Ирина Шулепова
«Использование дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики». Родительское собрание с элементами практикума
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Использование дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
План собрания.
1. Вступительная часть.
2. Компьютерная презентация «Использование дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста»
3. Практическая часть.
4. Заключительная часть.
1. Вступительная часть.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну из важнейших проблем. Какую? Отгадайте, пожалуйста, загадку:
«Пять да пять родные братцы,
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать?»
(Пальцы.)
- Тема нашего собрания - практикума посвящена как раз им, а точнее -развитию мелкой моторики рук у ребенка.
- Речь и мелкая моторика у ребенка развивается постепенно, т е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. "Рука -вышедший наружу мозг" - писал Кант. Что он хотел этим сказать? Не много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы
отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.
Учителя в школах отмечают, что многие 7-летние дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Всё это в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.
Многих сложностей можно избежать, проводя целенаправленную работу по развитию мелкой моторики пальцев рук. Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. И мы, родители и воспитатели должны уделять должное внимание упражнениям и играм по развитию мелкой моторики.
Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук, тем быстрее развивается его речь.
2. Компьютерная презентация: «Использование дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста»
3. Практическая часть.
- Уважаемые родители важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие детей.
- Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию детей, а какие способствуют успешному развитию.
В этом нам поможет игра «Цветные зонтики» Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной - благоприятные.
Возьмите по одной карточке и встаньте под зонт, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор
Неблагоприятные факторы.
1. Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и дедушек)
2. 3амена общения просмотром телевизионных передач.
3. Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующих возрасту ребёнка.
4. Дефекты строения артикуляционного аппарата ребёнка.
5. Быстрая, нечёткая речь взрослого, сюсюканье.
6. Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу
Благоприятные факторы.
1. Эмоционально-положительное общение с ребёнком.
2. Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребёнка.
3. При появлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистам.
4. Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков.
5. Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка.
6. Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.
- Уважаемые родители! Давайте будем играть с малышами в интересные оздоровительные игры. Как играть, этому должны научить взрослые, но сначала должны освоить такие приёмы мы сами. Дорогие игрушки не понадобятся, а инициативность и творческие способности ребенка разовьются. Итак, давайте играть.
- Хорошо начать игры пальчиками с массажа, нежное поглаживание, «надевание перчаток» разминаем каждый пальчик, затем энергичное растирание ладоней и пальчиков, «согреем ручки»
Массаж пальцев рук и ладонных поверхностей (с использованием различных массажёров)
Хорошо массажирует ручки бассейн из фасоли, различной крупы. Прячем маленькие игрушки в фасоли, побуждаем ребёнка искать, при этом ребёнок развивает усердие, внимание.
«Котёнок кусается»
Бельевой прищепкой «кусать» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.
«Сильно кусает котёнок глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
(взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой)
Пальчиковые игры.
Пальчиковая игра:
1. Способствует овладению навыками мелкой моторики;
2. Помогает развивать речь ребенка,
3. Повышает работоспособность коры головного мозга,
4. Развивает у ребенка психические процессы мышление, внимание, память, воображение
5. Снимает тревожность
«Пальчики-грибочки»
Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:
Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!
«Расскажи стихи руками»
Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой.
Ребёнку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нём каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.
Покажите малышу, как можно связать стихотворные строки с движением рук и пальцев. Повторите все движения вместе с ребёнком. Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно - два движения. Занимайтесь с ребёнком только тогда, когда он здоров и спокоен.
«Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату,
Мы захлопали в ладошки
Очень рады солнышку!»
Шнуровка.
Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно -незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Игры со шнурками можно разделить на несколько видов:
1. Шнуровки сюжетные (пришнуровывайте недостающие детали к картине)
2. Цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков.
3. Отдельные детали, которые необходимо соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная игрушка.
а) Нанизываем на шнурок макароны, крупные пуговицы.
Главное объяснить малышу каждый этап: берём шнурок, продеваем в «окошко», тянем шнурок, проделать каждый этап отдельно и последовательно.
б) Развязать, завязать шнурки, заплести косички.
Игры с прищепками.
«Забавные прищепки»
Игра с прищепками многоуровневая.
- Сначала снять (все до одной) при этом, неважно как, важно, что ребёнок прилагает усилие.
- Прикреплять прищепки, постирали куколке одежду; платочки.
- Складывать прищепки в одну коробочку, силуэты в другую, платочки в корзиночку, прищепки в коробочку. Важно прищепки подобрать легко сжимающиеся, чтобы пружина не была слишком тугой, у ребёнка может пропасть интерес.
Игры с водой.
Дети обожают игры с водой.
1. С помощью волшебной рыбки- губки в тарелке появляется вода. Опускаем губку в воду, переносим в другую тарелку, выжимаем.
2. Высыпаем в воду шарики (от погремушек, выловить сачком, сложить в ёмкость.
Важно каждый этап проделать отдельно, последовательно
1)Поймали шарик сачком
2)Взяли шарик пальчиками
3)Опустили в ёмкость.
Обязательно должен быть эффект законченности, всегда всё делать до конца.
3. При купании в ванной отжимать губки, переливать из одной емкости в другую, мыть игрушки, стирать одежду для куколки, платочки.
4. Вымыть губкой цветок.
Рисование красками.
Предложить малышу порисовать пальчиками. Можно рисовать одним, двумя
Или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик отпускается в
краску определённого цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или ещё что-то.
«Рисунок на крупе»
Берём яркий поднос, и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы)
«На лыжах»
На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок - это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги. Двигается на лыжах,
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы»
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно
«Копилка»
Баночка от кофе. В прорезь опускаем пуговки можно и денежки
Сортировка мелких предметов.
Сортировать можно всё: пуговицы, игрушки, макаронные изделия и т д. Фасоль белая, бардовая; в одну тарелочку белую, в другую бардовую.
1) по виду
2) роду
3) цвету
4) по размеру (сортируем мелкие макаронные фигурки)
Пальчиковый театр.
- Что такое пальчиковый кукольный театр:
Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации» деревья, домик, репка и так далее. Пальчиковый кукольный театр можно купить в магазине или сделать самому.
- Для чего нужен пальчиковый кукольный театр?
Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
4. Заключение.
Учёными доказано, что в возрасте до 3-х лет активно образуются связи между клетками головного мозга и мозг достигает своего развития на 70-80%, своего потенциала, конечно, зги не значит, что дальше, мол, не развивается. Закладывается та фундаментальная база, та платформа, на которой строится всё дальнейшее образование и от этого зависит, кем станет
малыш, чем будет увлекаться, какие достижения будут у него в жизни. Каким он будет успешным, коммуникабельным, весёлым, общительным.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук. Это шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры. Мы поговорили с вами о том, как можно завлечь малыша дома и для того, чтобы игра получилась полезной, интересной, увлекательной, не обязательно идти в магазин и покупать дорогостоящие импортные игрушки, достаточно оглянутся по сторонам и вместе с папой и мамой сделать увлекательную игру своими руками.
Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не
превышало 10 минут. Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.
Игра с наклейками. Прикроем гриб листиками.
- Уважаемые родители перед вами на мольберте нарисованы грибочки, пожалуйста, наклейте на грибочки красные листики, если тема собрания вам понравилась, и вы для себя взяли что-то интересное и полезное, и если нет, наклейте жёлтые листики.