Оксана Паламарчук
Конспект открытого занятия по крымоведению в подготовительной группе с использованием квест-технологии «Крымская степь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по крымоведению в подготовительной группе с использованием квест-технологии
Тема «Крымская степь»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Вид деятельности: непосредственно-образовательная, игровая
Тип: интегрированное.
Публикация «Конспект открытого занятия по крымоведению в подготовительной группе с использованием квест-технологии „Крымская степь“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Возраст детей: 5-7 лет
Цель: обогащение знаний детей о растительном и животном мире крымской степи, расширение кругозора детей, формирование экологической культуры.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закреплять у детей представление о степи как о природной зоне;
- формировать умения взаимодействия с природой, не нарушая экологических правил;
- обеспечивать познавательный интерес, устойчивость приобретенных знаний о растительном и животном мире крымской степи;
- рассказать причины исчезновения степных растений и животных и необходимость их охраны постоянных мест обитания;
- показать взаимосвязь между растительным и животным миром с условиями их обитания.
Развивающие задачи:
- развивать познавательную и исследовательскую активность, любознательность, кругозор, вариативное мышление, коммуникативные и творческие способности;
- развивать умение взаимодействовать с природой, не нарушая её экологических правил;
- развивать творческое воображение у детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать в детях умение понимать, ценить и оберегать красоту окружающего мира.
Предварительная работа: беседа про степную местность, о растительном и животном мире на конкретных видах; изучение карты Крыма; чтение энциклопедий, беседы о Крымской Красной книге, д/ игры: «Узнай по запаху», «Чей голос?», «Собери животное», отгадывание загадок.
Материал: ИКТ, экологические знаки, мешочки с лекарственными травами, карта Крыма, карточки с изображением растений и животных на липучках, картина степи А2, видео-сообщение от Ёлочки, разрезные картинки животных, запись пения птиц.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Добрый день, ребята! Давайте поздороваемся и подарим свои улыбки друг другу (встанем в круг) :
«Здравствуй, солнце золотое, здравствуй небо голубое,
Здравствуй море, степь, поля, здравствуй, Родина моя!»
Воспитатель: Мне сегодня утром пришло видео сообщение от эколёнка- Ёлочки. Ребята, а вы знаете кто такие Эколята?
Дети: Сказочные герои, которые очень любят природу и помогают детям заботится о ней.
Видео сообщение: Здраствуйте, ребята! Я - эколенок Ёлочка. Недавно моя подруга Умница рассказывала о том, что кроме леса есть ещё и степь. Я знаю, что вы живете в степной зоне Крыма. Мне очень бы хотелось иметь карту степной местности с растительным и животным миром, чтобы изучить её получше. Вы сможете мне помочь?
Воспитатель: Поможем?
Дети: Да
Воспитатель: Нам с вами повезло жить на удивительном полуострове, под названием?
Ответы детей: Крым.
Воспитатель: Как у нас с вами есть дом, в котором мы живем. Так и у каждого животного, у каждого растения есть свое место обитания.
Сл. 1Посмотрите на экран. Это Крым. Здесь соединились между собой
Сл. 2 великолепные горы
Сл. 3 зелёные равнины,
Но самую большую часть Крыма занимает именно степь. Я хочу, с вами, сегодня отправиться в путешествие по крымской степи, чтобы вы больше узнали о ней и помогли мне оформить карту для Ёлочки.
Воспитатель: Но перед тем как отправиться в путь, мы должны вспомнить о правилах поведения на природе. Ведь мы должны её оберегать.
(Дети рассматривают знаки и формулируют правила) :
1) Нельзя собирай в степи цветы, а только любуйся ими.
2) Нельзя ловить бабочек.
3) Нельзя разоряй муравейники.
4) Нельзя оставлять мусор на природе!
Воспитатель: Внимание на экран! Перед нами схема маршрута по ней мы будем путешествовать по крымской степи от пункта к пункту.
Воспитатель: А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Правильно. Но мы сегодня поедем на волшебном поезде.
Выстраиваемся в колонну.
Дети говорят:
1,2,3,4,5 Поезд наш едет, колеса стучат,
В поезде нашем много ребят
На встречу знаниям спешат
(Едем по кругу).
Сл. 4 Звук поезда.
Сл. 5 Остановка: «Условия жизни в степной зоне»
Воспитатель: Дети, расскажите, какая весна в Крыму?
Ответы детей: Весна пестрит яркими цветами: в степи, появляются сон-трава, тюльпаны, красные маки, затем злаки.
В: Какое лето в крымской степи?
Ответы детей: Лето в здесь длинное, засушливое, жаркое.
Воспитатель: А часто ли в степи идут дожди летом?
Ответы детей: Дожди летом идут редко.
Воспитатель: А как вы думаете, здесь много растет деревьев?
Ответы детей: да, нет) Давайте проверим, кто из вас прав.
Дети подходят к столу.
Опыт.
Воспитатель: Вода в степи проливается летом в виде чего…
Дети: Дождя.
Воспитатель: Она впитывается куда…
Дети: В почву.
Воспитатель: Растения всасывают воду с помощью чего…
Дети: Корней
Сл. 6
Воспитатель: Значит, нам надо полить почву и посмотреть, как корни вбирают воду. (В горшок с сухой землёй мы наливаем немного воды, т. к дожди здесь очень редкие. Вода впиталась, теперь мы раскапывае лопаткой землю, и определяем, насколько глубоко проникла вода в землю. Земля намокла неглубоко).
Воспитатель: Ребята, какой длинны корни у деревьев?
Дети: Длинные.
Воспитатель: Сможет ли к ним просочится дождевая вода?
Дети: нет
Вывод: Деревьям и кустарникам тяжело расти в степи, им не достаточно влаги.
В: А у травы, какой длинны корень?
Дети: короткий.
Воспитатель: Как вы думаете, хватит ли ей воды?
Дети: Да, ведь корень у травы короткий и находится у поверхности почвы.
Воспитатель: Вывод: Из-за того, что в степи дожди идут очень редко, здесь растут только травы. Они способны переносить засуху и быстро восстанавливаются. Разнообразие растений в степи зависит от количества влаги. А теперь отравляемся дальше.
Дети говорят:
1,2,3,4,5 Поезд наш едет, колеса стучат,
В поезде нашем много ребят
На встречу знаниям спешат
Следующая остановка «Растения степи».
Воспитатель: дети, какой цветок в Крыму цветёт в мае?
Дети: мак
Сл. 7 маковое поле
В. : Правильно. Мак расцветает весной, в мае. За ними охотятся фотографы и туристы, потому что это действительно невероятно красиво. Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на маковое поле?
Дети : красоты, нежности, хрупкости, очарования, наслаждения.
В: А какой еще красивый весенний цветок расцветает в степи?
Дети: Тюльпан. Это самое главное чудо степи …
Сл 9 поле тюльпанов
Сл. 10 Самым первым, в крымской степи, расцветает белый тюльпан. Чуть позже появляются желтый и красный – тюльпан Шренка. Это редкий вид. Именно он занесен в Красную книгу.
Воспитатель: А скажите, что такое Красная книга.
Ответы детей: Это книга, в которую записывают все исчезающие виды растений и животных.
Сл. 11 Воспитатель: В нашей республике есть своя КРАСНАЯ КНИГА. Их две: Красная книга Республики Крым (Животные) и Красная книга Республики Крым (Растения, грибы и насекомые).
Воспитатель: Ребята сейчас загадают вам загадки про степные цветы.
Сл. 12 Дидактическая игра «Угадай цветок»
До чего же смелый
Этот цветок белый!
Только дунет ветерок –
К облакам взлетит цветок. (Одуванчик)
* * *
Я ее на лугу
Отыскать всегда смогу.
В белом платьице она
И нарядна и скромна. (Ромашка)
* * *
Словно огоньки,
Раскрываются цветки,
Растёт семьёй,
Называется … (Пион)
* * *
Грива есть, а не лошадка.
Хоть седой, я молод.
Мне в степи живется сладко,
Ни к чему мне город.
Там, где ветер гладит спинку,
Поднимая к небу пыль,
Вы увидите травинку -
Называется … (ковыль)
Воспитатель: Ребята, скажите, а какие полезные лекарственные растения мы можем встретить в нашей степи?
Ответы детей: ромашку, чабрец, полынь, шалфей.
Воспитатель: В нашей степи много различных трав. Я расскажу вам секрет, что каждое лекарственную траву необходимо собирать в определенный период и только когда, она приобретает лекарственные свойства.
Воспитатель: Давайте, посмотрим, сможете ли вы распознать лекарственные травы по запаху.
Дидактическая игра «Определи растение по запаху». (Предлагаются мешочки с ромашкой, чабрецом, полынью, шалфеем)
Вывод: наша степь не только красива маковыми полями, но и полезна своими лекарственными растениями.
Физминутка
Цветы
Раз – два - три выросли цветы (сидим на корточках, встаём)
К солнцу потянулись высоко: (тянемся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (Смотрим вверх)
Ветерок пролетал, цветы качал (раскачиваем руками влево и вправо над головой)
Влево качнулись - низко нагнулись. (Наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко нагнулись. (Наклоняются вправо)
Ветер, убегай! (Грозим пальцем)
Ты цветочки не ломай! (приседаем)
Пусть они растут, растут,
Деткам радость принесут! (медленно приподнимаем руки вверх, раскрываем пальчики)
Воспитатель: Мы с вами немного отдохнули. Едем дальше
Воспитатель: садимся в поезд,
Дети говорят:
1,2,3,4,5 Поезд наш едет, колеса стучат,
В поезде нашем много ребят,
Навстречу знаниям спешат.
Остановка «Насекомые»
Воспитатель. В степи растений много, значит и насекомых тоже. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы их знаете?
Сл. 13-16 Дидактическая игра «Насекомые»
Назовите насекомое степного Крыма, изображённое на карточке. Объясните почему насекомое находится в красной рамке?
(Потому что занесено в Красную книгу)
Слайды насекомых – дети называют
Ответы детей: богомол обыкновенный, жужелица венгерская, скарабей священный, носорог - силен, бабочка (пестрянка, белянка, шмель, пчела.
Сл. 17 Картинка с пауком
Воспитатель: Паук - это насекомое?
Дети: Паук относится к типу членистоногих, класс паукообразных. Но паук - это не насекомое, а животное, поскольку у всех насекомых по 6 ножек, а у паука 8 ножек. Питаются пауки насекомыми и способны вырабатывать яд.
Воспитатель: А есть ли пауки в степи?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: А какой самый опасный?
Ответы детей: Тарантул, он ядовит. Он кусает людей редко, но очень больно. Если с кем-то из вас такое произойдет, то сразу нужно обратиться за помощью к взрослому.
Вывод: Благодаря травянистому покрову, в степи живёт множество насекомых.
Воспитатель: звук птичье пение. Интересно, куда мы отправимся дальше?
Дети: остановка «Птицы степи»
Дети говорят:
1,2,3,4,5 Поезд наш едет, колеса стучат,
В поезде нашем много ребят,
Навстречу знаниям спешат.
Воспитатель: В крымской степи проживает очень много птиц. Давайте попробуем узнать их по голосу.
Сл. 18 Дидактическая игра «Что за птица поет?» .
Ответы детей: дрофа, журавль, серая куропатка, жаворонок, обыкновенный перепел, степной орёл, степная лунь.
Вывод: Наша степь наполнена разнообразным птичьим пением.
Воспитатель: Ребята, о ком мы ещё не говорили (о животных)
Дети: о животных
Дети говорят:
1,2,3,4,5 Поезд наш едет, колеса стучат,
В поезде нашем много ребят,
Навстречу знаниям спешат.
Следующая остановка нашего маршрута «Животные степи»
Воспитатель: Давайте выясним, что за животные проживают в степи, предлагаю вам собрать картинки из частей.
Дидактическая игра «Собери животное».
суслик малый, полевка, тушканчик большой, лиса, заяц-русак, енотовидная собака, ласка, степной хорек, мышка степная, слепушонок, хомяк обыкновенный.
Назовите, что за животное у вас получились.
Воспитатель: А какой зверек занесен в Красную книгу Республики Крым?
Ответы детей: большой тушканчик.
Воспитатель. : Ребята, посмотрите, какая красивая карта крымской степи у нас получилась, как в ней буяет жизнь. Надеюсь, Ёлочке понравится наша карта и будет ей очень полезна. Берегите природу.
Сл. 19 На экране появляется фото крымской степи
За ваше старание, я дарю вам интереснейшую книгу о крымском полуострове. Ведь на нашей малой родине ещё много интересного!
Воспитатель: Нам пора возвращаться. Давайте закроем глаза и по считаем до 5
1,2,3,4,5 в детский сад возвращаемся опять.
Итоги занятия :
1. Скажите, куда мы с вами поехали на волшебном поезде?
2. Какие остановки в этом путешествии вам понравились больше всего?
3. Что вам больше всего запомнилось из нашего нахождения в крымской степи?
Воспитатель: Какие ребята вы молодцы! Сколько много знаете и умеете. Вы настоящее знатоки крымской степи! На следующем занятии, мы с вами познакомимся с условиями крымской зимы в степи и узнаем, как животные зимуют здесь. До новых встреч!