Елена Метальникова
Конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».
Составила учитель- логопед Метальникова Е. А
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
МБДОУ №26 Г. Майкоп
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».
ЦЕЛЬ:
Закрепление знаний детей по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов - предложения;
Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Совершенствование навыков и умений работать со схемой;
Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.
Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза)
Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;
Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитание культуры межличностных отношений.
Воспитывать желание говорить правильно и красиво, доброжелательное отношение друг к другу.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Наглядный (пособия, картинки);
Словесный (совместная речевая деятельность);
Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Магнитофон, аудиозапись «звуки моря, ветра», предметные картинки, набор для звуковой схемы слова, набор для составления схемы предложения, мяч, цветные квадраты, конструктор ТИКО Азбука.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
Педагогический опыт учителя-логопеда Н. В. Нищевой “Система работы в логопедической группе для детей с ОНР”, Железнова Е. «Пальчиковые игры».
Ход ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: -Доброе утро!
-Доброе утро! - солнцу и птицам.
-Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
Введение в тему занятия :
Звук ветра.
- Ребята, что это за звук?
- Ветер. Он все усиливается!
- Что это он принес?
- Письмо! Давайте прочитаем!
- “Помогите! На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свой пиратский сундук. А чтобы найти его, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил. За выполнение каждого задания получить букву. Только собрав все буквы можно узнать код замка, открыть сундук и освободить звуки». Королева Правильной речи.
- Здесь приложена карта!
-Ну, что, поможем жителям Острова Правильной речи? Тогда в путь! Но сначала вспомним:
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
1 ребенок:
Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается ГЛАСНЫЙ.
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.
- Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
2 ребенок:
А СОГЛАСНЫЕ … согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь.
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
-Чем обозначаются звуки речи на письме?
- Молодцы! Ребята, а давайте отправимся в это удивительное путешествие на корабле.
Помоги нам, ветерок, паруса надуй, дружок!
- Давайте, поможем ветру!
3. Развитие дыхания
Работа над речевым дыханием «Ветерок». Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик.
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай и кораблик подгоняй.
Дети делают вдох и выдох по 3 раза. - воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются; - выдох должен быть длительным, плавным; - ребенок не должен надувать щеки.
-Мы приплыли на ОСТРОВ ЗАГАДОК. Здесь Пират оставил свои Пиратские загадки-обманки. Нужно правильно отгадать все загадки, чтобы получить первую букву!
Кукарекает спросонок
Милый, добрый. ПОРОСЁНОК
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это. МИШКА
Кто с утра в хлеву мычит?
Я так думаю, что. КИТ
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду. ЖИРАФ
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый. ВОЛК
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать. СОЛОВЕЙ
С пальмы вниз, на пальму снова,
Ловко прыгает. КОРОВА
Над лесом солнца луч потух.
Крадётся царь зверей. ПЕТУХ!
- Мы правильно отгадали загадки и получили первую букву).
Дети получают букву З. (Выставляется на магнитную доску)
Ребята, чтобы правильно выговаривать все звуки, нужно выполнить гимнастику для язычка!
4. Развитие артикуляционной моторики
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
5. Произношение слов со звуком [З].
-Найдите и назовите на картинке все слова, в которых есть звук [З].
6. Определение позиции звука [З].
«Подберите картинки по схеме» Теперь ребята садитесь за столы. внимательно рассмотреть схемы слов. Что обозначает первая схема? (это слово, в котором, например звук [З] слышится в начале). Аналогично рассматривается остальные схемы, где заданный звук слышится в середине и в конце слова. Выполнив задание, дети рассказывают, где находится звук.
- Молодцы! Ну, снова в путь!
- Следующий остров - ОСТРОВ ЧИСТОГОВОРОК.
-Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки.
РА – РА - РА — начинается игра.
ЛИ – ЛИ - ЛИ - в море корабли
ЛА – ЛА - ЛА – осторожно, здесь скала
УРЬ - УРЬ - УРЬ - не боимся бурь.
ШО – ШО - ШО - у меня все хорошо.
ЖУ – ЖУ - ЖУ - я со звуками дружу.
ЩУ – ЩУ - ЩУ – я звуки отыщу.
БРО – БРО - БРО — делайте всегда добро.
РЫ – РЫ - РЫ — наступил конец игры.
- Молодцы! Мы выполнили это задание и получили букву… У!
Дети получают букву У. (Выставляется на магнитную доску)
- Поплыли дальше! Впереди вижу остров. Он называется ОСТРОВ ПЕРЕПУТАННЫХ СЛОГОВ.
Я даю задание вам всё расставить по местам.
ДИЛ-КРО-КО, СЛОН, РАФ-ЖИ, БРА-ЗЕ.
- Сколько слогов в слове? (с мячом)
- Молодцы! Вы справились!
7. Падежное управление
Игра «Есть- нет» со словами крокодил, жираф, зебра.
Дети получают букву К (выставляется на магнитной доске)
- Как обрадовались животные! Они весело запели! Послушаем их веселую песню и потанцуем вместе с ними!
8. Развитие общей моторики
Физминутка «У жирафа»
9. Составление предложений
- Впереди ОСТРОВ НЕПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Нас встречают странные предложения. Нужно слова расставить в правильной последовательности и назвать количество слов в предложении:
КРОКОДИЛ, ЛЕЖИТ, ПЕСКЕ, НА.
ЛЮБЯТ, КОКОСЫ, ОБЕЗЬЯНЫ.
СВЕТИТ, ЛАСКОВОЕ, ЯРКО, СОЛНЦЕ.
- Назовите предложение. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье… (прыжки по квадратам, составление схемы предложения).
- Молодцы!
Дети получают букву В (выставляется на магнитной доске).
- Мы собрали все буквы. Нужно найти сундук (карта).
- Но как его открыть? Нужно из букв выложить слово.
- Какое слово получилось?
Дети выкладывают слово «ЗВУК» (сундук открывается, звуки рассыпаются из сундука.
10. Звуковой анализ и синтез
- Сколько букв в слове?
- Сколько звуков в слове?
- Составьте схему слова ЗВУК.
Дети выкладывают звуковую схему слова «ЗВУК» (ТИКО)
- Назовите первый звук – [З]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите второй звук – [В]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, звонкий).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите третий звук – [У]. Расскажите про этот звук (гласный).
- Каким символом его обозначим?
- Назовите четвертый звук – [К]. Расскажите про этот звук (согласный, твердый, глухой).
- Каким символом его обозначим?
- Проверьте, правильно ли вы выложили схему слова ЗВУК.
Звук ветра. Ещё одно письмо. «Королева острова Правильной речи и жители этого острова – Звуковички приветствуют вас! Они очень рады освобождению. Благодарят вас за помощь.»
- Заканчивается наше путешествие. Нам пора в группу. Вы оказались смелыми и отважными моряками.
- Вас не напугали трудные задания Злого Пирата?
- Какое задание показалось самым трудным?
- Все закройте глаза. Вот мы и в детском саду. А вот подарки, которые прислала для вас Королева острова Правильной речи. Я благодарю вас. Спасибо!