ОЛЬГА ЖИГАЛЬЦОВА
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию «Посылка из города мастеров»
МКДОУ детский сад «Радуга» с. Мамонтово
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе
по речевому развитию
Тема «Посылка из города мастеров»
Подготовила : Жигальцова Ольга Николаевна
2016 год
Воспитатель - Жигальцова Ольга Николаевна
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию „Посылка из города мастеров“» размещена в разделах
Образовательная область Речевое развитие Возрастная группа старшая
Тема занятия «Посылка из Города Мастеров»
Интегративные области : Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственно-патриотическое воспитание); познавательное развитие (приобщение к социально-культурным ценностям); художественно-эстетическое развитие (декоративное рисование).
возраст детей 5 лет
ЦЕЛЬ: Развитие лексико-грамматических процессов.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать умение согласовывать существительное и прилагательное;
2. закреплять умение составлять описательный рассказ народного промысла по схеме;
3. развивать умение поддерживать беседу, отстаивать свою точку зрения;
4. познакомить с народно-прикладным искусством – гжель;
5. развивать умение рисовать птицу и бордюр в стиле гжель.
Материалы и оборудование: Предметы декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, предметы расписанные в стиле городецкая роспись и гжель); кукла, морфологическая таблица народных промыслов, тарелки из папье-маше, гуашь синяя, кисти, вода, салфетки для промокания кистей, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: Знакомство с народно-прикладным искусством - дымковская игрушка и городецкая роспись.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на гостей:
- Посмотрите ребята, как много гостей у нас сегодня. Они пришли посмотреть на вас и узнать, что вы умеете и что вы знаете. Давайте с ними дружно поздороваемся. IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-263516-1586766604.jpg[/IMG]
Дети: - Здравствуйте! [ -У нас сегодня необычный день. Мы с вами уже познакомились с народными промыслами – дымковской игрушкой и городецкой росписью. Мы много беседовали об этих промыслах, и теперь вы сами можете раскрасить разные поделки дымковской или городецкой росписью. Для наших гостей мы сделали небольшую выставку ваших работ, чтобы они смогли убедиться в вашем мастерстве.
- Но настоящие поделки из Дымково и Городца мы видели только на картинках. И я написала письмо в Город Мастеров, и попросила прислать нам настоящие дымковские и городецкие сувениры. Посылка должна придти очень скоро, а пока её нет, мы с вами расскажем нашим гостям о народных промыслах.
Приносят посылку (сама посылка разукрашена разными узорами).
- Ребята, а вот и посылка! Давайте скорее её открывать. Ой, здесь кто-то есть.
Воспитатель одевает на руку Незнайку. Он немного выглядывает из посылки и прячется.
Незнайка: - Какие огромные великаны!
Воспитатель: - Ребята, разве вы огромные?
Дети хором: - Нет, мы не огромные, а маленькие!
Незнайка: - Тогда вы страшные?
Дети хором : - Нет, мы не страшные, а красивые!
Незнайка: - Вы, наверно, злые?
Дети хором : - Нет, мы не злые, мы добрые!
Незнайка: - Тогда вы грустные?
Дети хором : - Мы не грустные, а веселые!
Незнайка показывается из посылки.
Незнайка: - Я люблю добрых и веселых коротышек.
Дети хором: - Мы не коротышки, мы дети!
Незнайка: - Здравствуйте, дети! А меня зовут…
Дети хором: - Незнайка!
Незнайка хвастливо, а потом огорчено: -- Ого, да вы про меня знаете, вот какой я – знаменитый! Тогда вы знаете, что я ничего не знаю и не умею, а умею только хвастаться.
Дети хором: - Да, знаем!
Воспитатель: - Вот только мы не знаем, как ты оказался в нашей посылке, которая пришла к нам из Города Мастеров?
Незнайка: - А я вам не расскажу, а покажу. Но вы мне помогайте!
Физкультминутка:
- На почту к нам пришла посылка, -дети бегут по кругу Она огромная была, - делают круговые движения руками Я думал, там конфеты, фрукты, А может целых два слона. - изображают длинный нос, большие уши Мне очень интересно было, Что там находится внутри. - движения вверх плечами (пожимают плечами) В посылку я залез так быстро, - сели на корточки Что не успел сказать и – три! Меня в посылке подняли на кране, -встали, высоко потянулись И положили в грузовик. - круговые движения руками (завели моторы, бег по кругу Потом летел я очень долго. - бег, руки разведены в стороны Я даже к этому привык. И вот я здесь - Привет, ребята, я путешествовать устал, - вытирают рукой лоб А что находится в посылке, - поднимают и опускают плечи Поверьте, так и не узнал.
Воспитатель: - Ну что же, Незнайка, тогда давай не будем терять время, и посмотрим, что находится в посылке. Я думаю всем интересно узнать, что нам прислали.
Воспитатель достает из посылки дымковскую барышню.
Незнайка: - Да, давайте скорее смотреть. - Ой, какая красота. Это что такое?
Дети по желанию: - Это дымковская игрушка
Незнайка: - А почему её так называют?
Воспитатель: - Тебе ребята сейчас все расскажут, а ты внимательно слушай и запоминай.
Чтобы ребята ничего не перепутали и составили правильный рассказ, им в помощь я приготовила схему-таблицу народных промыслов. Опираясь на эту схему, у вас получится полный рассказ о предметах, которые находятся в посылке.
Посмотрите, как правильно пользоваться схемой: (Воспитатель делает образец рассказа, обращая внимание детей на этапы)
1. Эта игрушка называется дымковская барышня, потому что её сделали в селе Дымково.
2. Из чего делают дымковскую игрушку? - Дымковскую игрушку делают из красной глины.
3. Красками, какого цвета раскрашивают игрушки? - Раскрашивают игрушку красками разного цвета (желтыми, красными, зелеными, синими)
4. Какие основные элементы узора у дымковской игрушки? - Основные элементы дымковской игрушки - это круги (большие и маленькие, полоски, волнистые линии, клетки.
5. Какие изделия делают в дымковском народном промысле? - Дымковские мастера делают разные игрушки – людей, животных, сцены из жизни.
- Ребята, опишите эту игрушку. Какая она?
Ответы детей: - Эта игрушка нарядная, красивая, яркая, весёлая и т. д.
Воспитатель достает из посылки другую игрушку.
- А вот это посмотрите, Через горные отроги, Через крыши деревень. Красноногий, желторогий Мчится глиняный… (Олень)
- Ребята, кто хочет рассказать про эту игрушку?
Ребенок, пользуясь схемой, составляет описательный рассказ народного промысла и игрушки, высказывает, свое отношение к игрушке.
Воспитатель обращается к Незнайке: - Теперь ты узнал много нового о дымковском промысле. Посмотрим, что же ещё есть в посылке.
Воспитатель достает деревянного коня, расписанного в городецком стиле.
Незнайка: - А эту игрушку, какие мастера сделали?
Дети: - городецкие
Воспитатель: - Правильно ребята!
Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Ребенок, пользуясь схемой, составляет описательный рассказ народного промысла и игрушки, высказывает, свое отношение к игрушке.
Воспитатель: - Предлагаю вам, ребята, прокатиться на этом коне.
Динамичная пауза – Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – черный бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь - прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка - черный бок!
Дети поочередно топают ногами- то одной, то другой.
- Повороты, руки на талии.
- Ходьба на месте.
- Легкий бег по кругу.
- Взмахи руками в одну и в другую сторону.
- Дети кружатся на месте.
Незнайка: - Как много я сегодня узнал!
Воспитатель: - Но в посылке ещё что-то есть.
Воспитатель достает тарелку, расписанную в стиле гжель.
- Ребята, кто знает, какие мастера сделали такую красивую тарелку.
Дети затрудняются с ответом.
Воспитатель: - Тогда ребята послушайте небольшую сказку, а может быть и не сказку, а быль. (демонстрирует другие изделия, и обращает внимание на схему)
-В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. С давних времен жили там смелые да умелые, весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали -думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.
- Понравилась вам моя сине-голубая сказка?
Дети отвечают, чем им нравится роспись и игрушки.
Воспитатель: - Народные умельцы в посылку положили белые тарелки, давайте попробуем их раскрасить, как гжельские мастера. Давайте подготовим наши пальцы для работы.
Пальчиковая гимнастика
Нарисую я узор, (круговые движения кистями рук)
Синей краской, а на нём,
Плавных линий завиточки. (Выполняем движения по тексту)
Точки, капельки, кусточки.
Закружив в небесной дали
За собой меня позвали.
И собрав все сказки Гжели (Соединяем большие пальцы, машем ладонями)
Птицы в небо полетели.
- Я предлагаю вам, нарисовать чудо-птицу, прекрасную лебедушку, а края тарелочек оформить бордюром.
Показ выполнения работы воспитателем.
Самостоятельная работа детей. Воспитатель контролирует, направляет, оказывает помощь.
Воспитатель: - Давайте покажем ваши работы гостям.
Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса!
Рефлексия
1. С каким народным промыслом мы познакомились?
2. Какой материал используют гжельские умельцы?
3. Какой краской раскрашивают они свои поделки?
4. Какие изделия делают гжельские мастера?
5. Какого цвета были ваши тарелочки?
6. Какими они стали?
7. Какой узор вы нарисовали в центре тарелочки?
8. Каким бордюром вы украсили края тарелки?