Верушкина Светлана
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе : “Волшебный сундучок Деда Грамотея”
Цель: Закрепить знания детей об изученных звуках, их звучании. Закрепить умение делить слово на слоги, системная организация словаря
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания о гласных и согласных звуках.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе „Волшебный сундучок Деда Грамотея“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Совершенствовать умение выделять звук на фоне слова.
-Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
Развивающие :
- Развивать связную речь, фонематический слух, внимание, память, мышление.
- Развивать системную организацию словаря.
-Развивать интонационную выразительность.
- Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление.
- Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями.
Воспитательные:
- Формировать умения работать в команде.
Реализация областей:
-Речевое развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Оборудование: магнитная доска, мяч, кубики, комнатный цветок, зеркало, книги, сундучок, замочки, ключи, карандаши, карточки.
Предварительная работа:
- знакомство со звуками и буквами;
- заучивание физминутки «Буратино».
Ход занятия:
Добрый день, дорогие дети и взрослые! Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте покажем, как мы приветствуем друг друга.
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
/Стук в дверь/
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри. (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей.»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? (Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идё т речь в загадке:
Утром в ванной смотришь хмуро,
Кто глядит там из него?
Оно вмиг тебе покажет
Вточь такое же лицо. (Зеркало)
. Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?
Дети: М-м-м…
Воспитатель :А, что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный
. Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ! (Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках
Где станции на точках. (Книга)
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги.
(Находят второй ключ, выполняют второе задание. /
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота (гол)
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
Где обедал воробей?
В зоопарке у (зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему (поможет)
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
. Воспитатель: Вот и третий ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать :
По асфальту я скачу,
Через двор в траву лечу.
От друзей меня не прячь,
Поиграй-ка с ними в. (мяч)
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №3.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра! Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает. Давайте встанем со стульчиков, выйдем на ковёр и образуем круг.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка)
Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время)
Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек)
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Задание №4.
Воспитатель: А четвертый ключ будем искать вот где:
Кирпичи возьмём цветные,
Сложим домики любые,
Даже цирк для публики.
Ведь у нас есть… кубики
( Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №4.
Воспитатель: Слушайте четвертое задание! Это игра «Найди, что лишнее». Дед Граматей просит найти нас на рисунках лишние предметы.
Воспитатель: Молодцы, справились с четвёртым заданием. Вот, держите ключик!
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти пятый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
- А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №5
. Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом на картинке. Буквы нужно обвести в кружок, а цифры зачеркнуть.
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом пятый замок).
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея, последняя:
В поле и на клумбе,
И в горшках растут,
И цветами радуги, Все они цветут (цветок)
(Дети достют ключ, он находится возле горшка с цветком)
Задание №6.
Воспитатель: Вот и шестое задание- это рассказ.
«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша, Ма – ри – на, Та – ня, На – та – ша, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть». Вопросы к детям:
Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью двух приё мов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это конфеты! Дедушка приготовил нам угощенье!Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!