Анна Андреева
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль»
▼ Скачать
Конспект занятия "Волшебница соль" (старшая группа)
Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.
Задачи:
- образовательные: познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования;
Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Волшебница соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- развивающие: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; развивать навыки экспериментирования; развивать речевую активность, мелкую моторику рук;
- воспитательные: формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.
Оборудование: Предметы для экспериментирование (увеличительные стекла, одноразовые: стаканы, тарелки, 2 больших стакана с водой, соль, ложки, по 2 картофеля на ребенка. Презентация «Как появилась соль?».
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. - Ой, ребята, я вам самое главное забыла сказать! Когда я шла по детский сад, услышала разговор поваров, которые перепутали баночки и не могут найти продукт, нужный для приготовления вкусного обеда, но я их успокоила и сказала, что дети старшей группы «Почемучки», обязательно разберутся в этом вопросе. Поможем поварам? (ответы детей). А для того, чтобы узнать, что лежит в этих баночках я вам загадаю загадки:
«Отдельно я не так вкусна,
зато красива, солона,
и в пище каждому нужна? (соль) (ответы детей)
«Что же это за песочек,
сладок с ним у нас чаёк,
в каждой кухне проживает,
всем хозяйкам угождает? (сахар) (ответы детей)
А как же нам определить, где соль, а где сахар? .
Дети: Попробовать на вкус.
Вывод: Итак, мы определили, что в одной баночке соль, а в другой сахар. А чтобы повара больше их не перепутали, мы наклеим надписи на банки. Вот теперь они смогут приготовить вкусный обед.
Воспитатель: А вы хотели бы узнать о соли ещё много интересного? (ответы детей).
Тогда присаживайтесь, я вам расскажу историю появления соли.
Показ презентации «Как появилась соль?».
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.. Соль добывают там, где в древности были моря, они высохли и образовались огромные пласты соли. Также соль можно получить из морской воды путём выпаривания. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
1. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
2. Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
3. Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
4. Еде нужна соль, но в меру.
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют?
Дети:
-Когда готовят еду, для вкуса.
- При заготовке овощей на зиму, при засолке рыбы, мяса. Потому, что
соль не даёт размножаться вредным микробам и бактериям и продукты не портятся.
- Зимой солью посыпают ледяные дорожки, чтобы было не скользко.
- Солью можно удалить жирные пятна с одежды, можно почистить солью
посуду.
- В медицине соль используют для полоскания горла, промывание носа,
для солевых ванн и прогреваний.
Воспитатель: Ребята, а ещё соль - волшебница.
Вы хотите в этом убедиться? (ответы детей). Для этого нам нужно превратиться в «учёных», и начать проводить опыты в лаборатории с солью, но для начала мы с вами немножко отдохнем и разомнемся.
Физминутка.
Очень опыты мы любим! Шеей влево, вправо крутим.
Соль полезна для еды - Если правда, топай ты!
Солью промываем рот- Делай вправо поворот!
Также нос, и снова рот- В лево делай поворот!
Медицина здесь уместна. Мы попрыгаем на месте!
Чтобы сильными и здоровыми стать. А затем весь мир обнять
А теперь ребята, чтобы попасть в лабораторию, я вам расскажу правила работы в ней.
1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику. 2. Слушать указания, которые буду давать вам я.
3. Чтобы у нас получились интересные эксперименты вы должны быть внимательными.
Воспитатель: А сейчас ребята самое время определить опытным путем некоторые свойства соли. Присаживаемся за столы.
Опыт №1.
(соль, одноразовые тарелки, ложки, увеличительные стекла, стакан с водой)
Воспитатель: Мы с вами будем работать с мелкой поваренной солью.
Воспитатель: А теперь возьмите стаканчик с солью и понюхайте.
Есть ли у соли запах?
(Нет)
Воспитатель: - Значит мы можем, что сказать о запахе соли?
(Соль не имеет запаха)
Воспитатель: – А сейчас,я предлагаю пересыпать соль из стакана в тарелку.
Что вы сделали?
(Насыпали)
Воспитатель: – Значит, соль какая?
(Сыпучая, рассыпчатая)
Воспитатель: Теперь надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
Дети: Мы услышали хрустящие звуки.
Воспитатель: Возьмите увеличительные стекла. Рассмотрите соль, на что соль похожа?
Дети: Соль похожа на зернышки, кристаллы, крупинки.
Вывод: Соль, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и насыпьте в неё ложечку соли,
размешайте, что произошло с солью?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: - Значит, что можно сказать еще о соли?
Дети : Соль растворяется в воде.
Воспитатель: – А цвет изменился у воды?
(Нет)
Воспитатель: - Как вы думаете, какой стала на вкус вода?
(Вода стала соленной)
Воспитатель: – Давайте вспомним, что мы узнали о соли.
Вывод: Соль сыпучая, без запаха, соленная, растворяется в воде и меняет вкус воды.
Опыт № 2
(2 больших стакана с водой, соль, ложки, 2 картофеля).
Воспитатель: А теперь еще один опыт и мы узнаем, что произойдет с предметом в соленой воде?
Воспитатель: Нам понадобятся два больших стакана с водой, соль и
два картофеля. Попробуем узнать, что будет с картофелем, если его положить в
воду. Сначала положим картофель в пресную чистую (не солёную) воду. Что
произошло? (оно опустилось на дно).
Воспитатель :Во второй стакан добавим три ложки соли, и размешаем.
Опустим в этот стакан картофель. Что произошло (оно плавает на
поверхности).
Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие
предметы не тонут. Что мы с вами и увидели.
Воспитатель : Ребята, на этом наша исследовательская работа подошла к концу. Вам понравилось быть учеными? Что вы нового узнали о свойствах соли?
Воспитатель : Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий.