МААМ-картинки

Конспект опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Магнит»

Мария Нагорная
Конспект опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Магнит»

Тема: «Удивительные свойства магнита»

Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.

Задачи:

Образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.

Публикация «Конспект опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе „Магнит“» размещена в разделах

Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, тазик с водой и различными предметами на дне, автомобильные трассы, нарисованные на картоне, тарелки одноразовые.

Предварительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает).

Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности

Дети в свободной деятельности, входят взрослые, дети их доброжелательно приветствуют, приглашают присесть.

- Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне. Посмотрите, я принесла с собой сегодня шкатулку. Но она не пустая. В ней что-то есть. Я предлагаю вам отгадать, что же там. Для этого я загадаю вам загадку.

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним.

Ответы детей

(Магнит)

- Правильно, магнит!

Воспитатель достает из коробки магнит и показывает

Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

Слайд 1

- А кто знает, что такое магнит?

Ответы детей

(Это камень, который притягивает к себе железные предметы)

- Правильно!

- А вы знаете, почему этот камень так называют?

Ответы детей

(Нет! Да)

- Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…

- Присаживайтесь на стульчики и слушайте.

Слайд 2

Слайд 3

Легенда

(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле).

В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы.

Слайд 4

Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик.

Слайд 5

Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым, и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Ответы детей

(Магнитная гора)

- Правильно!

Слайд 6

- Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас и наших гостей отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем. Я предлагаю нам превратиться в младших научных сотрудников института им. Магнитолика и отправится в лабораторию для изучения свойств магнита. У меня для каждого из вас есть бейджики, которые помогут вам перевоплотиться в научных сотрудников, а также с их помощью вы легко найдете свое рабочее место в лаборатории. Посмотрите на картинку на своем бейджике и ищите такую же картинку на рабочих столах.

Воспитатель приглашает детей к столам. (Лаборатория №1) На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка. (Магниты, одноразовые тарелки с набором вещей, пустые одноразовые тарелки, картон с нарисованной на нем трассой)

Опытно-экспериментальная часть

- Ребята, что вы видите на своих рабочих столах?

Ответы детей

(Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани)

- Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. И сейчас мы с вами проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.

Опыт № 1

- У вас на столах, находятся предметы из разных материалов. Я предлагаю взять магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы : в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы отложим на пустую тарелочку тарелочку, а те, которые не притягивает – останутся лежать там, где и лежали.

Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам

- Назовите, какие предметы притянул магнит.

Ответы детей

(Скрепки, монеты, гвоздики)

- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?

Ответы детей

(Из металла, железа)

- А какие предметы не притянул магнит?

(Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки)

- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?

Ответы детей

(Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)

- Свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Опыт № 2

- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон?

Ответы детей

(Да! Нет)

- Хорошо. Я предлагаю вам это проверить.

- Преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.

Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку

- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.

- Готовы?

- На старт, внимание, марш!

- Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.

- Отчего так происходит?

Ответы детей

(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон)

- Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки (монетки) и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.

- Следующие эксперименты нам предстоит провести во второй лаборатории. Я предлагаю вам переместиться туда вместе с вашими магнитами. Помните, что рабочие места нужно выбирать соответственно своим картинкам.

Дети переходят во вторую лабораторию. На столах стоят стаканы с водой, лежат скрепки по три штуки на каждого, стоит тазик (озеро) с водой со скрепками, кнопками, гвоздями, камнями и ракушками на дне.

Опыт № 3

- Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?

Ответы детей

(Да! Нет)

- Давайте проверим.

- У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку и представьте, что это затонувший корабль.

- Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать затонувший корабль со дна моря?

Ответы детей

(Да! Нет)

- Предлагаю вам это проверить.

- Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

- Что мы видим?

Ответы детей

(Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх.)

- Может магнит притягивать через преграду - стекло?

Ответы детей

(Да)

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду - стекло.

Опыт № 4

- А сейчас вы можете проверить, действует ли магнит через преграду - воду.

- Перед вами водоем. Посмотрите, что лежит на дне водоема. Все ли предметы должны там находиться?

Ответы детей

(Да! Нет)

- Некоторые предметы не должны находиться на дне водоемов. Они их загрязняют. Я предлагаю вам попробовать очистить этот водоем от мусора с помощью магнита и выяснить, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду - воду.

- Берите магнит и опускайте его в воду. Что же мы видим?

Ответы детей

(Предметы примагничиваются через воду)

- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили водоем!

- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?

Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду.

Опыт № 5

- Продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.

Хотите повторить этот опыт сами?

Дети повторяют опыт

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

-Скажите пожалуйста, а кто из вас знает где можно применять такие свойства магнита, как его действие через разные препятствия?

Ответы детей

(Что-то можно доставать, при показе фокусов)

Слайд 7

- Ребята, а вы знаете, что у магнита существует два полюса: северный и южный?

Ответы детей

(Да! Нет)

- Кто знает? Какие полюса притягиваются, а какие отталкиваются?

Ответы детей

(Если полюса разные – притягиваются, если одинаковые – отталкиваются)

Слайд 8

- Хотите проверить? Тогда я предлагаю вам сесть на стульчики, а я подойду к каждому из вас со своим магнитом, а вы другой магнит приложите к каждой из сторон моего магнита и узнаете так ли это.

Воспитатель подходит к каждому, дети прикладывают магнитик.

Итог опытно-экспериментальной деятельности

А теперь мы с вами снова стали ребятами и вернулись в наш детский сад. Снимайте свои бейджики и давайте вспомним:

- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)

- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)

- Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)

- Какие свойства магнита вы запомнили?

(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…; Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами).

- Сколько полюсов у магнита?

(Два - северный и южный)

Слайд 9

- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

Слайд 10

Ответы детей

(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами)

- Ребята, а вы знаете, где еще используются магниты?

Слайд 11

Ответы детей

(В медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты)

Слайд 12

Если дети затрудняются ответить, то воспитатель им помогает

- А вы, ребята, знаете, что наша планета Земля – это огромный магнит.

Слайд 13

- У нее тоже есть два полюса Северный и Южный. И это доказать очень просто. Нужно взять для этого компас. Стрелка компаса всегда располагается определенным образом. Северным концом к северному географическому полюсу земли, южным к южному. На нее действует магнитное поле земли.

- Помните, в начале занятия мы с вами слушали легенду о Магнитолике?

- Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

Ответы детей

(Снял доспехи, сделанные из металла, железа)

- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо, вам, за вашу научную работу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

- А теперь я предлагаю вам нарисовать приключения Магнитолика. И Ваши рисунки расскажут о легенде вашим родителям.

Прощаются!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.

Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Невидимка воздух» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебный магнит» Воспитатель: Карташова О. Н.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Этот удивительный песок»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Этот удивительный песок» Дети встали в круг, чтобы поприветствовать друг друга. «Встанем рядышком по кругу, Скажем –Здравствуйте, друг другу! Нам здороваться.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная» Цель: развитие исследовательских умений детей в процессе опытнической деятельности. Задачи НОД: Образовательная область «Познание» (формирование.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-магнит» в младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-магнит» в младшей группе Тема: «Чудо-магнит». Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Магнит»
Опубликовано: 16 марта 2023 в 15:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Магнит»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Нагорная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД