Надежда Мучкаева
Конспект открытого итогового занятия шахматного кружка «Я люблю шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
во второй младшей группе
Воспитатель ГБОУ города Москвы"Школа № 356 имени Н. З. Коляды" Мучкаева Н. А.
Конспект открытого итогового занятия шахматного кружка
(1 год обучения)
Тема: «Я люблю шахматы»
Цель: Развитие умения ориентироваться на шахматной доске.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого итогового занятия шахматного кружка „Я люблю шахматы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Познавательные: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, белые и чёрные поля, повторение названий шахматных фигур, о их передвижении на шахматной доске;шахматная нотация
Обучающие: закрепить навык работы с шахматной доской, повторить правила игры.
Развивающие: развивать логическое мышление,усидчивость, терпение, умение принимать решение, способствовать развитию внимания, памяти.
Речевое развитие: обогащение и активизация словаря (ладья, слон, конь, ферзь, король, белопольный слон, чернопольный слон, шах, мат,центр доски, шах, мат, пат, горизонтали, вертикали, диагонали, начальная позиция)
Социально-коммуникативные: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе, воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу.
Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах; повышать интерес к игре в шахматы.
Личностные:развивать внимание, память, логическое мышление, речь и усидчивость.
Оборудование: комплекты шахмат, демонстрационная доска с магнитными фигурами
Ребята,сегодня к нам на занятие пришёл Шахматный король,который хочет проверить наши знания и чему мы научились за год. Давайте с ним поздороваемся шахматной считалкой
a– артисту b– Биму c – циркуль d– дали e – его f – Фамилия g – Же h – Аш
Сейчас нам нужно поделиться на две команды: белые и зеленые (черные)квадраты
Представление жюри (родители)
По ходу игры за каждую вашу победу в очередном задании вам будет даваться пешка. У какой команды будет большое количество пешек, то та команда и будет победителем.
Итак, все участники этой удивительной игры готовы, и мы можем начать нашу игру
1 Разминка «Доскажи словечко».
- Перед любым соревнованием, необходимо разогреться. Ребята, предлагаю вам разогреться и ответить на вопросы, досказав словечко.
• Скоро бой. И ждет войска деревянная…доска
• Вверх и вниз пойдёшь – это…вертикаль
• Вправо- влево -…горизонталь
• А с угла на угол, вдаль нас ведёт…диагональ
• Ни к чему, ребята, спешка потеряться может…пешка
• Играет не простую роль его величество…король
• Шустрый, быстрый, как огонь шахматный, но всё же …конь
• Есть сестра у корабля – очень важная … ладья
• Не отвесит вам поклон! Не индийский, хоть и …слон
• Самый главный в войске есть, а для вас он просто … ферзь
• Если ты играешь ловко, знай, как делать …рокировку
• В шалашах и камышах я услышал слово…шах
Обоим командам дается по «пешке».
2. Игра – эстафета «Составь доску».
У каждой команды комплект квадратиков из белого и черного цвета. Чья команда быстрее правильно выложит на столе шахматную доску, тот выигрывает
3.«Волшебный мешочек»
Прошу построиться команды для весёлого состязания. У каждой команды по «Волшебному мешочку», в которых лежат фигуры. Дети по очереди угадывают на ощупь шахматную фигуру и по очереди расставляет свои фигуры на доске называя при этом каждое поле. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Судьи подводят итог состязания. Победителю дается «пешка».
Физминутка под музыку Чёрно-белые поля - (Шагают на месте)
Дружно встали у меня – (остановились)
Тут ферзь - (хлопают)
Здесь два коня – (топают)
Защищайтесь от меня! – (разбегаются по напольным клеточкам)
Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)
Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руки крест на крест)
Только в бой им всем охото – (бег на месте)
Начинается игра – (прыжки на месте).
4.«Отгадай загадку». Каждая команда отгадывает загадки про шахматные фигуры, которые им загадывает Шахматный Король.
В поле много есть дорожек.
Будь и смел и осторожен.
Вверх и вниз пойдёшь – это (вертикаль,
Вправо- влево -(горизонталь).
А с угла на угол, вдаль
Нас ведёт (диагональ).
Ни к чему, ребята, спешка –
Потеряться может… (пешка)
На доске есть у меня
Две лошадки, два (коня)
Мне приснился странный сон:
С муравьем боролся (слон)
В углу стоит бадья,
В бадье плывёт (ладья)
Кто сможет подсказать пароль?
Его Величество (король).
6. Вопросы
• Как ходит пешка? (только вперед по вертикали) .
• Является ли пешка фигурой? (нет, она просто пешка) .
• Где размещаются ладьи на доске до начала игры? (по углам шахматной доски) .
• Во сколько очков оценивается ладья» (пять очков)
• Какие слоны никогда не столкнутся? (белопольный и чернопольный) .
• Почему слона называют легкой фигурой, а ладью тяжелой?
• Правильное название фигуры – ферзь. Какие встречаются неправильные названия и их нельзя употребить? (дама, королева, царица)
• В чем отличие коня от всех остальных фигур?
• Что такое мат, шах?
• При соблюдении каких условий можно выполнять рокировку?
• На каких полях находится белые фигуры в начале игры?
• Какого цвета поле а 1?
• Сколько всего клеток на шахматном поле?
7.«Конверт с секретом"
Дети собирают всей командой пазл шахматной фигуры (ладья, слон)
В каждом конверте части картинок, вам надо собрать в одну целую. Кто быстрее соберёт?
Что знаете об этих фигурах? Какая фигура сильнее?
8. Игра со всеми фигурами до 20 очков.
7. Итог.
- А теперь подведем итоги. Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями, показали мне ваши знания. Всем участникам вручается награда