Мария Нагорная
Конспект опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительные свойства магнита»
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.
Задачи:
Образовательные: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.
Публикация «Конспект опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе „Магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, тазик с водой и различными предметами на дне, автомобильные трассы, нарисованные на картоне, тарелки одноразовые.
Предварительная работа: беседа о научно-исследовательских институтах (чем занимаются, кто работает).
Ход опытно-исследовательской экспериментальной деятельности
Дети в свободной деятельности, входят взрослые, дети их доброжелательно приветствуют, приглашают присесть.
- Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне. Посмотрите, я принесла с собой сегодня шкатулку. Но она не пустая. В ней что-то есть. Я предлагаю вам отгадать, что же там. Для этого я загадаю вам загадку.
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним.
Ответы детей
(Магнит)
- Правильно, магнит!
Воспитатель достает из коробки магнит и показывает
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Слайд 1
- А кто знает, что такое магнит?
Ответы детей
(Это камень, который притягивает к себе железные предметы)
- Правильно!
- А вы знаете, почему этот камень так называют?
Ответы детей
(Нет! Да)
- Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…
- Присаживайтесь на стульчики и слушайте.
Слайд 2
Слайд 3
Легенда
(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле).
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы.
Слайд 4
Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик.
Слайд 5
Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым, и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
Ответы детей
(Магнитная гора)
- Правильно!
Слайд 6
- Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас и наших гостей отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем. Я предлагаю нам превратиться в младших научных сотрудников института им. Магнитолика и отправится в лабораторию для изучения свойств магнита. У меня для каждого из вас есть бейджики, которые помогут вам перевоплотиться в научных сотрудников, а также с их помощью вы легко найдете свое рабочее место в лаборатории. Посмотрите на картинку на своем бейджике и ищите такую же картинку на рабочих столах.
Воспитатель приглашает детей к столам. (Лаборатория №1) На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка. (Магниты, одноразовые тарелки с набором вещей, пустые одноразовые тарелки, картон с нарисованной на нем трассой)
Опытно-экспериментальная часть
- Ребята, что вы видите на своих рабочих столах?
Ответы детей
(Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани)
- Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. И сейчас мы с вами проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.
Опыт № 1
- У вас на столах, находятся предметы из разных материалов. Я предлагаю взять магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы : в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы отложим на пустую тарелочку тарелочку, а те, которые не притягивает – останутся лежать там, где и лежали.
Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам
- Назовите, какие предметы притянул магнит.
Ответы детей
(Скрепки, монеты, гвоздики)
- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?
Ответы детей
(Из металла, железа)
- А какие предметы не притянул магнит?
(Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки)
- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?
Ответы детей
(Из дерева, пластика, бумаги и т. д.)
- Свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.
- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт № 2
- Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон?
Ответы детей
(Да! Нет)
- Хорошо. Я предлагаю вам это проверить.
- Преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.
Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку
- Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.
- Готовы?
- На старт, внимание, марш!
- Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.
- Отчего так происходит?
Ответы детей
(Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон)
- Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки (монетки) и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.
- Следующие эксперименты нам предстоит провести во второй лаборатории. Я предлагаю вам переместиться туда вместе с вашими магнитами. Помните, что рабочие места нужно выбирать соответственно своим картинкам.
Дети переходят во вторую лабораторию. На столах стоят стаканы с водой, лежат скрепки по три штуки на каждого, стоит тазик (озеро) с водой со скрепками, кнопками, гвоздями, камнями и ракушками на дне.
Опыт № 3
- Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?
Ответы детей
(Да! Нет)
- Давайте проверим.
- У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку и представьте, что это затонувший корабль.
- Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать затонувший корабль со дна моря?
Ответы детей
(Да! Нет)
- Предлагаю вам это проверить.
- Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
- Что мы видим?
Ответы детей
(Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх.)
- Может магнит притягивать через преграду - стекло?
Ответы детей
(Да)
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду - стекло.
Опыт № 4
- А сейчас вы можете проверить, действует ли магнит через преграду - воду.
- Перед вами водоем. Посмотрите, что лежит на дне водоема. Все ли предметы должны там находиться?
Ответы детей
(Да! Нет)
- Некоторые предметы не должны находиться на дне водоемов. Они их загрязняют. Я предлагаю вам попробовать очистить этот водоем от мусора с помощью магнита и выяснить, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду - воду.
- Берите магнит и опускайте его в воду. Что же мы видим?
Ответы детей
(Предметы примагничиваются через воду)
- Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили водоем!
- Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду.
Опыт № 5
- Продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.
Хотите повторить этот опыт сами?
Дети повторяют опыт
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
-Скажите пожалуйста, а кто из вас знает где можно применять такие свойства магнита, как его действие через разные препятствия?
Ответы детей
(Что-то можно доставать, при показе фокусов)
Слайд 7
- Ребята, а вы знаете, что у магнита существует два полюса: северный и южный?
Ответы детей
(Да! Нет)
- Кто знает? Какие полюса притягиваются, а какие отталкиваются?
Ответы детей
(Если полюса разные – притягиваются, если одинаковые – отталкиваются)
Слайд 8
- Хотите проверить? Тогда я предлагаю вам сесть на стульчики, а я подойду к каждому из вас со своим магнитом, а вы другой магнит приложите к каждой из сторон моего магнита и узнаете так ли это.
Воспитатель подходит к каждому, дети прикладывают магнитик.
Итог опытно-экспериментальной деятельности
А теперь мы с вами снова стали ребятами и вернулись в наш детский сад. Снимайте свои бейджики и давайте вспомним:
- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)
- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)
- Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)
- Какие свойства магнита вы запомнили?
(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…; Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами).
- Сколько полюсов у магнита?
(Два - северный и южный)
Слайд 9
- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?
Слайд 10
Ответы детей
(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами)
- Ребята, а вы знаете, где еще используются магниты?
Слайд 11
Ответы детей
(В медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты)
Слайд 12
Если дети затрудняются ответить, то воспитатель им помогает
- А вы, ребята, знаете, что наша планета Земля – это огромный магнит.
Слайд 13
- У нее тоже есть два полюса Северный и Южный. И это доказать очень просто. Нужно взять для этого компас. Стрелка компаса всегда располагается определенным образом. Северным концом к северному географическому полюсу земли, южным к южному. На нее действует магнитное поле земли.
- Помните, в начале занятия мы с вами слушали легенду о Магнитолике?
- Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?
Ответы детей
(Снял доспехи, сделанные из металла, железа)
- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо, вам, за вашу научную работу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
- А теперь я предлагаю вам нарисовать приключения Магнитолика. И Ваши рисунки расскажут о легенде вашим родителям.
Прощаются!