Елена Олейникова
Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами фольклора в средней группе «В гости к сказочному герою»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами фольклора в средней группе
«В гости к сказочному герою»
Цели:
1. Уточнить представления детей о разных формах фольклора (заклички, хороводы, колыбельные, потешки, считалки, народные игры, сказки); их назначении; учить громко и чётко их произносить.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами фольклора в средней группе „В гости к сказочному герою“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Помочь детям запомнить и выразительно рассказывать потешку «Ай качи, качи, качи…» с показом движений.
3. Обогащать словарный запас детей: закличка, изба, хоровод, потешка, калачи; активизировать в речи детей глаголы, прилагательные.
4. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику пальцев рук.
5. Развивать внимание, память, мышление.
6. Совершенствовать использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз).
7. Развивать творческие способности детей.
8. Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.
9. Воспитывать интерес к народному фольклору.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Безопасность», «Физическая культура».
Предварительная работа:
1. Чтение русской народной сказки «Жихарка» с показом плоскостного театра.
2. Рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию.
3. Знакомство с потешками, закличками, хороводами, колыбельными, считалками, народными играми.
4. Знакомство с приметами осени, наблюдение за изменениями в природе.
Оборудование:
-Макеты осенних деревьев; плоскостные изображения: туча, солнце, избушка; конверт с приглашением внутри; баранки на верёвочке; корзинка с угощением; венок из осенних листьев; игрушки: кукла Жихарка в русском народном костюме, медведь; фланелеграф, аудиозапись песни «Какой чудесный день».
Ход занятия:
Воспитатель:
Добро пожаловать, гости дорогие!
Гости званные, гости желанные!
Не тесно ли вам, не скучно ли вам?
Для каждого у нас найдётся
И тёплое местечко, и доброе словечко!
-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями (Доброе утро).
Сюрпризный момент:
- Ребята, сегодня утром к нам в детский сад приходил почтальон и принёс конверт. Хотите узнать, что в нём? (открывает конверт и достаёт приглашение). В конверте находится приглашение. А прислал нам его Жихарка. Он приглашает нас к себе в гости, очень хочет с вами поиграть.
-Ребята, а кто такой Жихарка (это маленький человечек).
-А где он живёт и с кем? (он живёт в избушке с котом и петухом).
-Ну что, принимаем приглашение? Только сначала давайте проверим, хорошо ли вы проснулись.
Динамическое упражнение «Давайте поздороваемся»
Дети: С добрым утром, глазки! (широко открывают глаза)
Воспитатель: Вы проснулись?
Дети: С добрым утром, ушки! (массируют уши)
Воспитатель: Вы проснулись?
Дети: С добрым утром, ручки! (потирают руки)
Воспитатель: Вы проснулись?
Дети: С добрым утром, ножки! (топают ногами)
Воспитатель: Вы проснулись?
Все: С добрым утром, солнышко! Мы проснулись! (ручки вверх)
Воспитатель:
-Ребятки, мы с вами собрались в гости, а с пустыми руками в гости не ходят. У меня есть баранки с маком. Возьмём их и подарим Жихарке (кладёт баранки в корзинку).
-Вот мы и готовы отправиться в путь. Давайте посмотрим в окошко: как у нас с погодой.
-Ой, ребята, небо всё в тучах, на улице пасмурно. Значит какая у нас погода? (пасмурная) (на фланелеграфе появляется картинка - туча).
-Что же делать? Давайте мы солнышко позовём. Будем его кликать, звать. Только надо его громко кликать, чтобы оно нас услышало (дети встают, поворачиваются к окошку).
Закличка
Солнышко, солнышко, приходи к нам в дом!
Солнышко, солнышко, мы гулять пойдём!
(на фланалеграфе вместо тучи появляется картинка - солнце)
- Вот и солнышко появилось. Какая стала погода? (солнечная). Значит можно отправляться в путь-дорогу.
-Ребята, Жихарка живёт в своей избушке, в лесу. И мы с вами отправляемся в сказочный лес. Давайте вспомним, как надо ходить по лесу: не кричать, не шуметь, никуда от меня не отходить.
Двигательное упражнение «Прогулка в лес»
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать.
(дети маршируют)
По тропиночке пойдём
Друг за дружкою гуськом.
(ходят «змейкой» между «кочками»)
На носочки встали
И к лесу побежали.
(бегут на носках)
Ноги выше поднимаем.
(ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки»)
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке
Мы весело шагаем.
(маршируют) (дети за воспитателем идут в сказочный лес).
Воспитатель:
-Вот мы и пришли в сказочный лес. Оглянитесь вокруг, посмотрите какие красивые деревья! (на макетах деревьев разноцветные листья).
-Как вы думаете, какое время года хозяйничает в лесу? (В лесу хозяйничает осень).
-Как вы догадались? (на деревьях много разноцветных листьев).
- А мы с вами знаем хороводную игру про осень. Вставайте в круг, будем водить хоровод (встаёт в центр круга и надевает осенний венок).
Хороводная игра «Здравствуй, осень!»
Дети: идут по кругу и поют:
Здравствуй, осень, здравствуй, осень (Внутри круга противоходом идёт воспитатель)
Хорошо, что ты пришла.
У тебя, мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла.
Осень: Принесла я вам муки! (Дети останавливаются, Осень стоит в центре круга)
Дети: Значит, будут пироги! («Пекут пирожки»- то одна ладошка сверху, то другая).
Дети: идут по кругу и поют:
Здравствуй, осень, здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя, мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла.
Осень: Принесла я гречки!
Дети: Каша будет в печке! («Варят кашу»- водя указательным пальцем одной руки по ладони другой).
Дети: идут по кругу и поют:
Здравствуй, осень, здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя, мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла.
Осень: Принесла вам овощей!
Дети: Для салата и для щей! (Отводят в сторону сначала одну руку, потом другую, раскрыв ладони кверху).
Дети: идут по кругу и поют:
Здравствуй, осень, здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя, мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла.
Осень: Принесла я меду!
Дети: Полную колоду! (поднимают руки вверх и через стороны опускают их вниз).
Дети: Ты и яблок, ты и мёду, ты и хлеба принесла, а хорошую погоду нам в подарок припасла? (дети идут по кругу вокруг Осени)
Осень: Дождику вы рады? (Хоровод останавливается)
Дети: Не хотим, не надо! (Отрицательно машут руками, скрещивая их перед грудью и слегка разводя в стороны).
Е. Благинина
Воспитатель:
-Ребята, что-то мы с вами расшумелись. Тихо! Ведь в лесу некоторые звери уже ложатся спать.
-Кто осенью впадает в спячку? (осенью впадают в спячку ёж и медведь).
-Где спит ёж? (ёж спит в норе, а медведь спит берлоге).
-Я вам скажу, по секрету, что ёж уже спит, а вот мишка ворочается в своей берлоге и никак не может заснуть. Давайте споём ему колыбельную песенку, чтобы побыстрее засыпал. А как надо петь колыбельную? Правильно, тихо, ласково, нежно.
(Дети садятся на ковёр, кто-то из детей берёт игрушечного мишку,укачивает его и все поют).
Колыбельная песенка
Баю-бай,баю-бай,
Ну-ка, мишка, засыпай!
Спи в берлоге до весны,
Пусть тебе приснятся сны, а-а-а, а-а-а.
-Мишка заснул, а мы с вами идём дальше (кладут мишку в кроватку).
По тропинке мы пойдём
И к избушке попадём.
(Дети идут за воспитателем «змейкой»)
Воспитатель:
-А вот и избушка Жихарки (на мольберте плоскостное изображение избушки).
-Давайте постучимся. Никто не открывает. Наверно он чем-то занят и не слышит нас, давайте, его позовём (дети зовут сначало тихо, потом громче, потом очень громко).
( Появляется кукла: мальчик Жихарка в русском народном костюме)
Жихарка:
-Здравствуйте, ребята! Кот с петухом на охоту ушли, а у меня много дел по дому. Я очень рад,что до вас дошло моё приглашение и вы ко мне пришли!
Воспитатель: А мы, Жихарка, не с пустыми руками к тебе пришли, мы тебе бараночки принесли.
Жихарка:
-Спасибо, ребята, за угощение. А я знаю потешку про баранки да калачи.
Воспитатель:
-Наши ребята тоже знают эту потешку и могут её вместе с тобой рассказать и показать.
Потешка «Ай, качи, качи, качи…»
Ай, качи, качи, качи! («лепят пирожки»)
Глянь – баранки, калачи!
Глянь – баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи (машут руками вверх – вниз).
С пылу, с жару из печи,
Все румяны, горячи (дуют на ладошки).
Налетели тут грачи (машут «крылышками»)
Подхватили калачи,
Нам осталися б а р а н о ч к и (делают ладошками круг)
Жихарка:
-Ребята, я всё по дому хозяйничаю, а мне, иногда, так хочется с кем-нибудь поиграть.
Воспитатель:
-Ребята, давайте поиграем с Жихаркой в нашу любимую игру (дети встают в круг, воспитатель держит куклу)
Игра «Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, читая стихотворение
Ровным кругом друг за другом
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе
Делаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движения, которые показывает воспитатель (потом кто-то из детей) : поворачиваются, наклоняются, приседают, прыгают на месте и другие.
- А теперь, детвора, поплясать пришла пора! (дети с Жихаркой танцуют под песню «Какой чудесный день»)
Воспитатель:
-Жихарка, нам пора возвращаться в детский сад.
Жихарка:
-Спасибо вам, ребята, что пришли ко мне в гости, поиграли со мной. Мне очень понравилось, приходите ещё. Вот вам угощение на дорожу. Счастливого пути. До свидания.
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять
Через лес пойдём опять.
На носочки тихо встали,
По дорожке побежали,
Прямо в детский сад попали (дети садятся за столы)
Итог занятия :
-Вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, где мы с вами сегодня побывали? (в осеннем лесу, в гостях у Жихарки)
-А что делали? (закликали солнышко, водили хоровод, пели колыбельную, рассказывали потешку, играли в игру «Ровным кругом», танцевали).
-Вы сегодня молодцы. А теперь скажите сами «Мы молодцы!»
-На этом наше занятие заканчивается, а вас ждёт угощение от Жихарки.