Светлана Попенко
Конспект открытого мероприятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим с элементами ТРИЗ «В гости к весне»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Расширять представление детей о весенних изменениях в природе. Обогащать словарь существительными и прилагательными. Закреплять навыки употребления сравнительных оборотов. Совершенствовать умения составлять сложные предложения по картинкам без наглядной опоры. Развивать связную речь: закреплять умение отвечать на вопросы взрослого, составлять рассказ по зрительной опоре и от имени живого и неживого предмета от первого лица. Развивать умения решать задачи творческого характера с использованием приёмов ТРИЗ. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость на её проявления.
Публикация «Конспект открытого мероприятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим с элементами ТРИЗ „В гости к весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
Предварительная работа: Наблюдение за весенними признаками в живой и неживой природе; рассматривание иллюстраций «Животные весной в лесу», «Лес весной»;работа по активации словаря прилагательных, существительных; игра «Хорошо-плохо», «Оживи героя», чтение книг л весне; рисование на тему: «Весна», «Весенние цветы в букете», «Цветы первоцветы»; составление сравнений и т. д.
Оборудование: Аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года», сундучок, мяч, волшебная палочка, бабочка, мультимедийная установка, слайд-шоу с пейзажами леса, цветочной поляны, схема (солнышко, снег, ручей, травка, веточка с почками, насекомые, птицы, картинки для игры «Ассоциативные цепочки (снег,солнце,заяц,шубка,река,льдина,медведь,берлога;белка,дупло,бельчата,молоко; пенёк, луна, еж, жуки).
Ход мероприятия:
(воспитатель показывает детям сундучок)
- Вот сундучок не простой, а расписной с секретом. Что здесь может быть? Нет в сундучке ни злата, ни серебра, нет в нём алых ленточек и разноцветных платочков, а живёт здесь музыка. Послушайте.
(Звучит музыка П. И. Чайковский «Времена года»)
- Скажите, к какому времени года подходит эта музыка (К весне). Как вы догадались? (Я слышал, как бежит ручеёк. Я услышал, как радуются весне птицы)
Правильно, звучала музыка и вы услышали, как поет и дышит весна, это она зовёт нас в удивительное путешествие. А отправимся мы сегодня в путешествие на необычном транспорте, на наших стульчиках, они станут волшебными, если произнести такие слова: «Один, два, три стульчик мой меня неси». Произнесём вместе.
Один, два, три стульчик мой меня неси.
(Дети произносят слова)
- Вот первая остановка «Хорошая погода». Ребята, без чего не бывает хорошей погоды? (Без солнышка)
- Давайте поиграем с весенним солнышком.
Игра с мячом «Сравни и назови»
• Солнышко весёлое как… (ребёнок, песенка, клоун)
• Солнышко ласковое как (бабушка, мама, ветерок)
• Солнышко блестящее как (гирлянда, мишура, кольцо)
• Солнышко яркое как (лампочка, фонарик, звёздочка)
• Солнышко румяное как (блинчик, пирожок, щечки)
• Солнышко золотистое как (рожь, пшеница, перышко)
- Молодцы. А сейчас мы посмотрим, кого солнышко весной разбудит.
(На экране появляются картинки: солнышко, снег, ручей, травка, веточка с почками, насекомые, птицы. Дети составляют рассказ по схеме.)
- Ребята, кто расскажет, что произойдёт, когда пригреет яркое солнышко, а схема вам поможет составить предложения и ничего не забыть.
Засияет яркое солнышко.
Растает снег.
Побегут звонкие ручейки.
Появится первая молодая травка.
Набухнут на деревьях почки.
Вылезут насекомые.
Прилетают с юга перелётные птицы.
Расцветут первые весенние цветы.
Вы заметили, получился целый рассказ. А давайте придумаем название этому рассказу. (Весна, Весенние признаки, Весна-красна, Весенняя картина и т. д.)
- А какое название самое удачное? (Дети вбирают самое удачное название)
- Солнышко великое чудо, оно разбудило весну. Но сейчас набежали тучки, закрыли солнышко и пошёл дождик. Давайте скроемся от дождика, сядем поудобнее на стульчики и отправимся дальше. Произнесём волшебные слова. Какие? (Один, два, три стульчик мой меня неси)
(На экране появляется картинка «Лес»)
- Следующая остановка «Весенний лес».
(Прием ТРИЗ вхождение в картину)
- Ребята, представьте, что мы вошли с вами в лес. В лесу оживает и просыпается природа. Здесь многое можно увидеть, услышать, почувствовать. Давайте подышим немного, какие запахи вы почувствовали? (Я почувствовал запах прошлогодней травы. Я почувствовал запах сырой земли. Я почувствовал запах почек и т. д)
В лесу много всего, к чему можно прикоснуться, потрогать руками. Прикоснитесь к чему-нибудь, потрогайте руками что-нибудь. Что вы ощутили руками? (Я ощутил руками холодную воду в ручейке. Я ощутил твердый камень. Я ощутил шероховатый ствол дерева и т. д)
А теперь притаимся, послушаем лесные звуки. Какие звуки вы услышали (Я услышал звук падающего дерева. Я услышал треск сучьев. Я услышал пение птиц. Я услышал шелест весеннего ветерка и т. д.)
- Оглянитесь по сторонам, посмотрите внимательно. Что вы заметили, что увидели (Я увидел ёлочки. Я увидел ручеек. Я увидел лужу и тд.)
- Ребята, я предлагаю превратиться и оживить, то что вы увидели и рассказать нам кто вы, описать свои чувства, настроение, может быть рассказать о своих проблемах и отношение к окружающим вас. Но сначала разомнемся.
Мы по лесу погуляли.
За природой наблюдали.
Сейчас немного разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Мы ни сколько не устали.
Сели – встали, сели – встали.
Теперь ко мне вы подбежите и немного разбежитесь
Вправо, влево покружитесь
И во что- то превратитесь.
(Звучит волшебная музыка, дети превращаются в ручеек, березку, лужицу, пенечек… прием эмпатия)
-А теперь до кого я дотронусь волшебной палочкой, тот оживет и заговорит
(Рассказы детей от первого лица)
• Я белоствольная березка. Я рада приходу весны, я чувствую, как набухают мои почки, скоро появятся листочки и я стану красивой. Мои веточки ласкает солнышко, а по стволу бегут муравьишки.
• Я шумный и звенящий ручеек. Меня разбудила весна и у меня хорошее настроение, потому что у меня много друзей ручейков. Я сейчас тороплюсь и бегу, потому, что мою воду ждут звери и птицы.
• Я мокрый снег. Я не люблю солнечный свет весной, потому, что не хочу таять. Сейчас я прячусь в тени под деревьями, тут уж я еще долго не растаю.
• Я грязна и большая лужа, я не чего не делаю. Меня никто не беспокоит, все забыли обо мне.
• Я яркое и лучистое солнышко. Мне нравится дарить тепло, согревать землю. Мне не нравится, что деревья скрывают от меня цветы и я не могу их согреть.
- А сейчас вправо, влево покружитесь в детей снова превратитесь.
- Сейчас мы немного отдохнем и немного поиграем.
Игра «Ассоциативные цепочки»
(на экране появляются картинки)
- Вот картинки: река, льдина, берлога, медведь. Подумайте, как эти картинки связаны между собой и составьте предложение. (Когда на реках пройдет ледоход, медведи выходят из своей берлоги)
- Вот другие картинки: снег, солнце, заяц, шубка. А эти картинки между собой как связаны, составьте и по ним предложение. (Когда весеннее солнышко начнет пригревать, заяц меняет густую теплую шубку, на легкую и не жаркую)
- Вот еще картинки: белка, дупло, бельчата, молоко. Теперь подумайте, какое предложение можно составить по этим картинкам. (Белка заботливая мать, она кормит бельчат своим молоком и прячет их в дупло от врагов)
-Последняя картинка: пенек, луна, еж, жуки. Кто догадался, какое предложение получится? (Ночью ежик вылезает из своей норки под пеньком и отправляется искать себе еду разных жуков)
- Молодцы, давайте продолжим наше путешествие. Произнесем волшебные слова. Один, два, три стульчик мой меня неси.
(Дети произносят волшебные слова. На экране появляется картинка «Цветочная поляна»)
- Следующая наша остановка цветочная поляна. Посмотрите, кто прилетел ко мне на руку? (Бабочка)
- На что похожа бабочка (Бабочка похожа на разноцветный бантик, на потолочную люстру, на красивый цветок и тд.)
- Действительно, бабочка похожа на красивый цветок. Посмотрите, какие красивые цветы первоцветы украшают нашу полянку? (Полянку украшают цветы медуницы)
- Какие еще цветы первоцветы вы знаете? (Подснежники, одуванчики и тд.)
- Ожила с приходом весны полянка. Какая она стала? (красивая, разноцветная, цветущая, пестрая, необыкновенная, чудесная, манящая, привлекательная, душистая)
- На что она похожа? (На пестрый ковер, на красивую скатерть, на разноцветный платок)
- Ребята, а вам хочется на полянке сорвать хотя бы по одному цветочку? (Да)
- Давайте представим, что вы сорвали по одному цветочку и соберем их в букет, сделаем большой круг. Посмотрите, какой большой букет у вас получился, а хорошо или плохо рвать большие букеты цветов? (Хорошо и плохо)
Игра «Хорошо и плохо»
Хорошо:
(Цветы красивые можно подарить кому- нибудь. Цветы хорошо пахнут, можно понюхать. Есть лекарственные цветы, можно лечиться. Когда дома ставят цветы, становится уютно и тд.)
Плохо:
(Быстро завяну, их выбросят. Если будешь рвать для букетов, они быстро исчезнут. Нечем будет питаться насекомым и тд.)
(звучит музыка Ю. Антонова «Не рвите цветы, не рвите»)
- А как можно любоваться цветами не срывая их. (Понюхать, зарисовать, вышить из ткани, сфотографировать, купить искусственные цветы, вылепить из теста, снять на видео- камеру)
-Ребята, а теперь присядьте на травку
Весной красиво не только на полянке, но и повсюду можно увидеть самое богатое разноцветье красок. Закройте глаза. Представьте картинку весенней природы, найдите и назовите свой любимый цвет и объясните почему он вам нравится. А шкатулулочка вам поможет собрать все краски весны и ваши любимые цвета.
(Мой любимый цвет голубой, такого цвета весеннее небо, вода.
Мой любимый цвет зеленый, потому, что весной все становится зеленым: листья на деревьях и кустах, трава, листочки у цветов.
Мой любимый цвет желтый, это солнце, цветы мать и мачехи, одуванчики, песок.
Мой любимый цвет нежно – розовый, я очень люблю яблоневый цвет весной.)
- Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на стульчики и произнесите волшебные слова: «Стульчик нас неси назад в наш любимый детский сад»
(Дети произносят слова)
- Вот мы и снова в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Что запомнилось?