Галина Новикова
Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимние деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел образовательной программы: Окружающий мир
Возрастная группа : старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Интеграция образовательных областей: «Познание» - раздел «Ознакомление с природой», «Коммуникация» - раздел «Грамматический строй речи», «Художественное творчество»- рисование.
Цель: обогащать представления детей о времени года и о зимних деревьях средствами интеграции познавательной, изобразительной, речевой деятельности.
Методы и приё мы:
Словесные (объяснение, вопросы,
Наглядные (презентация, карточки,
Публикация «Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе „Зимние деревья“» размещена в разделах
- Деревья зимой. Зимние деревья
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Игровые (физминутка,
Практические (рисование).
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, карточки, уголь, белая гуашь, кисти, бумага, ватные палочки, тряпочка для рук.
Предварительная работа: наблюдение примет зимы в природе с воспитателями и родителями, беседы о жизни диких животных зимой, рассматривание иллюстраций зимнего леса, чтение художественной литературы о зиме.
Задачи:
Уточнять и расширять знания воспитанников о характерных признаках зимы, развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить детей рисовать дерево зимой в технике : дерево - угольным карандашом, снег - тычок жесткой кистью, снежинки - ватными палочками.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Активизировать словарь по теме «Зима». Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.
Ход занятия.
1. Вводная часть: Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! Всех вас видеть рада я! У нас сегодня гости, поздоровайтесь. А теперь посмотрели друг на друга и улыбнулись.
2. Любите отгадывать загадки?
Дети – Да!
Педагог– Тогда слушайте:
Замела все вокруг, прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку, я отправила на юг.
Я морозна и бела и надолго к вам пришла. Кто это?
Дети – Зима! 2 слайд.
Педагог – Правильно, ребята!
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, неслышно.
Педагог – Что бывает зимой?
Дети – Зимой бывает снег, лед, сосульки, мороз, Новый год, елка, подарки. 3 слайд
Педагог – А какой снег бывает зимой?
Дети – Снег бывает липкий, пушистый, искристый, скрипучий. 4 - слайд
Педагог – Когда лежит много снега, что это?
Дети – Сугроб. 5 слайд
Педагог – Что такое снегопад?
Дети – Это когда падает много снега. 6слайд
Педагог – А что такое метель?
Дети – Это когда ветер снег поднимает, метет. 7 слайд
Педагог – А как можно веселиться зимой?
Дети – Кататься на санках, коньках, лыжах! 8 слайд
Педагог – Правильно! А хотите мы сейчас оденем лыжи и отправимся на прогулку в зимний лес? Я вас приглашаю! Давайте оденемся потеплее (дети выполняют движения, иллюстрирующие одевание, одевайте «лыжи» и вперед! 9 слайд.
Звучит музыка, демонстрируется мультимедийная презентация с репродукциями картин художников о зиме «Зимняя сказка».
Педагог – Вот мы и в лесу! Посмотрите, ребята, как красиво вокруг! Какая тишина, не слышно птичьих голосов, только скрипит под ногами искристый снежок (педагог имитирует скрип снега). Как красиво в зимнем лесу!
10 слайд
3. Пальчиковая игра «Деревья зимой» 11 слайд
Шапки снежные надели
Клены, липы, сосны, ели (показать- надеть шапки)
Вот могучий старый дуб,
Снежный он надел тулуп (показать - надеть тулуп)
Ветер сильно вдруг подул, (помахать руками перед собой, подуть как ветер)
Все деревья закачались (качаться из стороны в сторону)
Шубы, шапки потерялись (потрясти руками перед собой)
4. Беседа. Воспитатель: Мы уже с вами многое знаем о жизни дерева : почему желтеют и опадают листья, как наступает листопад, как это важно для жизни дерева, а сегодня я вам расскажу о том, как живет дерево зимой.
Зимой все деревья спят. Они перестают питаться и расти. Осенью лиственные деревья сбросили с себя листву и прикрыли свои корни теплым одеялом. Кора - это внешний защитный слой ствола и веток дерева.
Знаете ли вы, как отличить зимой одно дерево от другого?
Узнать дерево зимой можно по кроне, по цвету коры, расположению веток, по почкам и плодам.
Дуб – это лиственное дерево семейства буковых с плотной древесиной и своеобразными резными листьями. Дуб сильное, могучее дерево, живущее до 1000 лет. Первые 80 лет дуб растет в вышину, а позднее, напротяжении всей жизни, — в толщину. Дуб не любит ни сильной жары, ни морозов. Существует народная примета: когда распускается дуб, то обязательно наступает похолодание. Все лето дерево покрыто плотной кроной темно-зеленых листьев, осенью появляются плоды — жёлуди. Древесина дуба издавна очень ценится. Она обладает большой прочностью, твердостью, долговечностью икрасивым рисунком. В воде не гниет, поэтому используется в строительстве, кораблестроении, в производстве мебели, бочек. Кора дуба используется в медицине как противовоспалительное средство.
Легче других деревьев можно узнать зимой березу. У нее крона мягкая и ажурная. Это единственное дерево с белой корой, которая называется берестой. Веточки настолько тонкие, что свисают вниз словно нити. Деревья с такими свисающими веточками у нас называют плакучими.
Рябина— дерево или кустарник, вид рода Рябина семейства Розовые. Широко распространённое малоценное плодовое деревце, заметное своими яркими плодами, остающимися на ветвях растения до глубокой осени и даже иногда на всю зиму.
Рябину принято относить к древесным формам, поскольку в большинстве случаев у нее имеется единственный ствол. Часто он раздваивается, но сохраняется характерная для деревьев крона. Кроме того, продолжительность жизни рябины в естественных условиях около 80 лет. Однако она может быть и кустарником, это зависит от особенностей вида или от условий произрастания.
У липы – мощная крона и почти черный ствол. Зимой хорошо можно рассмотреть рисунок веточек, они растут зигзагами и напоминают ломанную линию. На некоторых ветках сохраняются плоды — орешки. У кленов ветки прямые, боковые ветки растут парами, как стрелочки. На женском дереве клена в солнечный день золотятся крылатки.
У осины кора гладко-зеленая и внизу сплошь усажена желто-оранжевыми пятнами. Лиственницу можно узнать по шишкам на ветках.
ИКТ - Послушайте стихотворение С. Есенина «Белая Береза» - видео-презентация.
Педагог предлагает нарисовать зимнее дерево березку в технике графика углем. Пошагово показывает и поясняет, как нарисовать ствол и ветки с помощью угля. Затем закрываем корни и веточки деревьев толстым снежным покровом в технике тычком жесткой кисти.
Зимний лес таит свои чародейные тайны, снежные секреты…
5. Самостоятельная деятельность.
ИКТ – звучит видео-презентация
Дети садятся на свои места, педагог напоминает последовательность работы. При затруднении художественный руководитель еще раз объясняет технологию работы, тем, кому нужна помощь.
6. Пока сохнет дерево, играем в игру
«До свидания старый лес»
До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес!
(Идут по кругу и машут рукой)
По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали,
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
(Маршируют на месте. Прыгают на месте. Обнимают себя руками. Идут по кругу и машут рукой)
3. Итог. Педагог – Посмотрите, какие чудесные деревья получились- стройные, заснеженные, как кружевные. А что вам, дети, понравилось в рисунках больше всего? (2-3 ребят дают анализ работ сверстников).
По окончании занятия все рисунки рассматриваются, с каждым ребенком обсуждаются.