Татьяна Захарова
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Семейный бюджет и расходы семьи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи»
Цель: формировать у детей понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье.
Задачи:
*Расширять представления детей о том, как складывается семейный бюджет, дать представление о его планировании
*формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи
* прививать бережливость к трате денег
*учить детей корректировать собственные потребности, выстраивать их в иерархию.
Публикация «Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности „Семейный бюджет и расходы семьи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
*учить детей устанавливать причинно-следственную связь.
*учить детей работать в команде, договариваться, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других ребят.
*развивать диалогическую речь, умение отвечать полным (развернутым) ответом.
*воспитывать умение определять и различать потребности семьи и человека.
*воспитывать бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги
Обогащение словаря: семейный бюджет, доходы, расходы, пенсия, стипендия, потребности, планирование расходов, экономный, бережливый
Предварительная работа: Беседы «ХОЧУ и НАДО», «Мы бережливые», «Как утекают деньги из крана», чтение «Муха Цокотуха», с/р игра «Магазин», дидактическая игра «Вредные и полезные привычки», чтение пословиц о труде и деньгах.
Оборудование: Карточки Д иР по количеству детей, картинки к игре «Доходы и Расходы», игровые поля к игре «Семейный бюджет», картинки с изображением членов семьи, кошелька, схематичными стрелочками.
:Восп
Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем!
Ребята, давайте вспомним правила поведения на занятии (ответы детей: слушать воспитателя, поднимать руку, не перебивать друг друга, отвечать полным ответом)
Восп. :
Ребята, я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и скажите мне ответ
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная___
Восп. :
Ребята у каждого из вас есть семья. Что такое семья? Из кого она состоит?
Ответы детей (мама, папа, брат, бабушка, дедушка)
Восп. :
Ребята семьи бывают разными, большими и маленькими по составу. И у каждого члена семьи есть свои обязанности. Расскажите, какие обязанности есть у членов вашей семьи. (ответы детей)
Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, чисто и красиво. Тогда и вам приятно находиться в таком доме и можно пригласить гостей и приготовить вкусный обед. Что для этого нужно?
Ответы детей: Купить продукты
Восп. :
Продукты, как и другие товары можно приобрести в магазине, на рынке.
А без чего же нельзя обойтись при покупке товара?
Дети : без денег
Восп:
А откуда в вашей семье берутся деньги?
(На магнитной доске «Кошелек» изображения членов семьи)
Ответы детей: родители получают зарплату
Восп.
: Бабушки дедушки уже не работают, но получают деньги от государства, и называется это-пенсия. Взрослые братья и сестры, которые еще не работают, но учатся в техникумах и университетах так же получают деньги от государства, и называется такая выплата –стипендия.
Дети, деньги просто так не даются, их зарабатывают. Например, вы, ребята еще не научились зарабатывать, поэтому вас обеспечивают родители и государство.
Если сложить все деньги, которые получают члены семьи, это будет называться доходами семьи.
Мы уже выяснили что деньги можно потратить на покупки в магазине, а куда еще ваша семья тратит деньги? Ответы детей (свет, вода детский сад, отпуск, ремонт)
Восп.
:Совершенно верно, ребята. Эти траты называются расходами семьи.
Давайте поиграем. У каждого из вас 2 карточки на них буквы Д и Р: Д-означает доход семьи, Р-означает расход семьи. Я буду называть предложение и показывать картинку, а вы внимательно слушаете, и поднимаете нужную карточку вверх.
Проводиться игра «ДОХОДЫ, РАСХОДЫ»
Восп. :
Ребята, молодцы! Вы правильно ответили на вопросы и выбрали нужные карточки.
Ребята, ДОХОДЫ И РАСХОДЫ, КОТОРЫЕ СЕМЬЯ ПЛАНИРУЕТ В БУДУЩЕМ, СОСТАВЛЯЮТ СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ.
Для закрепления-индивидуальные ответы детей 2-3 человека
А сейчас давай немножко разомнемся:
ФИЗМИНУТКА «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточек то правую, то левую ножку).
Восп. :
Ребята, давайте повторим, что же такое семейный бюджет? Ответы детей
Ребята, представьте, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом и вам нужно определить, куда вы израсходуете деньги.
Игра «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»
Ребята делятся на 2 команды, каждой команде выдается круг, разделенный на 6 секторов. 1-продукты питания 5 кружков для оплаты; 2-одежда и обувь 4 кружка для оплаты; 3-развлечения Аквапарк-2 кружка для оплаты, Зоопарк-2 кружка для оплаты, кинотеатр-1 кружок; 4-оплата коммунальных услуг 5 кружков для оплаты; 5-игрушки кукла-1 кружок, машинка -1 кружок; 6 сектор -?. В этой игре деньгами у нас будут монеты.
Ребята распределяют бюджет, правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности. Выслушиваются ответы детей, затем ведущий раздает по 1 конверту с дополнительным заданием. В одном конверте сломанный холодильник и 2 кружка для оплаты, в другом премия папы -3 монеты. Детям предлагается пересмотреть свой бюджет.
Восп. :
Молодцы ребята! Вы справились с заданием, и в первую очередь потратили деньги на оплату жизненно важных потребностей.
Ребята, а как вы думаете, если семья решила приобрести очень нужную, но дорогую вещь, например машину или компьютер как они поступают? Ответы детей: копят, откладывают деньги.
Восп. :
Правильно, невозможно, ребята сразу купить все, что хочется. Каждая семья должна планировать свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что в следующий раз. И главное понимать, что родители могут потратить на то, что вы просите (игрушки, сладости, развлечения) только заранее запланированные деньги, поэтому выпрашивать и тем более требовать покупки не следует.
Накопить деньги быстрее можно, если быть экономным и бережливым. Как вы понимаете что значит «быть бережливым»? Ответы детей: Это значит бережно относиться ко всему, что тебя окружает.
Восп. :
Ребята, подумайте, и назовите примеры бережливого отношения, которые помогли бы тратить меньше средств из семейного бюджета: к одежде?; к покупке продуктов?. Ответы детей:
А как вы думаете можно ли сэкономить расходы на оплату электроэнергии и воды? Ответы детей: выключать свет, закрывать воду, когда чистим зубы
ВОСП. :
В детском саду тоже планируется бюджет. Смотрите сколько групп, сколько детей к нашем садике. Сколько требуется воды и электроэнергии чтобы стирать белье, готовить еду, чтобы в группах было светло и уютно.
Ребята, подскажите, как вы думаете есть ли такие потребности, в которых нуждается человек, но приобрести их ни за какие деньги не возможно?
Ответы детей: есть
Восп. :
давайте поиграем, я буду называть потребность, если ее можно купить за деньги вы раскроете ладоши, а если нельзя, то сожмете кулаки.
Игра «Что можно купить за деньги, а что нет»
Одежда, жилье, счастье, лекарства, сон, бытовая техника, солнце, радость, услуги парикмахера, мамина любовь, машина, продукты, дружба, семья.
Ребята молодцы, вы на отлично справились с заданием.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Скажите пожалуйста:
-Семейный бюджет состоит только из расходов?
-Можно ли все доходы семьи потратить на развлечения?
-Без чего наш дом не будет теплым светлым и уютным?
-Нужно ли быть бережливым и экономным?
Восп. :
Ребята, вы молодцы, постарались на занятии, узнали много нового, эти знания обязательно пригодятся вам!
Вам понравилось занятие?
Спасибо за внимание!