пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер.
* Аппликация «Силуэт дерева», листочки с семейными фотографиями.
Ход образовательной деятельности.
1. Вступительная часть.
Дети собраны на ковре, заходят гости, воспитатель вместе с детьми играют с мячом.
«Игру с мячом» : ты бабушке кто? - я бабушке внук, ты сестре - брат, ты брату-брат, ты сестре - сестра, ты маме - дочка, ты дедушке – внучка, ты папе - сын и т. д.)
В: Доброе утро всем! Мы рады гостям, проходите, присаживайтесь. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Д: (хором) Здравствуйте!
В: Уважаемые гости, мы с детьми нашей группы работаем над проектом по речевому развитию и недавно отправили заявку на участие в конкурсе таких проектов. И вчера вечером мне позвонили и сказали, что наша заявка принята и нас пригласили в телестудию на детскую викторину! А в конце телевикторины мы просим наших гостей дать краткое интервью.
(Стук в дверь, заходит телеоператор и представляется.)
Начнем ребята?
Д: Да
В: Прежде чем начать, всем участникам телевикторины необходимо назвать свои: фамилию, имя и отчество, а также кому сколько лет. (Я передаю микрофон. - Молодцы, ребята! Дорогие гости, мы хотим узнать и ваши имена) (ответы гостей) - Спасибо! Ну вот мы и познакомились.
В: Чтобы узнать тему нашей телевикторины необходимо разгадать ребус.
(Дети собираются около доски с ребусом).
В: Ребята, обратите внимание на доску. Отгадайте, какое слово спрятано. (Дети отгадывают слово «семья»)
В: Действительно, тема нашей телепередачи «Семья». И мы просим наших участников занять свои места. А наши гости поддержат участников аплодисментами. (Дети и воспитатель входят в зону для занятий, воспитатель рассаживает детей на стулья.)
В: Приготовились? Камера мотор! Начали.
2. Основная часть
В: Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу викторину «Моя семья» и я, ее ведущая, Наталья Викторовна. Сегодня в нашей студии собрались гости программы и участники, ребята - воспитанники старшей группы детского сада «Дюймовочка». В начале нашей передачи кто может ответить на вопрос: «Что такое семья?»
Д: Семья – это люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, относятся друг к другу уважительно.
В: Хорошо. А теперь поиграем в игру, которая так и называется «Семья». (Я раздаю нашим участникам большие карточки с родственниками, а маленькие карточки лежат картинками вниз. Каждый участник расскажет о том родственнике, который ему попался с помощью маленьких карточек, которые берёт по одной карточке по очереди. Если данная карточка не подходит для рассказа, кладёт её обратно, если подходит - берёт себе. (На основе дидактической игры «Семья»).
В: Кто самый родной человек на свете? Кто ответит? (Отвечает ребёнок, у кого на большой карточке - мама)
В: Значит играть начинаем с мамы! Расскажи о своей маме! (Мою маму зовут., у неё. глаза,. волосы, она небольшого роста, Моя мама - милая, любимая, нежная, красивая, ласковая, добрая, ненаглядная, внимательная, приветливая, чудесная и т. д.. Читает стихотворение о маме).
В: Замечательно! Бери карточку! Подходит то, что изображено на карточке для мамы? (Да-нет, почему)
В: Хорошо, игра переходит к следующему участнику. О ком ещё из членов своей семьи можно рассказать? Кто ответит? (Отвечает ребёнок, у кого на большой карточке - папа)
В: А ты расскажи о своём папе! (Моего папу зовут., у него. глаза,. волосы, он высокий, крепкий, сильный и т. д. Читает стихотворение о папе.)
В: Замечательно! Бери карточку! Подходит то, что изображено на карточке для папы? (Да-нет, почему)
В: Вы замечательно рассказали нам о своих родителях.
В: Самые уважаемые люди в семье? Кто ответит? (Отвечают по очереди сразу два ребёнка, у которых на больших карточках - бабушка и дедушка).
В: Берите карточки! Что больше всего любят делать ваши бабушка и дедушка? (Печь пироги, читать газету, мастерить и т. д. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний).
В: Молодцы! Ребята, у многих у вас есть ещё братья и сестры, давайте поговорим о них. Игра переходит к тем участникам, у кого на карточках – братья и сестры. Берите карточки и расскажите нам о них. (Каждый рассказывает, кто у него брат или сестра, младший, старший, чем любит заниматься, во что играет и т. д.)
В: Хорошо! А кто знает своих дальних родственников? Кто они? (Отвечают по очереди сразу два ребёнка, у которых на больших карточках - тётя и дядя).
В: Берите карточки! Что вы можете рассказать о них? (Как зовут, чем увлекаются, как играют с детьми, когда приезжают в гости, часто или редко видятся).
В: Хорошо мы поиграли! А давайте теперь поиграем и с маленькими телезрителями, которые нас будут смотреть, чтобы им не было скучно! Встаньте все со стульев (ребята выходят ближе к коврографу, итак:
Дружно помогаем маме (наклонились)
Мы бельё полощем сами (полощем)
Потянулись (тянемся, вытираем лоб)
Наклонились (полощем)
Хорошо мы потрудились (вытираем руки)
В: - Молодцы, ребята. (Остаёмся стоять возле коврографа)
В: Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ слагал пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.
• Братская любовь крепче каменных стен.
• При солнышке - тепло, при матушке - добро.
• Согласие да лад - в семье клад.
• Изба детьми весела.
(Дети отгадывают пословицы о семье по картинкам или мнемосхемам, с помощью стрелки коврографа выбираем из них пословицу «Семья ладом полна» и объясняем её смысл)
Воспитатель: Чтобы в семье царил лад, нужно уважать интересы каждого, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова, тогда поиграем: Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!
1. Растает ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.
2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА
4. Если больше есть не в силах, скажем мы – СПАСИБО
В: Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье, но сейчас мы с вами пройдём в нашу творческую мастерскую и постараемся составить свое семейное дерево или свою родословную. (Каждому ребенку приготовлено на столе дерево с заготовленными схемами, дети составляют свое семейное дерево.) Семья похожа на огромное дерево, толстые ветки дерева это бабушки и дедушки, ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы детки.
В: Ребята, сядьте все ровно, спины прямые, ноги вместе. Расстояние от стола до вас – кулачок, помним об этом!
В: Ребята, посмотрите, у вас выросли красивые деревья. Это дерево – ваша семья. Сегодня мы вспомнили очень много из того, что знаем о семье. Давайте подведем итог. Сегодня мы с вами выяснили, что семья это (отвечают хором, я показываю картинки) :
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Хотим, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
В: Я благодарю вас всех за участие в телевикторине «Моя семья». Весь видеоматериал я сегодня же отправлю в редакцию и в ближайшее время сообщу о результатах конкурса. До новых встреч!