Оксана Березовская
Конспект открытого занятия НОД по ознакомлению с окружающим миром «Заяц потерялся»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие «Заяц заблудился»
Составила : Березовская О. Ю воспитатель первой квалификационной категории; МКДОУ г. Тогучина д/с №1.
Познавательное. (Ознакомление с окружающим миром)
Участники: дети старшей группы.
Тема занятия : «Животный мир» (Птицы. Рыбы. Насекомые) (обобщающее)
Цель занятия : закрепить знания о различных видах животного мира, его многообразии.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия НОД по ознакомлению с окружающим миром „Заяц потерялся“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
1. Продолжать учить детей сравнивать различные виды птиц,рыб. насекомых; находить различие и общие признаки; выделять их как класс в мире живой природы.
2. Совершенствовать речевые навыки:
- монологической речи: умение составлять рассказ ;
- диалогической речи: умение вести диалог, отвечая на вопросы полным предложением, задавать вопросы;
- совершенствовать звукопроизношение.
3. Формировать у детей навыки общения и взаимодействия друг с другом в ходе занятия.
4. Развивать мыслительные процессы: логическое мышление, делать умозаключения на основе наблюдений, фактов по теме занятия.
5. Закрепить умение детей вести себя в природе; продолжать воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.
Прививать желание помогать ближнему.
6. Продолжать учить составлять и отгадывать загадки.
7. Расширить словарный запас за счет имен существительных, прилагательных, глаголов.
Предварительная работа:
Беседы с детьми на темы «Птицы», «Рыбы», «Насекомые».
Чтение художественной литературы по данным темам.
Рассматривание иллюстраций по темам.
Наблюдение за птицами, насекомыми на прогулках, рассматривание живописных полотен, где художники изобразили разные времена года, иллюстрации птиц,насекомых,рыб. Разучивание игр.
Наглядный материал:
-маски - шапочки «насекомых»
-большая мягкая игрушка «заяц»
-макет речки
- картинки с изображением Зимующих и перелётных птиц
- игрушка - рыбка
- макет цветочной полянки
-макет деревьев (зимнего,весеннего)
-домики-картинки для насекомых
Оборудование:
- музыкальный центр (аудиозаписи «шум леса», «шум воды» ,»жужжание насекомых», «плач»)
Ход занятия
Дети входят в зал. Вокруг декорации деревьев. речки,полянки. Звучит фонограмма «шум леса» «пение птиц».
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в лес. Посмотрите как здесь красиво. А с каким настроением нужно ходить в лес (хорошим,радостным).А у вас хорошее настроение? А давайте улыбнёмся друг другу и всем вокруг. Я вижу у вас замечательные улыбки, какое радостное настроение. Дети, вы чувствуете лесной свежий воздух? Давайте вдохнём его.
( Проводит с детьми дыхательные упражнения: выполняем глубокие вдохи и выдохи.)
Воспитатель: В любое место, куда мы приходим, мы соблюдаем определенные правила поведения. О каких правилах мы должны помнить в лесу? (дети перечисляют правила).
Звучит Фонограмма плача.
Дети вместе с воспитателем находят за пеньком плачущего зайца. (он заблудился)
Воспитатель: Дети, заяц пошёл в лес один без мамы и заблудился. А можно ходить одному в лес? Почему? (ответы детей).
Воспитатель: Что же делать (ответы детей)
Воспитатель: Дети. посмотрите вон там много птиц. Давайте попросим у них помощи. (звучит фонограмма «пение птиц»
На полянке зимующие и перелётные птицы.
Воспитатель: Давайте спросим у птиц где искать дом зайца. (дети спрашивают у птиц)
Воспитатель Птицы покажут если мы им поможем.
Деревья
Игра: «Птицы перепутались»
Нужно разделить птиц на зимующих и перелетных. ( два дерева :зимнее и весеннее)
Каждый ребенок озвучивает название своей птицы,а затем прикрепляет на нужное дерево.
О перелетных – почему они улетели? (нет насекомых,которыми они питаются)
О зимующих- чем мы им помогаем зимой?
Воспитатель: Чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост.) .
Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев.)
(Дети вспоминают общие признаки и отличия птиц.)
Воспитатель: Дети, мы справились с заданием. Птицы благодарят нас и говорят,что домик зайца там. (указывает на реку)
Река
Дети подходят к реке и спрашивают у зайца не его ли здесь домик.
Воспитатель: Дети, мы с вами устали. А давайте посидим и посмотрим на реку,послушаем как она журчит. (фонограмма «шум воды»)
Выплывает рыбка (муляж рыбки)
Игра : «Опиши рыбку»
(Дети передают рыбку друг другу и каждый говорит одно предложение о ней)
У рыбки вытянутое тело. Голова у рыбки плавно переходит в туловище. Туловище у рыбки плавно переходит в хвост. Хвост нужен чтобы рулить. У рыб есть плавники. Плавники нужны чтобы грести. Тело рыбки покрыто чешуей. Чешуя нужна для защиты. У рыбки есть жабры. Жабры нужны чтобы дышать. Тело рыбы покрыто слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде. Рыба постоянно живёт в воде. Рыба в воде находит пищу. Рыба в воде откладывает икру. В воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.
Воспитатель: Дети, давайте спросим у рыбки как найти дом зайца.
Воспитатель: Рыбка,помоги нам найти домик зайца.
Рыбка хочет чтобы мы с ней поиграли.
Пальчиковая игра «Рыбы».
Десять рыб поймали мы –
В речке плавали они.
Лещ, плотва, налим, карась,
Окунь, щука, сом, ерш, язь,
А десятый угорь был,
Он сорвался и уплыл.
Показывают ладони с расставленными десятью пальцами.
Показывают рукой волны.
Дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на другой руке, перечисляя названия рыб.
Загибают десятый палец
Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой волнообразную линию.
Воспитатель: Дети, мы с рыбкой поиграли. Она благодарят нас и говорят,что домик зайца там. (указывает на цветочную полянку)
Цветочная полянка.
Дети подходят к полянке на которой много цветов,а на цветке сидят насекомые (маски-шапочки).Звучит фонограмма «жужжание насекомых».
Воспитатель: Дети а кто это на полянке (ответ детей)
Воспитатель: Дети, а кого вы называете насекомыми? Кто это?
Дети: Насекомые - это живые существа. которые имеют тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит их трех частей: голова, грудь, брюшко. На голове – пара усиков, для осязания и обоняния. У насекомых очень сложные глаза из множества крошечных глазков. И многие из них умеют летать.
Воспитатель: Заяц, может это твой дом (заяц машет головой)
Воспитатель: Насекомые,помогите нам найти домик зайца.
Насекомые хотят чтобы мы с ними поиграли, тогда они нам помогут отыскать домик зайца.
Игра «найди насекомое»
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят на полянке насекомое (шапочку) надевают и выстраиваются вокруг полянке.
Шапочку надевает тот кто отгадал загадку.
Загадки.
Над лужайкою полет
Совершает вертолет
И глядит во все глаза.
Кто же это?. (Стрекоза)
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
Лесные жители,
Мудрые строители.
Без работы- хоть убей!-
Жить не может. (муравей)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
Целый день жужжит на ухо
Надоедливая. (муха)
Не зверь, не птица-
Нос, как спица.
Летит-пищит,
Сядет- молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет. (комар)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (жук)
Воспитатель: Ой! Мне на ладошку упала капля. Дождь начинается!
Нам с вами дождь не страшен. А вот для маленьких насекомых каждая капля кажется огромной- в ней и утонуть можно. Надо насекомым скорее прятаться по домам. Помогите им, ребята, пожалуйста.
Игра : «Где чей дом?».
Домики (картинки) прикреплены по всему залу. Дети «насекомые» по сигналу ищут свой домик. Муравей- к муравейнику, бабочка -под цветок ромашки, пчела- к улью, жук- под лист лопуха, паук- к паутине под кустом, кузнечик- под травинку ит. д.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Вы помогли насекомым найти свой домик. Вы спасли их от гибели. Дождик кончился и насекомые нам помогут отыскать домик зайца, но сначала насекомые хотят с вами поиграть.
Подвижная игра: «Кто как передвигается?»
Воспитатель: «Вышли на лужок: сделали кружок».
Воспитатель называет насекомое, а дети идя друг за другом по кругу, изображают, как это насекомое передвигается. Если насекомое летает (бабочка,стрекоза,пчела, комар, муха) ,то дети бегут, размахивая руками, как крыльями. Если насекомое прыгает (кузнечик, то дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед. Если насекомое ползет (жук, муравей, паук,то дети ползут «по медвежье».
Воспитатель: Дети, мы с насекомыми поиграли. Они благодарят нас и говорят,что домик зайца там. (указывает на домик зайца)
Возле домика стоит зайчиха и плачет. Дети подводят зайца к ней.
Зайчиха благодарит детей за то что они вернули зайчика домой.
Зайчиха: Дети а вы знаете что нельзя ходить в лес одному? Почему? (ответы детей)
Зайчиха благодарит детей за помощь и угощает всех «морковкой»(печеньем в форме морковки).
Воспитатель: Дети,а что мы с вами хорошего сегодня сделали? (ответы детей)
А кто нам в этом помогал? (ответы детей)
Помогать ближнему это хорошее дело.
Воспитатель: Дети давайте ещё послушаем шум леса,подышим свежим воздухом. И скажем спасибо лесу и его жителям. До свидание.