Ольга Родионова
Конспект открытого традиционного тематического музыкального занятия в средней группе «Развеселая балалайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с русскими народными инструментами – балалайкой, деревянными ложками.
Задачи: прививать любовь к русской народной музыке, знакомить с устным народным творчеством, вызывать положительные эмоции от музыкальной дея-тельности, совершенствовать умение различать двухчастную форму, развивать координацию движений, чувство ритма, учить петь плавно, протяжно, без напряжения, показать разные приемы игры на ложках, балалайке.
Публикация «Конспект открытого традиционного тематического музыкального занятия в средней группе „Развеселая балалайка“» размещена в разделах
- Балалайка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Средняя группа
- Темочки
Под балалаечный проигрыш (РНП «Барыня») дети входят в зал, встают двумя полукругами около стульчиков.
Детей встречает музыкальный руководитель – Петрушка:
Здравствуйте, дети, узнали меня? Я – Петрушка озорной,
Поиграй скорей со мной!
Что принес я, угадай-ка?
Ну конечно – балалайку!
Посмотрите, какая она красивая, блестящая, три струны у нее. Нравится она вам?
Дети: Да!
Слышится писк (воспитатель пищит незаметно для детей).
Петрушка: Ой, что это? Да это же в сундучке моем кто-то пищит. Давайте-ка по-смотрим кто это.
Пытается открыть, но не может.
Петрушка: Ой, ребята, не могу открыть. Давайте скажем волшебные слова, и сундучок откроется.
Все: Чок-чок кулачок,
Открываем сундучок.
Петрушка (достает игрушечного Петрушку) :
– Да это же мой младший братец – Петрушка!
Воспитатель: Дети, давайте попляшем вместе с Петрушками.
Петрушка поет и играет на балалайке на мотив частушек :
Мы Петрушки, мы Матрешки – притопы двумя ногами
Погуляем по дорожке.
Ты, Петрушка, повернись, – повороты вправо-влево, руки разводят в сто-роны
Всем ребятам покажись.
Ножку будем выставлять, – выставление ноги на пятку, руки на поясе
Спинку ровненько держать.
Будем вместе приседать, – пружинка
Дружно сесть и дружно встать.
Ты головку наклоняй – качают головой вправо-влево
И плечо ей доставай.
Покружились, покружились – кружатся, поклон
И Петрушке поклонились.
После каждого куплета проигрыш, на который дети хлопают в ладоши.
Петрушка: Ох, что-то я устал плясать! Давайте посидим, отдохнем, а я вам поиг-раю.
Дети садятся, Петрушка играет «Ах, вы, сени» (игрушка в руках воспитателя пляшет, затем тут же без перерыва поет колыбельную а капелла:
Ходит Бай по стене,
Носит четверо лаптей.
И себе, и жене,
И дитенку по лаптенку.
Ходит, ходит, ходит Бай,
Напевает «Баю-бай»,
Баю-баю-баю-бай,
Спи, Петрушка, засыпай.
Игрушка засыпает. (Воспитатель кладет ее под березу).
Петрушка: Вот и уснул мой братишка под колыбельную песню около березки. А пока он спит, мы с вами песенку об этой березке споем, только не забывайте, что петь нужно плавно, протяжно, нежно, ведь у березки такие нежные листочки!
Песня «Во поле березка стояла».
Игрушка просыпается.
Воспитатель (говорит за игрушку) : Ой, какая песенка хорошая, даже спать рас-хотелось.
Петрушка: Посмотрите, проснулся Петрушка от нашей песенки. Ребята, а в моем сундучке еще что-то для вас есть. Давайте-ка откроем его и посмотрим.
Топ – топ каблучок,
Открывайся сундучок.
Достает из сундучка ложки.
А теперь возьмем мы ложки,
Ими постучим немножко!
Балалайка поиграет,
Нас с тобой позабавляет.
Дети берут ложки. Петрушка показывает детям, как играть на ложках – на первый куплет стучать спинками ложек быстро (короткие звуки, на второй куплет стучать ручками крест-накрест медленно (длинные звуки, затем повто-рение первого куплета. Первый куплет играется на балалайке ударами вверх-вниз, второй ударами только вниз и для большей наглядности пропускается каждый второй звук мелодии.
Игра на ложках «Ах, вы, сени».
Петрушка: Ой, как здорово вы играли, молодцы! Женя, иди ко мне, посмотри, что там еще у меня в сундучке лежит, только не говори никому. А вы, ребята, от-гадайте-ка загадку:
Деревянный инструмент
Зазвучит в один момент,
Струнам звонко подпевай-ка,
Заиграла…
Дети: балалайка!
Ребенок достает балалайку, изготовленную из фанеры, и идет на свое место.
Петрушка: Правильно, балалайка. Мальчики, загляните под стульчики, возьмите балалайки.
Для девочек-цветочков
Под стульчиком платочки.
Девочки достают из-под стульев платочки.
Поиграли, а сейчас
Дружно пустимся мы в пляс.
Пляска с балалайками и платочками. Р. Н. П. «Барыня».
1. На медленную часть музыки идут по кругу, затем на быструю часть развора-чиваются в круг и выполняют пружинку.
2. На медленную часть музыки выполняют повороты вправо-влево с разведением рук в стороны, на быструю часть выполняют «топотушки».
3. Идут по кругу. Разворачиваются в круг, выставляют ноги на пятку.
4. Кружатся, кланяются и садятся на места.
Петрушка с воспитателем собирают атрибуты.
Петрушка:
В круг скорее все вставайте
С балалайкой поиграйте!
Игра с балалайкой. Под музыку дети передают балалайку по кругу. Когда му-зыка останавливается, тот ребенок у которого в руках балалайка, выходит в центр круга и пляшет, остальные дети ему хлопают.
Петрушка:
Вот как весело играли
И нисколько не устали.
В сундучке для вас подарок
Интересен он и ярок.
Сундучок мы открываем,
Заклинанье повторяем.
Чок-чок кулачок,
Открывайся сундучок!
Петрушка достает из сундучка подарок для группы (маленькую игрушечную ба-лалайку) и угощения, отдает воспитателю.
Дети: Спасибо!
Петрушка:
И вам спасибо, детвора,
Но домой уж мне пора.
Скажем дружно «до свиданья»
И помашем на прощанье.