Яна Гринева
Конспект открытого показа в старшей группе «Обитатели воды — рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: расширить и систематизировать представления детей о рыбах, о их внешних особенностях, разновидностях и среде обитания.
Развивающие задачи: Развивать познавательную и коммуникативную активность, вариативность мышления, наблюдательно-познавательный интерес в процессе экспериментирования.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей любознательность, желание познавать окружающий мир, культуру поведения в природной среде, способствовать гуманному отношению ко всему живому.
Публикация «Конспект открытого показа в старшей группе „Обитатели воды — рыбы“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Интеграция образовательных областей: познавательно, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Материалы и оборудование: карточки, с изображением рыб, емкость с водой, заводные игрушки, воздушные шары.
Предварительная работа: беседы о рыбах, их внешних особенностях, среде обитания, просмотр видеофильмов о рыбах, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, заучивание стихотворений по теме «Рыбы».
Содержание деятельности:
Введение в образовательную ситуацию.
Воспитатель: Ребята, хотите отгадать интересную загадку.
С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица.
Блещет в реке чистой,
Спинкой золотистой. (Рыба)
В каких сказках или рассказах встречаются рыбы? ( Предполагаемый ответ детей: Сказка о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина, «По щучьему велению», «Карасик» Н. Носова, и т. д.)
Актуализация представлений по теме: Посмотрите сколько разных рыб. Рассмотрим их? Как называются рыбы? ( Воспитатель обращает внимание детей на картинки разных рыб: щука, пескарь, лещ, сом и др.). Чем они отличаются? ( Предполагаемый ответ детей: размером, окрасом и т. д.) Ребята, а чем рыбы похожи? ( Предполагаемый ответ детей: у всех есть голова, хвост, плавники, чешуя.)
Затруднение, открытие.
Воспитатель: Какой формы тело рыб? (Ответы детей.) На что похоже их тело? ( Предполагаемый ответ детей: на овал, на капельку.) Попробуем узнать, почему же природа создала их такими? (Ответы детей.)
Опыт № 1: В емкости с водой по очереди проводим рукой, поставленной ребром с сомкнутыми пальцами, в воде. Затем тоже самое открытой ладонью.
Воспитатель: В каком случае рука легче идет сквозь воду? ( Предполагаемый ответ детей: в первом, когда пальцы сомкнуты.) Попробуйте сами объяснить, почему рыбы имеют такую форму? ( Предполагаемый ответ детей: потому что так им легче передвигаться в воде.)
Вывод 1: Действительно, обтекаемая форма тела помогает рыбе быстро двигаться, преодолевая сопротивление в водной среде.
Затруднение, открытие.
Воспитатель: Для чего рыбам нужны плавники и хвост? ( Предполагаемый ответ детей: с помощью плавников и хвоста рыбам легче передвигаться в воде.) Проведем опыт, и посмотрим, помогают ли плавники и хвост рыбам двигаться в воде? (Ответы детей)
Опыт № 2: Емкость с водой для игрушек. Игрушка- рыба лежит неподвижно в воде, необходимо ее завести, хвост начинает двигаться, и игрушка-рыба плывет по воде.
Воспитатель: Посмотрите, что происходит? ( Предполагаемый ответ детей: игрушка плавает, потому что у нее двигается хвост.) Что помогает рыбе двигаться? ( Предполагаемый ответ и детей: рыбе помогает двигаться движущиеся хвост и плавники.)
Вывод 2: Хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды.
Воспитатель: Ребята, почему рыба не тонет, ведь она тяжелая? ( Предполагаемый ответ детей: потому что рыбы хорошо плавают.) Хотите узнать? (Ответы детей.) Для этого проведем опыт.
Опыт № 3: В емкость с водой положить маленький воздушный шарик.
Воспитатель: Что наблюдаем? ( Предполагаемый ответ детей: шарик плавает и не тонет в воде.) Почему не тонет шарик? ( Предполагаемый ответ детей: потому что в нем воздух.)
Вывод 3: Надутый воздушный шар не тонет, его поддерживает воздух. Такой же мешочек, плавательный пузырь, который находится в брюхе, не позволяет рыбам тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.
После проведения опытов дети вытирают руки.
Применение открытия в деятельности.
Физминутка: Рыбы отличные пловцы. А вы любите плавать? Поплаваем немного?
Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко. (Имитация ныряния)
Вторая сказала: ведь здесь глубоко. (Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил, (Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Имитация движения рыб)
Воспитатель: Девочка Таня и мальчик Ваня поспорили, кто из них нарисует самую красивую рыбу. Посмотрим, что у них получилось? Работа с пособием стр. 51 задание 2.
Воспитатель: Посмотрите, все ли правильно они нарисовали? ( Предполагаемый ответ детей: нет, не все. Ваня не нарисовал воду в аквариуме, а без воды рыба не сможет жить. А Таня не нарисовала хвост рыбе, а без хвоста рыба не будет хорошо плавать.) Поможем Тане и Ване дорисовать их рисунки? ( Предполагаемый ответ детей: Да.) Дети выполняют задание.
Воспитатель: Посмотрите на задание номер 1, что вы видите на картинке? Как вы думаете, куда идут дед с внуком? ( Предполагаемый ответ детей: дед с внуком идут на озеро, ловить рыбу, на рыбалку) Как вы догадались? ( Предполагаемый ответ детей: потому что у них в руках удочки.) Как называют людей, которые ловят рыбу? ( Предполагаемый ответ детей: людей, которые ловят рыбу, называют «рыбак».) Для чего ловят рыбу? ( Предполагаемый ответ детей: рыбу ловят для того, чтобы ее приготовить и съесть, так как она очень полезная.) Что можно из неё приготовить? ( Предполагаемый ответ детей: из рыбы готовят, уху, рыбный суп, рыбные котлеты, рыбные запеканки.) Кто из диких зверей, нарисованных на картинке, любит рыбу? ( Предполагаемый ответ детей: медведь, волк.) Кто из домашних животных ее любит? ( Предполагаемый ответ детей: коты.)
Воспитатель: Посмотрим, кто какую рыбу поймал? Работа с пособием стр. 52 задание 3.
Итог, результат деятельности.
О ком сегодня мы говорили? Что нового вы узнали о рыбах? Какую пользу приносят рыбы?