Марина Магкиева Анатольевна
Конспект открытой НООД по познавательно-речевому развитию «Ах, какая осень!» в старшей-подготовительной группе
▼ Скачать
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию
На тему: «Ах, какая осень!»
для старшей -подготовительной группы
Воспитатель: Магкиева М. А
с. Ростовановское
2014 г.
Публикация «Конспект открытой НООД по познавательно-речевому развитию „Ах, какая осень!“ в старшей-подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Конспект НОД в старшей-подготовительной группе «Ах, какая осень!»
Задачи:
Образовательные:
- обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период.
Развивающие :
- развивать внимание, память;
- улучшать общую моторику и координацию движений;
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.
Речевые:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
- активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие;
- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Казбека Б. ,Дилару С. ,Сонну З. ; привлекать Игната Т., Абида Б. к комментированию ответов других детей.
Дидактический материал: кукла клоун Клёпа; проектор, картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Выбери животных» на каждого ребенка, цветной карандаш (красного цвета); дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок» .
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.
Методы и приемы, использованные на занятии:
• информационно – рецептивный метод,
• словесный метод,
• наглядный метод,
• практический метод,
• игровой метод.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, знаменитый русский поэт А. С. Пушкин написал много стихотворений. Сейчас я прочту одно из них, а вы определите какое время года описывает поэт:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
Дети: - Это осень.
Воспитатель:
- Наступают последние дни осени, мы должны будем с вами с ней попрощаться и вспомнить всё, что мы о ней узнали. А поможет нам в этом клоун Клё па: он подготовил вам картины об осени (на экране появляется картина, где изображена осень).
- Какое явление природы изображено на картинке?
Дети: - Дождь.
Воспитатель: - Какое явление изображено на этой картинке?
Дети: - Туман.
Воспитатель: - Какое явление изображено на этой картинке?
Дети: - Листопад.
Воспитатель: - Какие явления природы вы ещё знаете?
Дети: - Облачность, ветер, осадки, долгота дня, погода.
Воспитатель: - К какой природе их можно отнести?
Дети: - К неживой природе.
Воспитатель: - Назовите признаки осени в неживой природе?
Дети: - Осенью день становится короче, а ночь длиннее.
Воспитатель: - Почему погода становится прохладной?
Дети: - Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной
Воспитатель: - Какие осадки характерны для осени?
Дети: - Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас даже выпал снег.
Воспитатель: - Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни?
Дети: - По утрам бывает туман или заморозки, иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда.
Воспитатель: - Вадик, ты хочешь что – то добавить?
- По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.
Воспитатель: - Что- то Клёпа заскучал, давайте вместе с ним поиграем.
Дидактическая игра «Природные явления» (На экране появляются картинки с изображением природных явлений, если это явление относится к осени- дети хлопают один раз, если нет- то два раза).
Воспитатель: - Молодцы ребята.
- Клёпа а что ты знаешь о растительном мире?
Клё па: - Ну он большой, красивый, зелёный.
Воспитатель: - И всё?
- Ребята давайте расскажем,Клёпе, что мы относим к растительному миру?
Дети: - К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.
Воспитатель: - Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени?
Дети: - Осенью опадает листва с деревьев, начинается листопад.
Воспитатель:- София,Турунч что еще интересного вы можете добавить о листьях?
Дети: - Загадки.
София: -Летом вырастают зелёными,
Турунч: - Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
Воспитатель: - Что же меняется в жизни трав и цветов?
Дети: - Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света
Воспитатель: - А сейчас немного поиграем.
Дидактическая игра «С какого дерева листок? (Дети собирают разбросанные на полу листочки. Турунч - клёна, Вадик - липы, Алёна –рябины, Никита – дуба, Клёпа-осины.) Молодцы, правильно.
Ой, Клёпа, разве это листья осины? Давайте поможем Клёпе собрать правильно листья.
Клё па: - Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру «Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина - калиновый
Клё па: - Молодцы, правильно ребята!
( Слышатся звуки животного мира: мяукает кот, рычит медведь. фыркает ёжик, стрекочет кузнечик)
Воспитатель: - Ребята, давайте встанем и посмотрим, что происходит в группе. (Дети подходят к столу, где стоят животные, которых они сделали из природного материала)
Воспитатель: - Это они нас звали. Давайте их развеселим и вернёмся к Клёпе, он у нас совсем один.
Физминутка:
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
А пчё лы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)
Воспитатель: - Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного.
- Кого мы относим к животному миру?
Дети: - К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.
Воспитатель: - Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?
Дети: -Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.
Воспитатель: - Абид, ты хочешь что-нибудь добавить?
Абид: - Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые.
Воспитатель: - Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму?
Дети: - Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.
Воспитатель: - Что меняется в жизни птиц с приходом осени?
Дети: - Есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.
Воспитатель: - А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?
Дети: - Такие птицы называются перелетными.
Воспитатель: - А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи.
Дети: - Осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.
Воспитатель: - Как же выживают оставшиеся с нами птицы?
Дети: - Эти птицы живут рядом с человеком и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.
Воспитатель: - Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическая игра «Улетают – не улетают»(Дети встают около стульчиков.)
Воспитатель: - Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона (з, соловей (п, дятел (з, журавли (п, голубь (з, ласточка (п, воробей (з, утка (п, скворец (п).
Воспитатель: - Молодцы! Вы очень внимательны.
Воспитатель: - Ребята, у вас в руках карточки трёх цветов. Сейчас на экране будут появляться картинки из растительного мира, животного и природные явления осенью. Если вы увидите картинку из растительного мира, то вы показываете зелёную карточку. Если из животного мира – то красную, а если это природное явление – то синюю. Но могут на картинке одновременно быть и то и другое, тогда вы показываете несколько карточек вместе.
Мы приглашаем нашего гостя Клёпу поиграть с нами.
Воспитатель: - Каждый постарался на славу! Клёпа, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Клёпа, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными? Этих ребят мы наградим очень весёлыми смайликами. Чьи ответы были не очень полными, мы наградим их другими смайликами.
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости!
Список использованной литературы:
Акулова Е. А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников. // Дошкольное воспитание N8, 2008
Акулова Е. А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников. // Дошкольное воспитание N9, 2008
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.
Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.
Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).
Ломбина Т., Лукша В. Авторская программа «Читайка», или Как познавательно развивать дошкольников. // Дошкольное воспитание N12, 2005.
Дошкольное воспитание N12 – 2005г.
Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб. : «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.
Развитие связной речи. Подготовительная группа. / Автор-сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Скоролупова О. В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М. : ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.
Интернет - ресурсы:
https://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia4042.html