Елназ Таласбаева
Конспект открытого занятия по основам грамоты «Звук [ж]. Буквы Ж, ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: «Коммуникация».
Раздел: Основы грамоты
Тема: Звук [ж]. Буквы Ж,ж.
Цель: познакомить детей со звуком [ж]; буквами «Ж, ж». Учить читать слоги с этой буквой, делить слова на слоги, выделять ударный слог, печатать букву ж. Совершенствовать навыки чтения, звуковой анализ слов. Развивать фонематические процессы, внимание и память, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
Публикация «Конспект открытого занятия по основам грамоты „Звук [ж], Буквы Ж, ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Предметно – развивающая среда: азбуки-тетради, игрушка жука, демонстрационные картинки шаров со слогами для составления слов, иллюстрация к букве «Ж»; раздаточный: карточки «Звуковой анализ слова ЖУК», «Определи место звука в слове», карандаши, счетные палочки.
Билингвальный компонент: ріп - буква, дыбыс – звук.
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-
побудительный I. Организационный момент.
Психогимнастика
Солнышко, солнышко, мы твои лучи
Быть людьми хорошими ты нас научи
- Давайте поздороваемся с нашими гостями. Дети настраиваются на занятие.
Проговаривают слова. Улыбаются друг другу.
Приветствуют гостей.
Организационно-
поисковый II. Встреча с жуком:
- Дети, а вы хотите узнать, кто еще будет нашим гостем?
- Тогда отгадайте загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
- Кто это?
- Правильно.
- Ребята, посмотрите, как он у нас тут хорошо устроился. Жук пришёл к нам на занятие и хочет посмотреть, как вы будете выполнять его задания. Итак, начнём.
- Тот, кто правильно прочитает слоги, может сесть на место.
( На доске написаны слоги: ау, ои, уа, оа, ои, уи, ма, ру, ны, бо, ва, ги)
- Жук для вас приготовил следующее задание: сделаем звуковой анализ слова ЖУК
-Давайте вспомним, как на казахском звучит слово «звук»?
-На какие две группы делятся все звуки?
-А согласные в свою очередь делятся на. ?
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Твердые согласные? Мягкие согласные?
Вывешиваю большую картинку – схему.
-Давайте определим сколько в слове «жук» звуков. (Произношу сама – жжуук. Назовите первый звук.
- Какой он?
Обозначим синей фишкой
- Назовите второй звук. Какой он?
Обозначим красной фишкой
Назовите третий звук - Какой он?
Обозначим синей фишкой.
- Сколько согласных в слове «жук»? Сколько гласных? Сколько звуков?
- Чем отличаются звуки от букв?
- Сколько слогов в этом слове? Как вы догадались? (в слове один гласный, значит один слог). Давайте прохлопаем.
Физминутка
- Вокруг себя все повернитесь и в жуков все превратитесь. Ой, как много жуков! Жуки полетели над поляной. Зажужжали жуки. Сели на цветок, понюхали. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Понравился жукам запах цветка? Вижу, что понравился. Полетели дальше. Сели на другой цветок, понюхали.
- Ну а теперь вокруг себя все обернитесь и в детей превратитесь.
- А теперь пришло время познакомиться с буквой «Ж».
Выставляется картинка жука с буквой «Ж».
- Вот эта буква.
Знакомство с новой буквой.
Игра «Давайте познакомимся» :
- На что похожа буква «Ж»?
Стишок-шутка о букве «Ж» (иллюстрация выставляется) :
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает шипящий звук : ж-ж-ж…
(Обращаю внимание детей на то что буква Ж на стенде обозначена только синим цветом, а значит что звук Ж всегда твердый)
Пальчиковая гимнастика
Я веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня «Жу –жу…»
Нужно сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».
Работа в азбуке-тетради
- Откройте тетради и найдите большую и маленькую букву Ж, обведите её пальчиком.
- Давайте напишем букву Ж в воздухе.
- Выложим букву Ж из счетных палочек.
Печатание большой и маленькой буквы Ж в тетради.
Чтение слогов со звуком ж.
- А сейчас подружим согласную букву «Ж» с согласными буквами «А», «О», «У», «Е», «И».
- Слог ЖИ звучит только твердо. Потому что звук Ж никогда не звучит мягко. Он бывает только твердым. Даже букве И не удается его смягчить. - Слога Ж Ы не бывает! Видите, буквы Ж и Ы не стоят рядом, эти буквы «поссорились».
- Следующее задание. Нам нужно будет определить место звука ж в словах (начало, середина, конец слова).
На доске картинки лыжника, ножниц, жирафа.
- А теперь поделим слова на слоги
- И последнее задание. Игра «Составь слово». Для этого соединим шары парами и составим 4 слова
Вывешивется на доску.
Воспитатель помогает детям. В результате составили слова
жа-ло
лы-жи
лу-жа
но-жи Да, хотим.
Жук
Дыбыс
Гласные и согласные
Твердые и мягкие
Красным, синим, зеленым
Ж
Твердый согласный
Дети выполняют на столах в своих карточках – схемах.
У гласный
К твердый согласный
2, 1, 3,
Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем
Дети рассматривают букву «Ж».
Рассматривают букву Ж на стенде
Дети улыбаются, показывают удовольствие.
Обводят
Печатают
Читают по очереди читают по два слога и садятся на свои места.
У детей аналогично раздаточные карточки. Дети закрашивают соответствующую клетку
Дети прохлопывают, определяют количество слогов.
Дети соединяют слоги, написанные на одинаковых по цвету шарах
Рефлексивно-
корригирующий V. Итог занятия.
- Молодцы! Вы выполнили все задания жука. Он очень доволен вами.
- Что нового узнали?
- Жуку очень интересно, какое задание вам понравилось больше всего?
- И со звуком «ж», и с буквой «Ж» мы встретимся на следующем занятии. А теперь можете идти отдыхать.
Рефлексия.
- Если вам понравилось занятие, поднимите большой пальчик вверх.
Если что-то осталось непонятным, поверните большой пальчик в сторону.
А если не понравилось, опустите большой пальчик вниз.
Букву Ж
Дети по просьбе педагога оценивают занятие
Ожидаемый результат:
Знать: буквы Ж, ж
Иметь: навыки чтения слогов с данной буквой
Уметь: читать слоги с этой буквой, делить слова на слоги, выделять ударный слог, печатать букву ж.