Наталья Поросова
Конспект открытого занятия по развитию речи для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель МБДОУ №1 «Сказка» Поросова Наталья Павловна г. Лодейное Поле, Лен. Обл. 2022г
Цель: Формирование эмоционального отношения к сказкам
Задачи:
1. Образовательные: учить узнавать знакомые русские народные сказки, героев сказок, с помощью загадок и заданий
2. Развивающие : развивать творческие способности детей в речевой деятельности, развивать умение действовать согласованно
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи для средней группы „Путешествие по русским народным сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
3. Воспитательные: воспитание доброты, желания оказывать помощь, любви к художественной литературе, бережного отношения к книгам.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, игры- драматизации
Словарная работа: кот-мурлыка, опушка, лубяная, посечи
Оборудование: магнитофон с аудиозаписями
Материал: конверт от Бабы -Яги, конверты с заданиями, волшебная палочка, карточки с изображениями героев сказок, ёлки, маски героев сказок, волшебный сундучок, дом ледяной, дом деревянный (лубяной)
Форма организации детей: участие в совместной деятельности
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю встать в кружок. А теперь давайте спросим, проснулись ли мы, готовы ли мы к сегодняшнему дню?
-С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (дети совместно с воспитателем поглаживают веки)
-С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (поглаживают ушки)
- С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (хлопают в ладоши)
- С добрым утром, ножки! Вы проснулись? (топают ногами)
- С добрым утром, солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку)
Воспитатель: Какие мы молодцы! Мы проснулись, у нас хорошее настроение, мы улыбаемся и готовы слушать, видеть и рассказывать. Ребята, посмотрите, к нам на занятие сегодня пришли гости. Улыбнемся и скажем гостям: «Здравствуйте!»
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно. Ребята, с самого раннего детства вы слушаете сказки, и пока вы еще сами не умеете их читать, вам их рассказывают мамы, папы, бабушки и мы- ваши воспитатели. Читая сказки, мы попадаем в чудесный, загадочный мир, где совершаются невероятные чудеса! Ребятки, а давайте с вами сядем и почитаем. наши любимы русские народные сказки. Помните, почему они так называются?
Дети: Потому что их сочинил народ!
Воспитатель: Правильно. Сейчас выберем сказку. Ой! А где же наши книжки со сказками? Книжек тут нет! Все пропали! Зато тут письмо лежит! От кого интересно? От Бабы Яги!
Воспитатель читает письмо: «Ребята, я летала, увидала разбросанные книжки, и забрала их с собой в дремучий лес, больше вы их не увидите. Пока. Баба Яга»
Воспитатель: Ребята, а что же нам теперь делать? У вас есть какие-нибудь идеи?
Дети: Нам надо вернуть книги. Надо идти к Бабе-Яге
Воспитатель: Правильно! Нам с вами нужно отправиться на поиски книжек в волшебный лес! И я знаю волшебные слова, но для этого надо крепко закрыть глазки.
В этот момент помощник воспитателя выставляет макеты елки
Воспитатель:
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В лес дремучий унесет!
Воспитатель: Открывайте глазки, ребята. Где это мы с вами оказались?
Дети: В сказочном лесу
Под музыку выходит Кот.
Кот: Я – Мурлыка серый кот, у меня пушистый хвост, по лесу я здесь хожу, Бабы Яги владения сторожу! Баба – Яга сейчас в соседнем лесу, в командировке. А вы кто такие?
Воспитатель: Здравствуй, кот Мурлыка. Ребята, давайте расскажем котику, кто мы и что тут делаем.
Дети: Здравствуй, кот-мурлыка, мы ребята из группы «Гномики», у нас беда приключилась. Баба Яга все наши книжки со сказками забрала, ни одной не оставила! Книжки выручать надо! (если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает)
Кот: Ааа, понятно! Баба Яга любит книжки забирать, особенно у тех, кто их не ценит, бросает везде!
Воспитатель: Но, Мурлыка, мы -то книжки наши любим, читаем их постоянно.
Кот: (нахмурился). Да? Правда, ребята? Ох, жалко мне вас без книжек то оставлять, раз вы их так любите!Ладно уж, хоть я и живу у Бабы Яги, помогу я вам вернуть книги, но не просто так, вам придется выполнить несколько заданий. Ну, что, готовы?
Дети: Да!
Тогда слушайте: первое задание называется «загадки». Кот начинает загадывать загадки:
1. Возле леса на опушке, трое их живет в избушке,
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)
2. Дорога далека, а корзинка — нелегка, сесть бы на пенек,
съесть бы пирожок! (Маша и медведь)
3. Уходя просила мать никому не открывать, но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь! (волк и семеро козлят)
4. Свой дом зимою в холода она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу (Заюшкина избушка)
5. Румяный круглый паренёк, сбежал из дома на денёк, до той поры пока в лесу не встретил Хитрую лису! (колобок)
Кот: Ну, молодцы! С этим заданием вы справились! А веселиться вы умеете?
Кот: Бабе- Яге бывает очень грустно в лесу, мы тогда с ней включаем музыку и танцуем ее любимый танец. Может быть, повеселимся?
Дети: Да!
Танец «Бабка- Ежка»
Кот: Ой, какие же талантливые ребята….и танцуют и загадки отгадывают. А мне помочь сможете? Висели у меня на стене две такие красивенькие картиночки из кусочков, забыл, как такие картиночки называются (чешет голову)
Дети подсказывают : «Пазлы»
Кот: Точно! Пазлы! Да Змей-Горыныч заходил на посадку, ураган поднялся и все кусочки моих картинок перемешались. Вы ведь наверняка умеете собирать пазлы, поможете мне?
Дети: Поможем, конечно!
Дети, разделившись, на двух столах собирают пазлы.
Кот: Ура! Спасибо вам, ребята! Вы молодцы! За то, что вы справились с заданиями, я вам даю волшебный Сундучок!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Кот нам сказки вернул! Как здорово! (заглядывает в сундучок). Ой, а что это? (достает маски животных)
Кот смеё тся: Вы сначала скажите, из какой сказки эти герои?
Воспитатель: Ну, Кот-хитрец! Думаешь, мы не знаем?
Дети: Это маски из сказки «Заюшкина избушка»
Воспитатель: Да мы не только рассказать можем, но и показать. Покажем ребятки? Присядьте на стульчики, и ты, котик, тоже. Наши ребята тебе сказку покажут.
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
Заяц - Даша, Лиса - Женя, Медведь - Матвей, Собака- Вика, Собака -Маша, Волк - Витя, Бык - Тема, Петух –Тиша
Сценарий театрализованной сказки
«Заюшкина избушка»
Негромко звучит музыка.
Сказочница : В дремучем лесу зайчик маленький жил,
Себе он избушку сам смастерил.
И хатка его лубяная была
Красива, уютна и очень тепла.
И осень неспешно сменила зима,
Соседкой у зайца вдруг стала лиса.
Она смастерила дом изо льда,
Ведь это не сложно, всюду снега.
И жили зверята, не зная беды,
Наступила весна. Всюду тают пруды.
Избушка лисицы с водой утекла,
А заячья хатка на месте. Цела!
Лисичка решила на жалость давить
И к зайчику просится в гости, пожить.
Лиса: Пусти меня погреться.
Сказочница : А он был наивный и добрый малыш, соседку пустил, а лиса ему: «Кыш!» И выгнала зайку хитрюга лиса.
Лиса: Кыш, кыш, уходи, здесь буду жить я!
Сказочница : А зайчик лишь плакал на травке сидя.
А мимо собаки тем временем шли,
(музыка)
Собака 1: О чем, заинька, плачешь?
Заяц - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
Собака 2: Не плачь, зайчик, мы ее выгоним. Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Сказочница : Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет.
Идет мимо медведь
(музыка)
Медведь: О чем, заинька, плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
Медведь: Не плачь, зайчик, я ее выгоню. Уууу. Ступай, лиса, вон!
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Сказочница : Испугался медведь и убежал. Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо бык.
(музыка)
Бык: О чем, заинька, плачешь?
Заяц : Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
Бык: Не плачь, зайчик, я ее выгоню. Уууу. Ступай, лиса, вон!
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Сказочница : Испугался бык и убежал. Опять сидит заяц и плачет. Идет мимо волк
Волк: О чем, заинька, плачешь?
Заяц: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
Волк: Не плачь, зайчик, я ее выгоню. Уууу, ступай, лиса, вон!
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Сказочница : Испугался волк и убежал. Опять сидит зайчик и плачет.
Идет петушок, несет косу на плечах.
(Музыка)
Петух: Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
Петух: Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
Заяц: Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал, гнал - не выгнал, бык гнал, гнал - не выгнал, волк гнал-не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
Петух: Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах, хочу лису посечи, пошла лиса с печи
Лиса: ой… ой….Одеваюсь.
Петух - Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Лиса: Шубу надеваю.
Петух в третий раз: Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Петушок прогоняет лису
Все герои выходят
Сказочница : Дружбой надо дорожить и друзей не подводить!
Всегда друга выручай, всегда другу помогай!
Воспитатель: Ну что, кот Мурлыка, понравилась тебе наша сказка?
Кот: Очень понравилась, теперь я вижу, что сказки вы любите и читаете, ребята вы добрые и отзывчивые, за это я вам книги со сказками возвращаю! Любите, берегите, читайте!
Воспитатель: Кот-мурлыка, а где же книжки наши?
Кот: В сундучке посмотрите
Воспитатель: Так мы же смотрели уже, там только маски нашли
Кот: Так вы же в волшебном лесу, и сундучок волшебный! Загляните-ка еще разок.
Воспитатель и дети заглядывают в сундучок и находят там книги со сказками.
Кот: До свидания, ребята, мне пора, пойду встречать Бабулю-Ягулю
Дети благодарят кота, прощаются с ним. Кот уходит
Ведущий: Ну вот, ребята, книжки мы выручили из беды! Теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель:
Палочкой взмахнем своей,
Мы домой спешим скорей
Раз, два, три, четыре, пять
Вот мы в садике опять.
Воспитатель: Вот мы и оказались снова в нашей группе.
Рефлексия:
Воспитатель задает детям вопросы: Что с нами произошло сегодня? Где мы были? Кого встретили? Понравилось ли вам путешествие?
Предполагаемые ответы детей: Мы были в гостях у кота-Мурлыки. Отгадывали загадки, танцевали с котиком, и сказку показывали. Путешествие понравилось.