Петраченко Мария Олеговна
Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Звук и буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Холм-Жирковский детский сад «Теремок»
Холм-Жирковский района
Смоленской области
Конспект открытого занятия по обучению грамоте
(подготовительная группа)
Тема: Звук и буква Р
Подготовила: учитель-логопед
Петраченко Мария Олеговна
Цели:
• познакомить детей со звуком [Р] и буквой Р;
• закрепление правильного произношения звуков Р и Рь;
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте „Звук и буква Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
• проявить интерес у детей к логопедическим занятиям с использованием игровых приёмов.
Задачи:
• вспомнить правильное произношение звуков Р и Рь
• научиться различать звуки «р» «рь» в словах;
• чтение слогов, слов с заданным звуком;
• развитие фонематического слуха, определение места звука Р и Рь в словах
• научиться различать звуки Р- Л;
• воспитание внимания к звучащей речи;
• подготовка руки к письму;
• научиться писать букву Р
Оборудование: колокольчик, логопедическая игрушка на руку (для демонстрации правильного положения языка в полости рта, логопедический домик с закрашенными фишками, предметные картинки со звуком Л и Р, рабочие тетради по количеству детей, ручки по количеству детей, компьютер с презентацией, колонки, проектор.
I. Ход занятия
1. Оргмомент.
Приветствие.
Логопед. Доброе утро, ребята!
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Доброе утро, Сашенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Данечка! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.
2. Основная часть.
Постановка цели занятия.
Логопед. Сегодня, мы отправимся с вами в путешествие с Логошей, где встретимся с воронами и уткой и познакомимся с новым звуком. (Слайд 1)
Логоша так долго играл со своими друзьями тюленями, что совсем забыл про время. На земле было тепло и спокойно, как вдруг в небе появилось несколько ворон. И, хотя их было не много-может 4 или 5, но шумели они так, что казалось будто их целая стая. (Слайд 2).
Их послала тётушка Сова, которая уже проснулась и стала переживать, куда же делся Логоша.
Логопед. Давайте поможем воронам проводить Логошу до дома. Но для начала нам нужно определить, как кричат вороны? (Кар). Нам необходимо выбрать картинки, в которых есть слог (кар). (слайд 3)
Логопед. Нука-нука, повторите, какой есть звук во всех этих словах? (Звук Р).
Логопед. Да! Всё верно, это очень громкий звук Р.
Логопед. Ой, ребята, посмотрите кто это плавает по речке? (слайд 4)
Дети. Это утка с утятами. Послушайте, какой звук издают утки? (Кря)
Логоше стало очень интересно, как зовет своих утят утка, так как до этого он слышал твердый звук Р, а сейчас он совсем другой, мягкий.
А у уток всё, наоборот, они умеют говорить слова только с мягким звуком Рь. Например, перья, гречка, грязь. (Слайд 4)
Итак, ребята когда мы произносим звук Р. (демонстрация правильной артикуляции звука при помощи игрушки)
• наши губы улыбаются,
• зубки немного разомкнуты,
• язычок упирается в потолок,
• воздушная струя сильная, направлена в кончик языка из-за этого наш язык дрожит,
• горлышко не спит, оно звенит.
Запомните ребята, звук Р согласный, всегда звонкий и у него есть мягкая пара Рь. (слайд 5)
Наконец, Логоша подошёл к домику Совы.
«Игра домик»
Логопед. Вам необходимо вставить в окошки квадратики согласно месту звука. (Начало, середина и конец). (Выходит Даня, Лиза, затем найти звук Рь (Максим, Елисей).
Логопед. Молодцы ребята, вы правильно определили место звука в словах.
А теперь давайте научимся не путать звуки Р и Л.
«Игра собери корзинку»
(Раздаточный материал с картинками со звуками Р и Л).
Логопед раздает всем участникам картинки.
Задание: Если вы услышите в названии картинки звук Р в, то вы эту картинку отправляйте в синюю корзину, а если звук Л, то в красну корзину.
Логопед. Отлично, ребята. Нашего Логошу уже встречает тетушка Сова.
Но, постойте, а как же мы обозначим звук Р? Какой буквой? (Показ написания буквы на доске).
Логопед. Я попрошу вас занять свои места и открыть тетради с занятием 16.
Работа в тетрадях.
3. Подведение итогов:
-Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? (Да)
-С каким звуком нас сегодня познакомил Логоша? (Со звуком Р)
-Это какой звук? (Согласный, звонкий)
- Какая мягкая пара есть у звука Р? (Мягкая пара у звука Р, звук Рь)
- Какие слова вы запомнили? (рама, рука, перья, карандаши, карета и т. д).
Вы большие умницы! Сегодня наше занятие окончено спасибо за внимание, до свидания!