Архипова Ольга
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Там на неведомых дорожках»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности.
Образовательная деятельность: «Речевое развитие»
Тема: «Там на неведомых дорожках»
Возраст: подготовительная к школе группа.
Подготовила и провела: воспитатель 1 квалификационной категории Архипова О. А, 2020г.
I. Задачи:
1. обучающие:
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Там на неведомых дорожках“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
продолжать закреплять знания воспитанников по теме: «Речь» (устная и письменная; примеры; речь состоит из предложений; предложения – из слов; слова – из звуков и букв; слог – часть слова; отличие звуков от букв; образование гласных и согласных звуков; различать согласные: твёрдые – мягкие, звонкие - глухие);
упражнять в подборе слов с заданным звуком;
составлять из слогов слова, из слов – предложения с последующим анализом;
закреплять умение составлять схемы слов;
ставить ударение.
2. развивающие:
Развивать фонематический слух, внимание;
Продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слов.
3. воспитывающие:
воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, умение работать в команде.
II. Оборудование, материал:
1. ноутбук, проектор, экран;
2. на бересте- письмо, рюкзак, кубик с гласными и согласными буквами,
3. на модуле - сигналы (твёрдый- мягкий звуки, дерево с колокольчиками (звонкие звуки,
4. мольберты (с перфокартами «Зашумлённые буквы», больших мяча со слогами, картинки с данными слогами, обручи, под мячами указатель маршрута, дерево с колокольчиками, избушка, «разбитая посуда»- на половине тарелок –слоги (3-х цветов, схемы зашифрованных слов, конструктор «гусеница», наборы букв на магнитах, простые карандаши, печка с пирожками – словами, слова с прищепками –ударение, сундук с 3-замками, 3- ключа (в ёмкости с горохом, яйцо с иглой (из дерева), запись музыкального произведения.
III. Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.
IV. Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Ребята, давайте встанем в круг и скажем друг другу «Доброе утро!», а теперь гостям все вместе.
2. Сюрпризный момент.
Скажите, что мы сейчас обнаружили на нашем волшебном дереве? (бересту)
Вы знаете, а на бересте что-то написано.
Чтение письма: Наши добрые друзья! Кощей Бессмертный захватил Королевство речи, чтобы никто не смог не писать, не читать. Спрятал речь за 7-мю дверями, за 7-мю замками. Помогите, освободите наше Королевство. Но добраться до нас не так просто. Ведь на неведомых дорожках может разное случиться. (слайды)
Откройте все двери, а главное найдите сундук Кощея – там его сила.
Как вы думаете, мы сможем помочь? А не побоитесь? Как же нам добраться? Карты нет, но есть начало пути (показываю начало пути и стрелки).
Прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним, что такое речь?
Игра с мячом. (дети стоят по кругу)
- Речь бывает …. (устной и письменной)
- Приведи пример устной, письменной речи.
- Речь состоит из …. (предложений).
- Предложения состоят из (слов).
- Слова – из …. (звуков, букв).
- Чем отличаются звуки от букв? (звуки произносим и слышим, буквы видим и пишем)
- На какие 2 группы делятся звуки и буквы? (гласные и согласные)
- На какие группы делятся согласные звуки? (твёрдые – мягкие; звонкие - глухие)
4. Игра «Собери в дорогу рюкзак» (дети передают рюкзак и подбирают слова с определённым согласным звуком в разных позициях) - выбираем по кубику.
На экране – «В добрый путь!»
5. «Полянка звуков»
Дружно мы пошли - на полянку все пришли! Здесь необычные цветы – сигналы. Что они обозначают? (твёрдые, мягкие звуки)
- Это «Полянка звуков». Кощей их заколдовал.
- Поможем навести порядок на полянке? (произношу звуки - дети показывают нужный сигнал – синий или зелёный)
Воспитатель обращает внимание на дерево.
- Посмотрите, обычное ли это дерево?
- Что растёт на дереве? (колокольчики)
- Почему на дереве – колокольчики? (показывают на звонкость звука).
6. «Игра с колокольчиками» (выявление звонких и глухих звуков)
- А сейчас поиграем в игру «Ловля звуков» (воспитатель произносит звуки с разной интонацией и громкостью, дети повторяют).
- Порядок навели на полянке звуков, давайте посмотрим, открылась ли 1- дверь? (слайд)
- Да, вы –молодцы!
- Куда дальше нам идти?
А вот и указатель (3 стрелки: «волк», «кикимора», «друзья»).
Налево пойдёшь - волку в лапы попадёшь,
Направо пойдёшь – к Кикиморе в болото попадёшь,
Прямо пойдёшь – друзей себе найдёшь!
- Как вы думаете, по какой дороге мы пойдём? (прямо)
Перед нами возвышенности. Кощей и тут применил свои колдовские чары – заколдовал все буквы. Давайте разделимся на команды. (деление по звукам: дети стоят по кругу, педагог произносит на ушко ребёнку звук, образуются команды).
7. Игра «Зашумлённые буквы» (на 3 мольбертах карточки с «зашумлёнными буквами»; задание: найти подходящие буквы на магнитах).
-Справились с заданием? Смогли ли мы открыть 2-ю дверь? (слайд и указание дальнейшего маршрута)
«Кощей закидал дорогу камнями, освободите дорогу, и вы узнаете дальнейший маршрут»
Но камни непростые, на них написаны слоги. А что такое слог? (часть слова). Мы разделимся на команды. (дети выбирают карточку со слогом и находят свою команду; подбирают картинки с заданным слогом; проверка команд)
- А теперь каждая команда убирает с дороги свой камень. Мы справились, посмотрим открылась ли 3-ая дверь? (слайд)
Под камнями- надпись: «Избушка бабы- Яги»
- Дальше мы идём? (к избушке бабы-Яги)
8. Уже потемнело, посмотрите на небо. (гимнастика для глаз)
9. Стих про Бабу-Ягу с движениями.
Вот избушка. (показ)
В ней старушка-
Бабушка Яга живёт. (изображают)
Нос крючком (показ,
Глаза большие (показ,
Словно огоньки горят (разжимают кулачки).
Злая, вредная старушка (показ мимикой,
Дыбом волосы стоят (поднимают руки вверх).
- Она вредная, т. к. «разбила свою любимую посуду».
- Поможем собрать? (дети берут в каждую руку по 1- части посуды одного цвета, идут к обручу такого же цвета - деление на команды). Задание: собрать посуду.
9. Игра «Собери слова» (из кусочков разбитой посуды):
1. Капель, ручей, почки;
2. Снежок, санки, коньки;
3. Цветы, плоды, грибы.
(команды читают свои слова, называют время года)
- Открыта ли 4- дверь? (слайд)
9. Найдите иллюстрацию с изображением вашего времени года. (работа за столами в командах)
Составление схемы слова из крупной мозаики (1-команда – зима; 2-команда- лето; 3-команда- весна).
Открывается 5-ая дверь (слайд)
Надпись: «Угадайте слово, и вы узнаете, куда нам идти!»
10. «Зашифрованное слово» (на карточках перепутаны буквы, под ними цифры правильной последовательности; задание выполняет каждый ребёнок на своей карточке)
- Что за слово? («печка», открывается 6-ая дверь на слайде)
11. Куда мы отправимся? (отправляемся к печке)
- Что она нам приготовила? (пирожки)
Но пирожки – не простые, на них – слова.
- Что же мы будем делать со словами?
(на слайде- «Составьте предложения»)
Деление на команды по хлопкам. Каждой команде – поднос с «пирожками». Проверка. (открывается 7-дверь)
12. – Все двери открыты. Вот и сундук Кощея. Можем мы его открыть? (ключей нет) Где же их взять? (миска с горохом – там ключи, ищут посыльные из команд, по цветам подбирают ключи к замкам)
Открывают сундук, а там –яйцо, в яйце- игла. Двери открыли, вот она сила Кощея. Сломаем иглу?
Голос Кощея: Ребята, пощадите меня! Я больше никого не буду обижать, стану очень хорошим.
- Поверим Кощею? Но, чтобы он действительно никого не обижал, мы одарим его лучшими качествами, которые есть у нас.
Игра «Ласковые слова» (дети стоят по кругу, расхваливают)
Например,
- Я – добрый и Кощей стал добрее;
- Я- весёлый и Кощей стал веселее, и т. д.
– Мы надеемся, что Кощей больше не будет так поступать, а станет лучше.
Рефлексия
- Сегодня мы путешествовали. Кому помогали? Какие задания выполняли? Было сложно? Какое настроение? Передадим своё настроение друг другу. А теперь подарим гостям.