Светлана Гузенко
Конспект открытого занятия педагога-психолога ДОУ с помощью техники Sandplay (песочная терапия)
▼ Скачать + Заказать документы
История с песочным совенком
Цель данного занятия : исследование особенностей эмоционального состояния детей среднего возраста. Объект исследования: состояние эмоциональной сферы ребенка. Предмет исследования: формы проявления эмоций у детей среднего возраста.
Задачи: Развитие мелкой моторики, пластики, общей координации движения, а также фантазии, образного мышления, воображения и творческой способности ребенка.
Обоснование:
Публикация «Конспект открытого занятия педагога-психолога ДОУ с помощью техники Sandplay (песочная терапия)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Эмоциональная сфера ребенка характеризуется: легкой отзывчивостью на происходящие события и отзывчивостью восприятия и воображения. А песочная анимация развивает не только мелкую моторику, но и приносит огромную пользу. Опытные педиатры утверждают, что мелкая моторика и развитие речи напрямую зависят друг от друга. Другими словами, чем лучше ребенок владеет своими пальчиками, тем лучше он будет говорить
Для исследования была применена: Диагностики для младшего дошкольного возраста «пальцевый» тест врача A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей». Ребенка просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга. Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.
Перед началом основного занятия проводятся упражнения на разработку пальчиков малышей: повторение фигур из пальцев
1. «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
2. «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
3.«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
4.«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после показа педагога-психолога. При выполнении сложных фигурок, необходимо, помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев.
Упражнения на дорисовывание
1. Дорисуй прямую линию; 2. Дорисуй волнистую линию;
3. Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, обращается внимание, на то, как ребёнок держит пальчик, какой рукой пользуется, как он продолжает линию - с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая. Упражнения на координацию движений.
1.«Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как необходимо выполнить это упражнение. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
2. Посолим суп (ребёнок берет песочек и солит поверхность стола)
Данные упражнения являются и замечательной методикой проведения обследования развития мелкой моторики у детей.
(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;
2 - балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;
2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги. 3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
История с песочным совенком
Этапы: Подготовительная, основная, рефлексия.
Сопровождение: Музыкальный фон «Звуки леса»
Ход занятия : Прочтение сказки: «Маленькие воспитательные истории о жителях Большого леса, рассказанные тётушкой Совой и домовенком Непослухой»
1. Работа с песком:
2. рисование на песке героев сказки
3. Обсуждение рисунков
4. Просмотр готовой работы. Рефлексия
1. Организационный момент: Рассуждения о мудром, маленьком совенке, который помог утенку выбраться из темного леса.
2. Раскадровка по содержанию сказки: Необходимо распределить образы героев, для рисования, сказки по желанию детей.
3. Основная часть:
Педагог – психолог : О чем мы хотим рассказать в наших песочных рисунках? Подсказка детям (Мы хотим рассказать, о том, как необходимо помогать другим, в трудной ситуации)
Дерево нарисованное детьми надо расположить вначале, как общий вид, затем вблизи, чтобы хорошо был видно облачко, которое ассоциируется с
дождиком и грустным настроением утенка.
4. В ходе занятия идет наблюдение за эмоциональным состоянием детей: В возрасте трех лет, дети, свои и чужие эмоции и чувства слабо осознают и понимают. Не полностью умеют сдерживать свои чувства, контролировать их проявление. Средний возраст отличаются частой сменой настроения. У большинства преобладает умеренная, экстраверсия, что говорит о том, что они больше ориентированы на окружающий мир, позитивны, открыты в эмоциональных проявлениях. Также большинство детей имеет высокую и среднюю эмоциональную устойчивость, что является хорошим результатом занятия.