Татьяна Становова
Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе «Осенний урожай»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осенний урожай»
Составила и провела: Учитель – логопед Становова Т. В.
Цель занятия :
1 - активизировать словарь существительных, прилагательных по теме «Овощи»;
2 – обучать образованию правильных форм притяжательных прилагательных,
образованию окончаний существительных в родительном падеже единственного числа, образованию окончаний существительных, согласованных с числительными; 3 – продолжать работу над улучшением слоговой структуры слов;
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе „Осенний урожай“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Урожай
- Темочки
4 - закреплять умение детей подбирать прилагательные к существительному с помощью наглядных схем; отрабатывать правильное использование предложно – падежных конструкций;
5 - закреплять правильное использование в речи предлогов НА, С, ИЗ, В, ДЛЯ, ИЗ – ПОД;
6 - развивать крупную и мелкую моторику, координировать речь с движениями;
7 – продолжать развитие фонематического слуха, внимания, памяти, чувства ритма, темпа.
Использованный материал: фланелеграф; демонстрационные картинки для фланелеграфа; муляжи овощей; кукла «Антошка»; лукошко или маленькая корзинка; листки бумаги с нарисованными пунктирными контурами овощей; карандаши красного и зеленого цвета на каждого ребенка; схемы для составления описательного рассказа про овощи; музыкальный центр и диск с песней «Антошка» для проведения творческого момента; конверт с письмом; раскрывающаяся шкатулка в виде помидора; призы на всех участником занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Разгадайте загадки, договорите отгадки.
Уродился корешок для борща готов горшок. Не напрасно мокла в огороде…
(Свекла)
Россыпь розовых ребят. Так и просится в салат. Вот уже готова миска. Полезай в
нее… (Редиска)
На сырой земле лежит. Не чихает. Не дрожит. Кто ты будешь – молодец? Я
зеленый (Огурец)
Под землей она лежит. И на волю не спешит. Пусть еще немножко
подрастет (Картошка)
* А теперь ребятки – посложнее загадки.
«Подумай и скажи, что это?»
Дети отвечают полным ответом. (Это репа. Это лук. И т. д.)
Кругла, а не луна, бела, а не бумага, с хвостиком, а не мышь. (Репа)
Cидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Рыжая девица сидит в темнице. А коса – на улице. (Морковь)
Вы загадки разгадали. Ну а что же Вы назвали?
Что это все вместе? (Это овощи)
Что можно приготовить из овощей? (суп, пюре, салат)
2. Овощам тут каждый рад. Приготовим мы салат. Посмотрите, как его приготовлю я, а потом, приготовьте также свой салат.
Учитель-логопед приводит свой пример образования притяжательного прилагательного и составления с ним предложения:
Из огурцов будет огуречный салат.
Далее учитель-логопед показывает картинку с изображением овоща и предлагает детям составить самим подобное предложение:
из моркови; из лука; из свеклы; из картофеля; из гороха; из капусты; из овощей
3. А теперь поиграем в игру «Чего не хватает?»
Логопед демонстрирует муляжи пяти овощей. Потом просит детей запомнить эти овощи. После чего дети закрывают глаза, а логопед прячет один или два овоща. Потом дети открывают глаза, а логопед задает вопрос : «Чего не хватает?» Дети отвечают полным ответом. («Не хватает огурца, помидора» и т. д.)
4. А теперь самое время показать, и рассказать, как мы собирали урожай.
(проводится физкультминутка)
В огород пойдем. Урожай соберем (шаг на месте)
Мы морковки натаскаем (движения рук –
морковки»)
Мы картошки накопаем. (движения рук – «копание лопатой»)
Срежем мы кочан капусты. (движение рук – «срезание»)
Круглый, твердый, очень вкусный. (демонстрация образа кочана)
Щавеля нарвем немножко (движения рук – «щипание»)
И вернемся по дорожке. (шаг на месте)
К нам сегодня по дорожке гость пришел. Зовут Антошкой.
Посмотрите- ка, Антошка, овощей принес лукошко. Вот какой осенний урожай он собрал.
Антошка предлагает нам засолить в банках эти овощи. Возьмите листочки и нарисуйте зеленые огурцы и красные помидоры.
5. «Обведи по точкам овощи».
Звучит песня «Антошка». Дети обводят на листе бумаги карандашом контуры овощей. Потом дети называют, что они обвели.
6. Поиграем в игру. «Посчитай и называй». Сколько, чего в банке?
Дети отсчитывают и называют овощи, используя свой рисунок («Один огурец, два огурца, три огурца и. т. д.» Счет до пяти).
7. Антошка сочинил и спел песню о картошке, а мы умеем сочинять стихи о разных овощах. Поиграем в игру «Повтори и договори»
Логопед говорит первую часть предложения, а дети повторяют её и добавляют вторую часть по смыслу.
чок – чок – чок – вырос (кабачок)
жан – жан – жан – длинный (баклажан)
ор – ор – ор – красный (помидор)
ец – ец – ец – зеленый (огурец)
ук – ук – ук – очень горький (лук)
уста – уста – уста – круглая (капуста)
Молодцы ребята, вы были внимательны и правильно добавляли нужное слово.
Антошка спрашивает, а знают ли ребята, какие овощи?
8. Поиграем в игру: «Расскажи – какой?» А подсказывать нам будут картинки – схемы.
На демонстрационном материале дети по очереди выбирают овощ и с помощью наглядных схем, расположенных рядом, подбирают нужные определения, прилагательные ( какой: по цвету, по размеру, по форме, по вкусу, на ощупь)
(Картофель (какой) - коричневый, крупный, овальный, вкусный, твердый, гладкий)
9. Антошка написал письмо другу. Но не уверен, все ли правильно он написал. Давайте поможем Антошке. Проверим ошибки в его письме.
Осенью овощи выросли___огороде. Мы собирали овощи___грядки. Папа выкапывал картошку___земли. Мама срывала помидоры___куста. Мы положили овощи___ящик. А дома мы доставали овощи___ящика. Я мыл овощи водой___крана. Потом мы резали овощи___салата.
Дети повторяют предложения, добавляя в них нужные предлоги.
Ну, что ж, теперь Антошка исправит все ошибки в письме.
10. Говорит логопед :
Молодцы ребята. Вы много знаете про овощи. Спасибо и Антошке, который порадовал нас своим богатым осенним урожаем. Ребята, вы поняли, что такое осенний урожай? О чем мы сегодня говорили? Какая игра вам больше всего понравилась?
Логопед подводит анализ занятия и оценивает с детьми их активность. Антошка приготовил для Вас еще один сюрприз. Вот он. Посмотрите, какой большой помидор вырос на его грядке!
(демонстрация коробочки в виде помидора).
Помидорчик не простой. Что – то там внутри гремит, может быть, чудесные семена? Посмотрим.
(Открывает коробочку и дарит детям наклейки - отметки).
Наше занятие подошло к концу спасибо вам за участие и приятного аппетита.