Ольга Попова
Занятие по экспериментальной деятельности «Интересный камень» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить через какие материалы воздействует магнит.
Задачи:
— закрепить знания детей о практической значимости магнита в жизни людей.
— формировать устойчивые познавательные интересы, любознательность.
— развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение) исследовательской активности детей.
Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности „Интересный камень“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
— умение четко выполнять поставленные задачи.
— обогащать словарный запас детей новыми терминами (магнит, магнетизм, магнитное поле).
— познакомить детей с историей возникновения магнита.
— формирование интеллектуальных способностей детей.
Материал: магнит большой, магниты на каждого ребенка, «лужайка с цветами», бабочки-магниты, игрушка Буратино, скрепки, емкость с водой - пруд, ключик, поднос с крупой, монеты, игла, растительное масло, стаканы с водой на каждого ребенка, лоскуты на каждого ребенка, листы бумаги на каждого ребенка, металлические пластины на каждого ребенка, картинки с изображением различных предметов.
Ход занятия
Дети сидят полукругом вокруг стола. Приходит Буратино, весь взволнованный и просит помощи:
— Я потерялся, не знаю как попасть в коморку к папе Карло. Надеюсь вы мне поможете?
Воспитатель: Конечно поможем. Только и ты должен что-нибудь вспомнить. После того, как ты вышел из дома куда ты направился?
— В театр, потом пошел гулять по лужайке.
На столе «лужайка с цветами» (на цветах магниты). Рядом лежат бабочки-магниты. Воспитатель предлагает детям взять по одной бабочке, поиграть с ней и выбрав цветок посадить на него бабочку. Бабочки примагничиваются —садятся на цветы.
Буратино (радостно) : «Да, я видел как порхали бабочки и садились на цветы.
Физминутка «Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (покружиться)
Буратино (радостно) : «Я вспомнил, когда пробегал мимо пруда, то уронил ключик в воду»
— Мы тебе поможем.
На столе стоит емкость с водой—пруд с лилиями, а на дне ключик.
Буратино: Как же нам его достать?
Воспитатель: У меня есть «интересный камень». Какого он цвета? (черный) И у вас ребята на столах есть такие же камни. Подскажите, как достать ключик не намочив руки?
Дети садятся за столы. На столах стаканчики с водой, на дне стаканчика скрепка. Дети водят магнитом по стенке стаканчика и «поднимают» на поверхность скрепку.
Воспитатель берет «интересный камень» и водит им по стенкам «пруда». Ключик начал двигаться и подниматься по стенкам вверх. Ключик достали.
Буратино обрадовался, что нашлась пропажа.
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)
Буратино: Ребята, я продал свой букварь и получил за это монеты. Но Лиса Алиса и кот Базилио хотели забрать их у меня. И я их спрятал в крупу. А теперь сам никак не могу достать монеты. Помогите их отыскать.
Воспитатель выставляет на стол поднос с крупой (на дне лежат монеты).
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем найти монеты с помощью наших «интересных каменей».
Дети берут магниты и водят ими по крупе. К магнитам притянулись монеты.
Буратино: Ура, все мои монеты нашлись! Спасибо! Теперь я вернусь домой и расскажу папе Карло, про таинственную дверь и ключик. Но я же забыл дорогу домой. Что делать? Вот если бы был у меня компас, я точно нашел бы дорогу. Но его нет.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Буратино и сделаем ему компас.
— Я возьму аккуратно иголку и окуну в масло, а затем в свой стаканчик с водой. Игла лежит на поверхности воды, двигается. Затем останавливается и показывает острием на север, как и настоящий компас.
Буратино обрадовался, благодарит за помощь и уходит.
Физминутка
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)
Начинаем приседанья —
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно,
Как лягушки, проскакать. (Приседания — 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)
Дети садятся за столы. На столах листы бумаги, стаканы с водой, лоскуты ткани, скрепки, металлические пластины.
— Ребята, вы достали с помощью «интересных каменей» монеты. А можно поднять с помощью него бумагу?
Дети пробуют. Ничего не получается.
— А ткань?
Дети пробуют. Ничего не получается.
— А металлическую пластину?
Дети пробуют. Она примагничивается.
— Как вы думаете, что это за «интересный камень»? (ответы детей)
— Конечно же, это магнит.
— Возьмите в руку магнит (воспитатель показывает) и снизу поднесите скрепку так, чтоб она повисла на магните Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Теперь скрепка сама стала временным магнитом. Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
А вы знаете, что он может не только притягивать, но и отталкивать?
— Возьмите магнит и притяните к нему пластину. Примагнитилась. А теперь попробуйте другой стороной магнита. Магнит отталкивает пластину, она «убегает» от магнита. Переворачиваем магнит и пластина снова притягивается.
— У любого магнит два полюса: северный и южный. Разные полюса притягиваются. А одинаковые – отталкиваются. У некоторых магнитов южный полюс окрашен в синий цвет, а северный в красный.
Д/игра «Притягивает, не притягивает» (в кругу)
— Ребята, я буду вам показывать картинки с изображением различных предметов, если этот предмет притягивается магнитом, то вы будете топать, если не притягивается магнитом – хлопать.
— Мы сегодня с вами познакомились с «интересным камнем» — магнитом.
Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются.
Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».
Существует и другое объяснение слова магнит - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магниты.
Магнит притягивает только металлические предметы. Это свойство магнита – притягивать, примагничивать предметы, называется магнетизм.
— Через чего действует магнит? (ответы детей)
— Правильно, через стекло и пластмассу, мы достали скрепки из пластмассовых стаканчиков и ключик из стеклянной емкости. Через крупу достали монеты.
— А через ткань действует? Заверните ваш магнит и поднесите к скрепкам.
Скрепки примагнитились.
— А теперь заверните магнит в бумагу и так же поднесите к скрепкам.
Скрепки примагнитились.
— Ребята вам понравилось проделывать опыты с магнитом?
— Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
— Правильно. Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду и даже через пластмассу. Магниты притягиваются друг к другу, могут отталкиваться, действуют на расстоянии. У магнита есть два полюса: северный и южный.
— А что понравилось больше всего? Почему?
(Дети высказывают свои мнения).
— Молодцы, мы помогли Буратино и узнали много нового и интересного.