Елена Зубарева
Конспект музыкального тематического занятия «Знакомство с русской деревянной ложкой» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: Развитие речи и двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;
Задачи: Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах. Развивать речедвигательную сферу детей; Развивать фонематический слух; Развивать чувство ритма; Развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой. Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений.
Тип занятия: тематическое
Формы работы: групповая
Публикация «Конспект музыкального тематического занятия „Знакомство с русской деревянной ложкой“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Деревянные ложки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках) .
Оборудование для педагога: проектор, экран, компьютер, презентация PowerPoint «Вятские, смоленские ложки деревенские», видеоролик «Вятские, смоленские…», деревянные ложки.
Ход занятия:(Дети стоят полукругом.)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам доброго дня песней, а вы мне будете помогать. Давайте, попробуем:
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем"Доброе утро" (сл. и муз. О Арсеневской)
1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день "пружинка"
Будет веселее. поднимают ручки вверх
2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому плечу
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы! разводят руками.
Музыкальный руководитель: Я сегодня пришла,
и с собою принесла
ложки расписные,
красивые, резные!
- Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?
Дети: Нет!
Выходит Антошка: Чтение стихотворения «Ложка» К. Нефедова (отрывок)
Я ложкой люблю, есть пирожное
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку
Вот, сколько всего можно вычерпать ложкой. (плачет)
Ну, вот куда же я дел свою большую ложку?
Вот для варенья – нашел,
для сахара – нашел,
для повидла – нашел,
а для каши – нет!
Музыкальный руководитель: Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?
Антошка: А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!
Музыкальный руководитель: Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.
Антошка: А я и не слышал,ничего об этом, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.
Музыкальный руководитель: Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева. Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ими не только кушают, но и на них играют?
Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки. (дети садятся на стульчики)
Просмотр презентации «История возникновения ложки»
Музыкальный руководитель: Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
• Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
• Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.
• Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
• Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. А сейчас мы с вами посмотрим, какие же бывают ложки.
Просмотр видеоролика «Вятские, смоленские…»
• Людей, которые играют на ложках, называют ложкари.
Антошка: Хочу также! Ложкарем буду! Что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно) какие -то ложки у меня неправильные!
Музыкальный руководитель: Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться.
Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе. (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.
(Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.)
Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.
«Вы умеете считать?»(Ритмическое упражнение)
1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,
1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!
(дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова)
Музыкальный руководитель: Знаю, что вы очень любите играть, давайте встанем в круг и поиграем.
Музыкальный руководитель исполняет на ложках прием «Лошадка»
Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук? Звонкий или глухой?
Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».
Еду, еду к бабе к деду - ритмично, ударяя в ложки, идем по кругу.
На лошадке в красной шапке
Цок, цок, цок, цок…
Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.
А если мы попробует стукнуть ложками, как бы скользя, представьте, что оттряхиваем снег с варежек, получиться совсем другой звук.
Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.
Антошка: Ой, как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.
Музыкальный руководитель: Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.
Антошка: А что тут сложного, вот я и петь, и играть могу. (играет и поет не ритмично, невпопад)
Музыкальный руководитель: Опять, ты Антошка торопишься, нам с ребятами петь и играть пока рано, но есть у меня одна идея. Я буду петь, вы с ребятами мне подыграете на ложках. (На мотив Р. Н. П. «Ах вы сени»)
1. Утром солнышко проснулось,
Нашим ложкам улыбнулось.
От зари и до заката
Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)
2. На качелях покататься
Нашим ложечкам приятно.
Мы на улицу пойдем
И кататься там начнем.
(Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)
3. А сейчас, мои ребятки,
Поиграем с ложкой в прятки.
Нужно деткам показаться
И за спину спрятаться. (Дети ударяют ложкой перед собой и прячут её за спину.)
4. Солнце за гору зашло
Ложкам спать пора давно
Вы к столу все подойдите
Ложки тихо положите (кладут в коробочку)
Антошка: Ой, как здорово! Как настоящие музыканты! Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)
Музыкальный руководитель: Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если я буду играть тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграю громко – значит ты уже близко. Договорились?
Антошка: Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка!
Музыкальный руководитель :А вы ребята, помните о том, что ложки надо беречь.
Проводиться игра «Найди Ложку»
Музыкальный руководитель: Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, что их делают из чего?
За что мы держим ложки? Как нужно держать ложки, чтобы получился звонкий стук, а как, чтобы – глухой? Вы были очень внимательными и старались. А так же многое узнали о русских деревянных ложках. До свидания!