светлана рулёва
Конспект открытого занятия по развитию речи в форме квест-игры «Дорога в царство фольклора» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи
в форме квест-игры
«Дорога в царство фольклора»
подготовительная к школе группа
Разработала и провела:
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 147»
г. Дзержинск Нижегородской области
Рулева Светлана Владиславовна
Дата проведения: январь 2022г.
Место проведения: музыкальный зал
Цель: формирование представлений детей о фольклоре.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в форме квест-игры „Дорога в царство фольклора“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи:
1. Образовательные:
- способствовать формированию представлений о видах устного народного творчества;
- формировать умение сочинять загадки.
2. Развивающие :
- содействовать развитию интереса к пониманию смысла образных выражений;
- обеспечивать развитие любознательности, речи, мышления.
3. Воспитательные :
- побуждать детей ценить культурное наследие русского народа;
- способствовать созданию условий для формирования дружелюбного отношения между сверстниками.
Методы: словестный, практический, наглядный.
Формы работы : показ, объяснения, вопросы, загадки, литературное слово.
Предварительная работа: чтение потешек, пословиц, поговорок, загадок, правильное произношение чистоговорок, рассказывание русских народных сказок.
Материалы к занятию : кукла Петрушка, письмо, макет солнце, карта маршрута, снежинки с загадками, корзинка, теремок, бубен, платок, картинки: лампочка, колесо, огонь.
Разрезные картинки по сказкам, мнемотаблицы к сказкам: «Гуси-Лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка».
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Оргаизованный момент:
Дети входят в зал под русскую народную мелодию и встают в круг
Воспитатель: Ребята, протяните ладошки друг к другу и возьмитесь за руки. Вы, почувствовали, какие у вас тёплые и добрые ладошки? Это вы подарили друг другу тепло и радость. Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!
Дети хором: Скажем «Здравствуйте» руками! - хлопают
Скажем «Здравствуйте» ногами! - топают
Скажем «Здравствуйте» глазами! - моргают
Скажем мы ртом «Здравствуйте!» - говорят
Станет радостно кругом!
Сюрпризный момент
Воспитатель предлагает детям подойти к ширме.
Появляется Петрушка в руке у него письмо
Петрушка:
- Мир вам, гости дорогие,
Я явился в добрый час,
Встречу тёплую такую
Приготовил я для вас!
Я принес для вас письмо, а письмо не простое,
оно от самого дедушки Фольклора. (передает письмо ведущей)
Воспитатель: (мотивация)
- Ребята, хотите узнать, что написано в письме? Прочитаем?
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам дедушка Фольклор. Мне нужна ваша помощь. Злой колдун заколдовал солнце в моем царстве и все вокруг уснуло. Помогите мне освободить солнце и разбудить мое царство. Впереди вас ждет много испытаний. Я надеюсь, что вы справитесь с ними. В помощь отправляю вам карту. Желаю вам удачи.
Ваш дедушка Фольклор.»
- Очень странное послание. И имя очень странное у дедушки - Фольклор. Ребята, что такое «фольклор»? (потешки, прибаутки, считалки, загадки, игры, хороводы, сказки)
- А кто их сочинял? (Народ)
Выходят 2 детей и читает стихотворение
1 ребенок: Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
2 ребенок: Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
- Ребята, хотите помочь дедушке Фольклору? Тогда мы сейчас отправляемся в путь. Нам необходимо освободить его царство от волшебных чар злого колдуна. Пусть выглянет солнышко и разбудит все вокруг. Но разбудить царство и справиться со всеми испытаниями смогут лишь дружные ребята.
А вы такие? (Да)
- Давайте это проверим. Что такое дружба? (ответы)
А пословицы вы знаете о дружбе?
Дети рассказывают пословицы:
- «Человек без друзей, что дерево без корней»- Максим М.,
- «Старый друг лучше новых двух» - Саша К. ,
- «Крепкую дружбу и топором не разрубишь» - Артем Г.,
- «Нет друга – ищи, а найдешь – береги»- Василиса
- Ребята, объясните мне значение пословицы:
«Человек без друзей, что дерево без корней» (ответы детей).
- Теперь я вижу, что вы дружные ребята и сможете победить волшебные чары злого колдуна. Отправляемся в путь, ребята!
2. Основная часть
Воспитатель: А на чем мы можем отправиться в царство дедушки Фольклора? ( ответы детей: самолёт, поезд, санки, лыжи)
- Ребята, а какое сейчас время года? (Зима)
- Что-то здесь очень холодно, снег пошел, а давайте мороз прогоним?
Закличка с движениями
- Ты мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос. – грозят пальцем
Уходи скорей домой, стужу уводи с собой – сгибание и разгибание пальцев
А мы саночки возьмём, мы на улицу пойдём, - сделать «замок»
Сядем в саночки-само каточки, - над головой сделать «домик»
Да с горы то ух, в снег пушистый-бух! – подпрыгнуть и присесть
- А теперь предлагаю построить саночки. (мальчик берет девочку за руки и двигаются под музыку по кругу)
- Вот мы и приехали в царство дедушки Фольклора.
Снега намело не проехать, ни пройти: (дети идут змейкой, высоко поднимая ноги, проговаривая слова)
-Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, и на поляне оказались.
Воспитатель: Ребята, где наша карта с подсказками? Давайте ее все вместе рассмотрим и найдем первую подсказку? (рассматривают карту)
Дети: Первая подсказка – снежинка, она находится за елкой. (находят снежинку)
Воспитатель: Это не простая снежинка. Ребята, на снежинке первое задание.
Слушайте первое задание дедушки Фольклора :
«Дорогие ребята, отгадайте мои загадки»
- Посмотрите, ветер разбросал по поляне (ковру) снежинки. На каждой из них загадка. Давайте отгадаем их.
1. На веревке пальцы, держат одеяльце. (прищепки)
2. Черный конь, скачет в огонь (кочерга)
3. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор)
4. Летом греет, зимой холодит (солнце)
(Дети находят картинки с отгадками)
- Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Но чтобы солнышко поскорее выглянуло – давайте сами сочиним загадку про солнце. Но сначала вспомним какое солнце? (яркое, круглое, жаркое).
Воспитатель выкладывает на мольберте картинки: лампочка, колесо, огонь. Дети с помощью этих картинок составляют задачу.
(яркое-но не лампочка, круглое-а не колесо, жаркое- а не огонь)
- Посмотрите, ребята, потихоньку начинает подниматься солнышко. Царство просыпается. Посмотрим на карту и найдем вторую подсказку.
Дети: Вторая подсказка – корзина, она находится за большим сугробом.
(дети находят корзинку, в ней записка)
Воспитатель (читает) : «Следующее испытание «Чистоговорки». Проговорите их, да язычки свои не запутайте».
- Ребята, скажите, почему чистоговорки назвали чистоговорками?
(Ответы детей)
- Давайте встанем в круг. Разомнем наши язычки! Всех чистоговорок не переговоришь, а мы попробуем.
Ребята, повторяйте за мной:
- «ма-ма-ма - на дворе зима»
- «ом-ом-ом - слепим снежный дом»
- «мы-мы-мы - дождались зимы».
- «ды-ды-ды - на снегу следы»
- «ну-ну-ну - саночки тяну»
- «ок-ок-ок - на дворе снежок».
- Хороши ваши язычки, справились с чистоговорками.
Ребята, а я знаю чистоговорку про солнце
- «ло-ло-ло-всем от солнышка тепло».
- Давайте повторим все вместе и запомним ее. (дети хором повторяют)
Воспитатель: Теперь пришло время немного отдохнуть, поможем солнышку с помощью физкультминутки.
Физкультминутка «Солнышко» (проводит ребенок) – Саша К.
- Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)
- К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)
- Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется. (Хлопаем в ладоши)
- А под солнышком всем нам
Весело живется. (Гладим по щекам, улыбаемся)
Воспитатель: Солнышко освобождается от злых чар, а мы идём дальше.
Где наша карта? Что, нас ждет впереди?
Дети: Теремок.
(Дети находят теремок, на окошке висит задание)
Воспитатель: Следующее задание для вас приготовила Бабушка-Сказочница. Никто на свете не знает так много сказок, как она. Каждый день перед сном она рассказывает их своим внучатам. Ребята, а вы любите русские народные сказки? (ответы детей). А какие сказки вы знаете? (ответы детей). Слушайте внимательно задание от самой Бабушки-Сказочницы.
- Посмотрите, на столах лежат конверты. Давайте раскроем их и посмотрим, что там.
- Перед вами пазлы с русскими народными сказками. («Гуси-Лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь»)
- Я предлагаю вам разделиться на команды и собрать пазлы. А затем рассказать сказку, которая пряталась в вашем конверте по мнемотаблице.
(дети делятся на 4 команды и выполняют задание).
- Ребята, вы отлично справились с заданием! Продолжаем путь, что у нас на карте?
Дети: Бубен, он находится около березы (дети находят бубен, в нем задание)
Воспитатель: (читает письмо). «Дорогие ребята! Пришло время поиграть. Какие народные игры вы знаете?» («Прятки», «Салки», «Жмурки», «Горелки», «Два Мороза», «У медведя во бору», «Кошки мышки»).
- В какую игру мы с вами сегодня поиграем?
Дети: «Горелки с платочком»
- В старину любили играть в игру «Горелки». Давайте и мы поиграем. Сначала надо выбрать водящего. (дети выбирают водящего считалкой)
Считалка:
«1, 2, 3, 4, 5- надо солнышку вставать,
6, 7, 8, 9, 10- солнце спит на небе месяц,
Разбегайся кто куда, завтра новая игра»
- Давайте вспомним правила игры (ответы детей)
(Дети делятся на пары, пары становятся друг за другом.
Впереди стоит «горельщик»).
Дети хором поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз,два,три-беги!
Последняя пара разъединяется, и игроки бегут вдоль всей колонны справа и слева от нее. Кто первый добежит до «горельщика» и ударит в бубен, тот назначается водящим
Воспитатель: Идем дальше. Следующая подсказка на нашей карте
Дети: Книга, она находится на столе
Воспитатель: Здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
Труд человека кормит, а лень… (портит).
Любовь и труд счастье… (дают).
Без труда не придет на стол… (еда).
Кончил дело… (гуляй смело).
Солнце встает, так и день… (настает).
Воспитатель. Молодцы! Все пословицы вспомнили.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, солнце поднялось высоко. Мы справились со всеми заданиями и разбудили царство дедушки Фольклора.
3. Рефлексия
Воспитатель: Мы совершили увлекательное путешествие в царство дедушки Фольклора. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на саночки и поехали. (Дети под музыку выполняют движения)
- Вот мы и приехали обратно в наш детский сад. Посмотрите, к нам прилетела еще одна снежинка. Давайте посмотрим что там. Это послание от дедушки Фольклора :
«Дорогие ребята. Вы прошли нелегкий путь, но смогли справиться со всеми испытаниями и освободили мое царство от злых чар. Спасибо вам за помощь».
- Вам понравилось наше путешествие?
- Ребята, о чем вы расскажете своим друзьям и родителям?
- Какие задания вам больше всего запомнились?
- Какое доброе дело сделали мы сегодня с вами?
Воспитатель: Преодолевая все препятствия, мы вспомнили с вами, что такое фольклор, а также жанры фольклора : пословицы, поговорки, загадки, чистоговорки, игры, считалки, сказки. Мы смогли освободить солнышко. И я желаю, чтобы вам всегда светило яркое и теплое солнце.
(В конце занятия детям дарят раскраски «Солнышко»)