Получи документы

«Использование дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики». Родительское собрание с элементами практикума

Ирина Шулепова
«Использование дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики». Родительское собрание с элементами практикума
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Использование дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

План собрания.

1. Вступительная часть.

2. Компьютерная презентация «Использование дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

3. Практическая часть.

4. Заключительная часть.

1. Вступительная часть.

- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну из важнейших проблем. Какую? Отгадайте, пожалуйста, загадку:

«Пять да пять родные братцы,

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать?»

(Пальцы.)

- Тема нашего собрания - практикума посвящена как раз им, а точнее -развитию мелкой моторики рук у ребенка.

- Речь и мелкая моторика у ребенка развивается постепенно, т е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. "Рука -вышедший наружу мозг" - писал Кант. Что он хотел этим сказать? Не много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы

отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.

Учителя в школах отмечают, что многие 7-летние дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Всё это в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.

Многих сложностей можно избежать, проводя целенаправленную работу по развитию мелкой моторики пальцев рук. Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. И мы, родители и воспитатели должны уделять должное внимание упражнениям и играм по развитию мелкой моторики.

Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук, тем быстрее развивается его речь.

2. Компьютерная презентация: «Использование дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

3. Практическая часть.

- Уважаемые родители важно понимать и правильно оценивать благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на развитие детей.

- Сейчас мы попробуем определить, какие факторы препятствуют полноценному развитию детей, а какие способствуют успешному развитию.

В этом нам поможет игра «Цветные зонтики» Чёрный зонт будет символизировать неблагоприятные факторы, а цветной - благоприятные.

Возьмите по одной карточке и встаньте под зонт, цвет которого, по вашему мнению, соответствует написанному на карточке фактору. Прокомментируйте свой выбор

Неблагоприятные факторы.

1. Нежелание родителей общаться с ребёнком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и дедушек)

2. 3амена общения просмотром телевизионных передач.

3. Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующих возрасту ребёнка.

4. Дефекты строения артикуляционного аппарата ребёнка.

5. Быстрая, нечёткая речь взрослого, сюсюканье.

6. Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу

Благоприятные факторы.

1. Эмоционально-положительное общение с ребёнком.

2. Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребёнка.

3. При появлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду, другим специалистам.

4. Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков.

5. Правильная речь взрослого без имитации речи ребёнка.

6. Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.

- Уважаемые родители! Давайте будем играть с малышами в интересные оздоровительные игры. Как играть, этому должны научить взрослые, но сначала должны освоить такие приёмы мы сами. Дорогие игрушки не понадобятся, а инициативность и творческие способности ребенка разовьются. Итак, давайте играть.

- Хорошо начать игры пальчиками с массажа, нежное поглаживание, «надевание перчаток» разминаем каждый пальчик, затем энергичное растирание ладоней и пальчиков, «согреем ручки»

Массаж пальцев рук и ладонных поверхностей (с использованием различных массажёров)

Хорошо массажирует ручки бассейн из фасоли, различной крупы. Прячем маленькие игрушки в фасоли, побуждаем ребёнка искать, при этом ребёнок развивает усердие, внимание.

«Котёнок кусается»

Бельевой прищепкой «кусать» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.

«Сильно кусает котёнок глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

(взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой)

Пальчиковые игры.

Пальчиковая игра:

1. Способствует овладению навыками мелкой моторики;

2. Помогает развивать речь ребенка,

3. Повышает работоспособность коры головного мозга,

4. Развивает у ребенка психические процессы мышление, внимание, память, воображение

5. Снимает тревожность

«Пальчики-грибочки»

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,

этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик чистить стал,

этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,

потому и потолстел!

«Расскажи стихи руками»

Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой.

Ребёнку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нём каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.

Покажите малышу, как можно связать стихотворные строки с движением рук и пальцев. Повторите все движения вместе с ребёнком. Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно - два движения. Занимайтесь с ребёнком только тогда, когда он здоров и спокоен.

«Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату,

Мы захлопали в ладошки

Очень рады солнышку!»

Шнуровка.

Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно -незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Игры со шнурками можно разделить на несколько видов:

1. Шнуровки сюжетные (пришнуровывайте недостающие детали к картине)

2. Цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков.

3. Отдельные детали, которые необходимо соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная игрушка.

а) Нанизываем на шнурок макароны, крупные пуговицы.

Главное объяснить малышу каждый этап: берём шнурок, продеваем в «окошко», тянем шнурок, проделать каждый этап отдельно и последовательно.

б) Развязать, завязать шнурки, заплести косички.

Игры с прищепками.

«Забавные прищепки»

Игра с прищепками многоуровневая.

- Сначала снять (все до одной) при этом, неважно как, важно, что ребёнок прилагает усилие.

- Прикреплять прищепки, постирали куколке одежду; платочки.

- Складывать прищепки в одну коробочку, силуэты в другую, платочки в корзиночку, прищепки в коробочку. Важно прищепки подобрать легко сжимающиеся, чтобы пружина не была слишком тугой, у ребёнка может пропасть интерес.

Игры с водой.

Дети обожают игры с водой.

1. С помощью волшебной рыбки- губки в тарелке появляется вода. Опускаем губку в воду, переносим в другую тарелку, выжимаем.

2. Высыпаем в воду шарики (от погремушек, выловить сачком, сложить в ёмкость.

Важно каждый этап проделать отдельно, последовательно

1)Поймали шарик сачком

2)Взяли шарик пальчиками

3)Опустили в ёмкость.

Обязательно должен быть эффект законченности, всегда всё делать до конца.

3. При купании в ванной отжимать губки, переливать из одной емкости в другую, мыть игрушки, стирать одежду для куколки, платочки.

4. Вымыть губкой цветок.

Рисование красками.

Предложить малышу порисовать пальчиками. Можно рисовать одним, двумя

Или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик отпускается в

краску определённого цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или ещё что-то.

«Рисунок на крупе»

Берём яркий поднос, и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы)

«На лыжах»

На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок - это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги. Двигается на лыжах,

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы»

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно

«Копилка»

Баночка от кофе. В прорезь опускаем пуговки можно и денежки

Сортировка мелких предметов.

Сортировать можно всё: пуговицы, игрушки, макаронные изделия и т д. Фасоль белая, бардовая; в одну тарелочку белую, в другую бардовую.

1) по виду

2) роду

3) цвету

4) по размеру (сортируем мелкие макаронные фигурки)

Пальчиковый театр.

- Что такое пальчиковый кукольный театр:

Пальчиковый кукольный театр - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации» деревья, домик, репка и так далее. Пальчиковый кукольный театр можно купить в магазине или сделать самому.

- Для чего нужен пальчиковый кукольный театр?

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

4. Заключение.

Учёными доказано, что в возрасте до 3-х лет активно образуются связи между клетками головного мозга и мозг достигает своего развития на 70-80%, своего потенциала, конечно, зги не значит, что дальше, мол, не развивается. Закладывается та фундаментальная база, та платформа, на которой строится всё дальнейшее образование и от этого зависит, кем станет

малыш, чем будет увлекаться, какие достижения будут у него в жизни. Каким он будет успешным, коммуникабельным, весёлым, общительным.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук. Это шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры. Мы поговорили с вами о том, как можно завлечь малыша дома и для того, чтобы игра получилась полезной, интересной, увлекательной, не обязательно идти в магазин и покупать дорогостоящие импортные игрушки, достаточно оглянутся по сторонам и вместе с папой и мамой сделать увлекательную игру своими руками.

Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не

превышало 10 минут. Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.

Игра с наклейками. Прикроем гриб листиками.

- Уважаемые родители перед вами на мольберте нарисованы грибочки, пожалуйста, наклейте на грибочки красные листики, если тема собрания вам понравилась, и вы для себя взяли что-то интересное и полезное, и если нет, наклейте жёлтые листики.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дидактических игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта в коррекционной работе учителя-логопеда Во время занятий с дошкольниками использую игры и упражнения, которые развивают эмоциональный интеллект. Прежде всего используются такие.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Использование дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики». Родительское собрание с элементами практикума
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 22:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики». Родительское собрание с элементами практикума» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шулепова (УИ 407380) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД