Ольга Пушкарева
Конспект открытого занятия «Звуки леса»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗВУКИ ЛЕСА»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по восприятию.
Образовательная область: «Музыка»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Виды детской деятельности: творческая, коммуникативная, познавательная, исполнительская, игровая.
Форма организации: групповая
Возраст детей: старший дошкольный
Тип занятия : доминантный
Публикация «Конспект открытого занятия „Звуки леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Цель: Расширить представления детей об изобразительных возможностях музыки
Задачи:
1. Научить вслушиваться в звуки природы : пение птиц, шум ветра, дождя, шорох листьев.
2. Уточнить представления детей о средствах музыкальной выразительности, изобразительности стиха.
3. Вызвать эмоциональный отклик на прослушанную музыку.
4. Помочь осознать взаимосвязь видов искусств: музыки, поэзии, живописи.
5. Соотносить настроение музыки и природы.
Художественный материал: фонограммы, мультимедиа, аудиозапись «Осенняя песня» П. И. Чайковского, ноты песен «Осень» А. Филлипенко, «Озорной дождик» Вахрушевой, Кабалевский «Полечка», «Дождик» Н. Любарского, картина И. Левитана «Золотая осень».
Атрибуты: зонт, треугольник, металлофон, ложки, осенние листья
Оборудование: фортепиано, мультимедиапроектор, музыкальный центр.
Содержание:
На экране слайд осеннего леса, на полу осенние листья.
Дети входят в зал,звучит фонограмма звуки леса, пения птиц, шум ветра.
М. Р. Здравствуйте, ребята! Сегодня нас встречают чудесные звуки. Посмотрите как красиво вокруг, куда мы попали?
Дети: В лес
М. Р. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной!
О каком времени года говорит поэт?
Дети: Об осени
М. Р. Правильно. Прислушайтесь, что вы слышите?
Дети : Птицы поют, шумит ветер.
М. Р. Как вы думаете, какая погода?
Дети: Солнечная, хорошая.
М. Р. Правильно, птички поют только в хорошую погоду. Как тихо и красиво в осеннем лесу.
Давайте послушаем звуки леса и соберем букет из разноцветных листьев.
(Фонограмма стихает.)
М. Р. Какой красивый букет получился.
Композиторы написали много песен об осени, разных по характеру. Сегодня я вам спою песню «Осень» А. Филлипенко
Дети делятся впечатлениями. С помощью музыкального руководителя дают характеристику песни: В высоком регистре, музыка спокойная, напевная, лирическая, о чем поется в песне.
М. Р. Слова песенки помогают рассказать об осени? Как?
Дети: Да. (ответы)
М. Р. Но есть музыкальные произведения без слов, их исполняют только музыкальные инструменты. И, если прислушаться, можно услышать и шелест листьев, и шум ветра. Послушайте музыкальное произведение П. И. Чайковского «Осенняя песня». Скажите какая теперь звучит музыка?
Дети: Музыка печальная, грустная, слышно как ветер гонит листья.
М. Р. Как вы думаете, какая погода изображена в музыке?
Дети: Пасмурная
М. Р. Как музыка изобразила порывы ветра, листопад?
Дети: Она стала быстрее, громче, то звучит с нарастанием, то затихает.
М. Р. Теперь мы с вами знаем, что музыка своим музыкальным языком может рассказать о многом, например, о времени года, погоде. А сейчас послушайте стихотворение А. Пушкина «Осень».
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. (А. С. Пушкин)
(На экране картина И. Левитана «Золотая осень»)
М. Р. Вы почувствовали какими словами описывается осенняя пора
(ответы детей). Унылая, в золото одетые леса, пасмурная, солнышко редко, дождик идет. А вы сами, что делаете когда начинается дождь?
Дети: Убегаем, прячемся под зонтик.
М. Р. Хорошо. Давайте вы сами определите по звучанию музыки о какой погоде она рассказывает: если погода хорошая – мы будем гулять, если непогода спрячемся под зонтик.
Игра «Гуляем- прячемся».
1-я часть. Кабалевский «Полечка»
2-я часть. Н. Любарский «Дождик»
Дети прячутся под большой зонт.
М. Р. (пока дети под зонтом) .Дождь наверно надолго, льет как из ведра.
Я предлагаю вернуться в зал и вспомнить знакомую песенку.
По вступлению дети узнают песню «Озорной дождик» Л. Вахрушева и исполняют ее.
М. Р А теперь давайте споем эту песенку по-новому. Я принесла вам инструменты, выберите из них тот, который больше подходит для изображения дождика.
М. Р. выносит треугольник, металлофон и ложки. После выбора спросить почему именно этот, все ли так думают.
Дети: Звук треугольника и металлофона похож на звук капелек.
Несколько детей играют, остальные поют.
М. Р Наше занятие подходит к концу. Скажите, что вам понравилось? Может ли музыка изобразить дождь, ветер, грустное настроение? Хорошую погоду, как? Каким инструментом мы с вами воспользовались для изображения дождя?