Людмила Нестеренко
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Составила старший воспитатель Нестеренко Л. С.
Тема: согласный звук Н (Н*, буква Н.
Цель: развитие фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка.
Задачи:
1. Познакомить с согласным звуком Н;
2. Продолжать учить детей сливать звуки;
3. Ввести в активный словарь детей слова, относящиеся к одной части речи (существительные, прилагательные)
Ход:
1ч.
- ребята, послушайте загадку и отгадайте:
Инструмент бывалый, не большой, не малый,
У него полно забот: он и режет, и стрижёт, что это? (ножницы)
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
- какой звук вы слышите первым в слове ножницы?
(предлагаю все произнести звук Н)
- как вы думаете, что можно сказать об этом звуке? Какой он? (согласный). Почему вы так думаете? (выслушиваю ответы детей)
Даю характеристику звука: при произнесении этого звука, воздух проходит через нос, и поэтому звук называется носовым. Передняя часть спинки языка соединяется с верхними зубами.
- ребята, давайте звук Н спрячем в нашу волшебную коробочку (коробочка с двойным дном, в ней уже находится буква Н – плоскостной вариант буквы) Каждый ребёнок произносит звук в коробочку.
спрашиваю, почему коробочка пустая? выслушиваю ответы (звуки мы не можем увидеть, мы их произносим и слышим. Коробочку закрываем, «колдуем», после этого открываем и достаём букву Н. Рассматриваем букву, из скольких частей она состоит, «рисуем» пальчиком в воздухе).
Делаем вывод: звук Н обозначается буквой Н. Звуки мы слышим, а буквы мы видим.
- ребята, согласный звук Н дружит с гласными звуками: А,О,У (называю гласные, которые детям уже известны)
(Выставляю букву Н на магнитную доску, рядом с ней – букву А)
- ребята, давайте мы их подружим, произнесё м: ННН-А, НА. Этот слог звучит твёрдо, потому что гласный звук А всегда придаёт согласным звукам твёрдое звучание. Гласный звук Н может звучать мягко, если я скажу по-другому: НЯ, предлагаю детям произнести мягко, потом твёрдо.
(далее работаем также с гласными О,У)
Вывод: согласный звук Н может быть твёрдым, может быть мягким, смотря какой гласный звук стоит рядышком.
- ребята, когда согласный звук и гласный сливаются, «дружат» между собой, получается слог, часть слова.
- согласный звук «живёт» в разных словах. Придумайте слова, в которых бы присутствовал звук Н (придумываем слова со звуком Н в начале слова, в середине, в конце. Дети стоят в кругу, бросаю мяч ребёнку, ребёнок произносит слово, и возвращает мяч).
2. Физкультминутка:
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть (повторить 2-3 раза)
3ч. Лексическая игра «Найди подходящее слово»
Произношу часть предложения, а дети должны закончить его.
Маме купили платье… ( далее дети добавляют существительные: костюм, сарафан, юбку, шубу, пальто и т. д.)
На клумбе растут красные… (добавляют прилагательные) цветы.
4ч. Работа в тетрадях (дети печатают букву Н)
5ч. итог занятия. Вопрос к детям: с каким звуком и буквой они сегодня познакомились? Хвалю детей за активность, внимательность на занятии.