Зов
Конспект открытого просмотра по экспериментальной деятельности «Волшебный камень — магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
по экспериментальной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебный камень — магнит»
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект открытого просмотра по экспериментальной деятельности „Волшебный камень — магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду и песок).
2. Пополнить словарь детей терминами: «магнит».
Развивающие
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».
2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Материал и оборудование: проектор, ноутбук, магниты, пластмассовый кубик, деревянная линейка, резиновая игрушка, бумага, металлические скрепки, картонная «Полянка», бабочки, монетки, контейнер с песком, подарочные магниты.
Организационный момент, эмоциональный настрой
Воспитатель: Ребята, посмотрите! Сегодня к нам пришли гости! Давайте поздороваемся с ними! (Здравствуйте)
Давайте встанем ребята в круг.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Раз, два, три - волшебство скорей приди!»
Все дети любят сказки, потому что в сказках есть волшебство и загадка.
Сегодня, я хочу пригласить вас отправится в путешествие, в сказочную лабораторию «Почемучек», где живут разные загадочные и волшебные предметы.
В этой удивительной лаборатории мы узнаем много нового и интересного. Но прежде чем отправиться туда, я хочу рассказать вам одну легенду.
Садитесь по удобнее на свои стулья слушайте и смотрите внимательно! Не забывайте сидеть ровно, чтобы наша осанка была красивой.
(Просмотр презентации)
Легенда о магните.
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти волшебные камни, обладают невидимой силой, притягивать к себе железные предметы. Пастух захватил несколько таких камней домой и удивил этим своих соседей. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» в честь того пастуха.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком волшебном камне я вам сейчас рассказала?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Да, это «железа маленький кусок, невзрачный, черненький брусок».
Воспитатель: А какое самое главное свойство у магнита?
Дети: Он притягивает к себе (металл).
Воспитатель: Правильно!
(Появляется Незнайка, вбегает с криками)
Незнайка: Ой-ой-ой, что же делать?
Воспитатель: Что с тобой случилось, Незнайка?
Незнайка: Ко мне какая-то железяка прицепилась. Живая! Я её отцепляю, а она опять прицепляется. Я боюсь её.
Воспитатель: Покажи, нам эту железяку. Давай я помогу тебе ее снять? (отрывает магнит)
Незнайка: Ура, отцепилась!
Воспитатель: Ребята, да это же не простая железяка. Как вы думаете? Что это?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Правильно!
Незнайка: Я не знаю что такое магнит!
Воспитатель: Я как раз только сейчас ребятам рассказывала легенду о нем. И предлагаю тебе отправиться вместе с ребятам в лабораторию, чтобы узнать что такое магнит и разгадать все его свойства и секреты. Ребята, возьмем Незнайку с собой?
Дети: Возьмем!
Воспитатель: Но для того, чтобы попасть в волшебную лабораторию, нужно всем вместе встать, закрыть глаза и произнести волшебные слова :
Сила знаний проявись, Дверь в науку отварись!
Воспитатель: Вот мы и попали в нашу лабораторию, но прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории.
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Совершенно верно:
- В лаборатории должна быть тишина.
- Порядок на столах.
- Выполнять только те действия, который говорит взрослый.
Воспитатель: Раз мы вспомнили правила поведения в лаборатории, тогда приглашаю вас ребята, и тебя Незнайка пройти к нашему первому экспериментальному столу.
ОПЫТ №1 «Все ли притягивает магнит?»
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель показывает магниты детям : Возьмите каждый себе по магниту (дети берут по одному магниту, потрогайте его и скажите:
-Какой магнит на ощупь? –(Гладкий, холодный)
- Какой по цвету? (черный)
- Все ли магниты одинаковы по размеру? (нет, есть большие и маленькие)
- Все ли магниты одинаковой формы (нет, они имеют разную форму)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, все ли предметы может притянуть к себе магнит? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим!
Воспитатель: У меня на столе лежат различные предметы. Кто мне сможет назвать предмет и определить из какого материала он сделан (воспитатель показывает по очереди предмет, дети называют его - пластмассовый кубик, деревянная линейка, резиновая игрушка, бумага, металлические скрепки).
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы магнит притянул эти предметы к себе, как это проверить?
Дети: Провести магнитом над предметами. (Дети проводят магнитом по каждому предмету. Делают выводы).
Вывод: Правильно, Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает бумажные, деревянные, пластмассовые.
Воспитатель: Молодцы! А чтобы закрепить наши знания предлагаю поиграть в игру.
Игра «Притягивает – не притягивает»
Правила игры: Я буду показывать карточки с изображением предметов. Если предмет притягивается магнитом – вы садитесь на корточки, если не притягивается – стоите на месте (дети встают так, чтобы друг другу не мешать, воспитатель проводит игру).
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием!
Опыт № 2 «Кладоискатели»
Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к следующему столу и посмотрим что же там лежит. (рассматривают предметы – контейнер с песком, монеты).
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе стоит контейнеры с песком и монетами. Как вы думаете, какой можно провести опыт с использованием этих предметов?
Дети: Можно закапать монеты в песок, и с помощью магнита найти их, так как они металлические.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: Давайте представим с вами, что мы ищем клад! Возьмите себе по магниту, и контейнер с песком где спрятаны монеты. Пусть каждый из вас попробует отыскать свой клад с помощью магнита. (Дети ищут клад.)
Воспитатель: Мы с вами провели два сложных опыта. Давайте немного отдохнем.
Физминутка:
Потрудились-отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Опыт № 3.
Воспитатель: Мы немного отдохнули, пора продолжить наши исследования. Приглашаю вас к столу под № 3. «Волшебная полянка».
Воспитатель: у меня на столе лежит картон, переверните его пожалуйста. Что вы видите?
Дети: поляну с цветами.
Воспитатель: правильно! Как вы думаете, кого на этой поляне не хватает?
Дети: бабочек! Они так любят летать от цветка к цветку!
Воспитатель: А вот и наши бабочки! (воспитатель поднимает платок, на тарелке лежат бабочки). Возьмите себе каждый по одной бабочке и рассмотрите их. Что не обычного есть у наших бабочек?
Дети: На их брюшке приклеена скрепка.
Воспитатель: Правильно! А приклеена она для того, чтобы мы могли оживить наших бабочек. Возьмите в руки картонную полянку и поместите магнит снизу, а бабочку сверху. Она примагнитется. Теперь аккуратно водите магнитом по нижней стороне картона. Старайтесь, чтобы бабочка могла посидеть на каждом цветке.
Воспитатель: Молодцы! Оживили всех бабочек!
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
Дети: Металлические предметы примагничеваются сквозь картон и бумагу.
Воспитатель: Незнайка, тебе понравились наши опыты!
Незнайка: Очень! У вас так интересно!
Воспитатель: Ребята, а вам понравились опыты?
Дети: Да
Воспитатель: Мы узнали много интересного, теперь нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. А для того чтобы вернуться давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова :
Раз, два, три, четыре, пять!
В «Малышок» Вернись опять!
Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад!
Незнайка: Спасибо вам огромное ребята, что помогли мне разобраться в этом трудном вопросе. Мне было с вами очень весело и интересно, но мне пора идти!
Воспитатель: В нашей лаборатории проводятся много интересных опытов. Ты обязательно приходи к нам в гости еще раз!
Незнайка: Хорошо, я приду. До свидание! (Уходит машет рукой).
Воспитатель и дети: До свидание!
Воспитатель: Давайте вспомним с чем мы сегодня познакомились!
Дети:
1. Магнит притягивает металл.
2. Магнит действует через картон и песок.
Воспитатель: Какие опыты больше всего вам понравились?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Вы все молодцы! Теперь своими знаниями вы можете поделиться со своими родителями и знакомыми. А это от меня, вам подарки магниты, с которыми вы сможете поиграть дома и провести различные исследования, или прикрепить их на холодильник на память.
Воспитатель: Спасибо!
Литература:
1. Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» - М: ТЦ Сфера, 2018.
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М: ТЦ Сфера, 2004.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Издательство: Детство – Пресс, 2013
4. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. //Вопросы психологии – 1996