Татьяна Олефиренко
Конспект открытого занятия «Путешествие в мир комнатных растений» по образовательной области «Ребёнок и природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: формировать представления о необходимости соблюдения правил поведения в процессе взаимодействия с комнатными растениями; продолжать формировать представления о способах ухода за комнатными растениями в соответствии с их потребностями: полив, рыхление, опрыскивание, удаление пыли с листовой пластины; уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях; закрепить представления о признаках растений как живых существ : двигаются; поворачивают листья, стебель, цветок; питаются; дышат; растут; размножаются); развивать умение узнавать и называть 5-7 комнатных растений; вызвать у детей эмоционально-положительный отклик на игровые действия; воспитывать ответственность за состояние растений ближайшего окружения.
Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие в мир комнатных растений“ по образовательной области „Ребёнок и природа“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
Оборудование и материалы: кисточки, лейки, пульверизаторы, влажные салфетки, фартуки, комнатные растения, деревянные палочки для рыхления почвы, таз, вода, клеёнка, карточки-символы, изображающие строение растений, мультимедиа, схемы ухода за комнатными растениями.
Предварительная работа: наблюдение и рассматривание комнатных растений, беседы о них; дежурство в уголке природы; чтение стихотворений и загадок о природе, рассматривание иллюстраций на тему «Комнатные растения».
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение, дети действуют согласно тексту:
Я здороваюсь везде – дома и на улице:
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце).
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо).
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают "ветерок").
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают "дубок").
Здравствуй, Утро! (Жест вправо).
Здравствуй, День! (Жест влево).
Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны).
- К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся….
Сегодня на занятии мы поговорим о природе. Природа бывает живая и неживая. Неживая природа- это что? А живая природа? Давайте вспомним, что относится к живой природе? (Ответы детей).
А почему вы думаете, что цветы живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают.)
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры. (К. Жане)
- Ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте одну историю. (Дети проходят на стульчики.)
Рассказ воспитателя (в записи) с показом слайдов. (https://drive.google.com/file/d/1aKRU-sdUZfbULOXiDJlsBDMXMoPpbVJ5/view?usp=sharing)
«Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, гвоздики, настурции, ромашки…
Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.
- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что же Зима? А зима засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши.»
- Ребята, как вы думаете, а зимой мы с вами можем увидеть цветы? (Да, можем. Это комнатные цветы, за которыми человек ухаживает в уголке природы.)
- А где можно увидеть много различных цветов зимой? (В оранжерее, зимнем саду.)
«- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.»
- Молодцы. Пока вы внимательно слушали сказку, ваши ножки и тело слегка затекли и хотят размяться.
Физкультминутка.
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок». (Дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай (Вращение головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка. (Наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся. (Встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе. - Все мы любим цветы, и вы знаете, что цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Как вы думаете, чем полезны растения? (ответы детей). Правильно, они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите, пожалуйста, ещё раз, как называются цветы, которые растут в комнате? (комнатные)
- Правильно, у нас в группе тоже есть уголок природы, в котором растут комнатные цветы. Но посмотрите, здесь появился какой- то необычный цветок. Он, по- моему, грустит. Что с тобой случилось, почему ты такой грустный?
- (Голос цветка) Вы знаете, что растения могут грустить и радоваться? Они могут чувствовать боль и испытывать состояние счастья от общения? Пыль на листьях говорит, что цветок желает умыться, сухая земля кричит о жажде, а поникшие листья о том, что воздуха не хватает. Вот я и загрустил, потому что увидел, что ребята не всё знают о комнатных цветах, так как многие из них выглядят неухоженными.
- Ребята, давайте развеселим цветок. Ведь мы там много знаем о жизни комнатных цветов. Согласны? (да)
Задание 1
- Смотрите, у нас на столе появились какие- то необычные божьи коровки. Давайте посмотрим на них. (Дети присаживаются за столы и рассматривают божьи коровки, под которыми скрываются картинки комнатных цветов.)
- Я думаю, что вы знаете, как называются цветы, которые спрятались под божьими коровками. Давайте по очереди назовём и покажем цветы.
- Молодцы, вы правильно назвали и показали цветы. Так как их можно назвать одним словом? (комнатные) Почему? (Потому что они растут в помещении (комнате).)
Дыхательная гимнастика «Цветы распускаются»
- Вы знаете, что цветы дышат. Так давайте покажем как.
Ребёнок стоит, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Затем разгибает пальцы, при этом выполняет вдох через нос. После пальцы сжимаются в кулачок в обратном порядке, выполняется выдох («цветок закрылся»). Повторить несколько раз.
Задание 2
-Вы знаете из каких частей состоит цветок? (Да. Стебель, листья, корни, цветы.) Перед каждым из вас лежат части цветка, давайте соберём его.
Дети выкладывают схематично цветок и говорят, для чего нужна каждая его часть:
- корни всасывают воду, питательные вещества, удерживают растение в почве, дышат;
- стебель передаёт воду, питательные вещества, удерживает листья, цветки;
- листья поглощают свет, дышат, испаряют влагу;
- Цветы радуют глаз людей, дышат, образуют семена.
- Правильно, для того что бы цветок рос красивым, здоровым ему необходимы все части. А что еще необходимо цветам для жизни? (земля, свет, тепло, вода)
- Да. Цветы любят тепло, иначе они не вырастут и не расцветут. Им нужен воздух, они дышат всеми органами: стеблем, листьями, корнями
Задание 3
Игра «Что было бы, если бы…»
- Что было бы, если бы цветок поставили в темное место? (Ответы детей).
- Что было бы, если бы цветок забыли полить? (Ответы детей).
- Что будет, если за цветком ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать? (Ответы детей).
Задание 4
Игра (с фонариком) «Как ухаживать за комнатными цветами»
- Посмотрите, на столе лежат красивые горшки с цветами и они необычные. В каждом горшочке скрывается способ ухода за комнатным цветком. Возьмите по одному горшочку и фонарик. Подсветив фонариком сзади, вы сможете назвать способ ухода.
Подсвечивая фонариком, дети по очереди рассказывают о способах ухода за комнатными цветами.
Задание 5
Трудовая деятельность по уходу за цветами.
- Вы правильно назвали способы ухода за комнатными цветами. У нас на столе стоят цветы, которые загрустили и хотят, чтобы вы им помогли стать красивыми и ухоженными. Подойдите, выберите себе цветок. Но перед началом работы давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Комнатные цветы».
На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки)
Здесь у нас цветёт герань.
А здесь красавец бальзамин,
Каланхоэ рядом с ним.
Фуксия, бегония- (загибают пальцы по очереди, начиная с мизинца)
Мы все названья помним! (раскрывают ладошку)
Мы взрыхлим цветы (шевелим опущенными вниз пальцами)
Польём (соединяем все пальцы с большим)
Пусть подрастают день за днём! (обе ладошки соединяем «бутончиком», поднимаем над головой и раскрываем «цветком»)
Дети выполняют трудовую операцию, согласно схеме.
- Посмотрите, какие красивые стали цветы, как здесь уютно, красиво.
- Чем мы сегодня с вами занимались? А что вам понравилось больше всего?
- Ребята, смотрите! Наш цветок улыбается.
- (Голос цветка) Спасибо, ребята! Вы большие молодцы! Как много вы знаете, о нас, цветах. Мне радостно видеть, что в этой группе за цветами ухаживают.
- Молодцы! Вы славно поработали. Наш волшебный цветок стал весёлым.