Марина Бедилова
Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в царство Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить c прямоугольником и с образованием числа «два».
Задачи:
- образовательные:
а) познакомить с новой формой предметов - прямоугольником;
б) показать детям образование числа «два»;
в) учить согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
г) учить различать процесс счета и его итог;
- развивающие:
а) развивать произвольное внимание;
б) развивать воображение воспитанников;
- воспитательные:
а) воспитывать выдержку, интерес к занятиям;
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе „Путешествие в царство Математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
б) совершенствовать умения выполнять задания по словесной инструкции воспитателя.
Интеграция : музыкально-художественное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Оборудование:
1. Демонстрационный материал : наборное полотно с двумя полосками, два гриба, два медвежонка, по 2 картинки с изображением ежика и орешка; круг, прямоугольник, квадрат (короткие стороны прямоугольника равны стороне квадрата и эти стороны обведены красным цветом, а длинные стороны – зеленым). Бубен.
2. Раздаточный материал : для каждого ребенка – билеты-карточки с геометрическими фигурами разного цвета, 3 яблока, лист А5 с наклеенными корзинками с цифрами «1» и «2».
Предварительная работа: закрепление в совместной деятельности понятий "больше- меньше- поровну", геометрических фигур (круг, квадрат, беседа о диких животных.
Ход занятия:
Первая часть. Дети собираются возле воспитателя. Ой, смотрите, какая красивая коробка, интересно, что там? (Открываем и достаем билеты.)
Ребята, давно ли вы были ли вы в театре? Тогда мы сегодня с Вами отправимся на спектакль «Путешествие в царство математики». Хотите? (Да.) Дети подходят к воспитателю, и он раздает билет- карточку, на которой изображено разное (от 1 до 2) количество одинаковых геометрических фигур разного цвета. Найдите, пожалуйста свое место. (Детям нужно занять место, где количество фигур на билете, соответствует цвету.) После того, как все дети рассядутся, воспитатель проверяет билеты.
Сколько фигур на твоем билете? (Дети отвечают, согласовывая числи-тельное с существительным в роде (На моем билете два желтых квадрата, два красных круга или два синих прямоугольника.)
Знаете ли вы, как надо вести себя в театре?
Почему нельзя шуметь, разговаривать, ходить во время спектакля?
Вы готовы? (Включается музыка «В гостях у сказки».)
Представление начинается. (Включается музыка «В гостях у сказки».)
«Давным-давно в одном государстве геометрических фигур жили-были друзья: круг, квадрат и прямоугольник. Круг гордился тем, что у него нет углов, он круглый и похож на солнышко, квадрат был очень важным, он гордился тем, что у него есть углы и все его стороны одинаковые. Прямоугольник же был скромным и застенчивым. У него были две стороны короткие и две длинные.
Однажды один человек гулял по лесу и заблудился. Он шел наугад, и встретил круг, квадрат и прямоугольник. Круг подкатился быстрее, ведь у него не было углов. Человек хотел встать на него, но не смог. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Потом человек увидел квадрат и прямоугольник, по-скольку у квадрата был очень важный вид человек обратился к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?»
Человек забрался сначала на одну сторону, но ничего не увидел из-за деревьев. Потом он попросил квадрат повернуться, но и на этот раз ничего не увидел, поскольку все стороны у квадрата… какие? (Ответы детей.) Правильно равные.
«Может я смогу вам помочь?» - спросил скромный прямоугольник.
Как вы думаете, удастся ли прямоугольнику оказать человеку помощь?
Что нужно сделать прямоугольнику? Подумайте. (Ответы детей.)
Встал прямоугольник во весь рост, человек забрался на него и оказался выше деревьев, и увидел свой дом.
Друзья – круг, квадрат и прямоугольник пошли провожать человека.
Пролетала мимо сорока. (Выставляется на доску.)
Ну что увидел свой дом? Кто тебе помог? (Прямоугольник.)»
Физминутка. Ребята, геометрические фигуры предлагают нам поиграть. Когда бубен играет. Мы бегаем. Как только, бубен замолкает, я говорю: «квадрат», вы садитесь на корточки. Если говорю, «круг», делаете упражнение «мельница», «прямоугольник», вы встаете по стойке «смирно». (Игра проводится 2-3 раза.)
Вторая часть. Посмотрите, там, вдали другое государство. Хотите сходить туда? А для того, чтобы попасть в это государство, нужно преодолеть препятствие: на пути у нас болото, как нам пройти его? (Перепрыгнуть с кочки «1» на кочку «2».)
А вот и королевство царя Считая. Царь Считай очень любит считать. Вот и сейчас он хотел посчитать своих гостей, которые приехали к нему из соседнего государства. Поможем? (Ответы.)
Сколько медведей на доске? (Один медведь.) А какой цифрой мы обозначим? Молодцы ребята – цифрой один. А вот пришел ещё один медведь. Давайте сосчитаем: сколько теперь медведей? (Один, два. Два медведя.)
Воспитатель ставит на верхнюю полоску одного медведя. А теперь угостим медведя грибом. Степа, принеси медведю гриб. Дотрагиваясь до медвежонка, спрашивает:
Сколько медведей? (Один.)
А сколько грибов? (Один гриб.)
Медведей и грибов поровну или нет? (Поровну.)
Один гриб, один медведь, правильно – поровну.
Воспитатель сажает на верхнюю полоску еще одного медведя и говорит:
Теперь на верхней полоске два медведя, а на нижней – один гриб. Скажи-те, а теперь медведей и грибов поровну или чего-то больше, чего-то меньше? (Медведей больше, грибов меньше.)
Сколько грибов вы видите? (Один.)
Чтобы узнать, сколько медведей, надо посчитать. Считайте вместе со мной.
Воспитатель, дотрагиваясь до каждого медведя, считает: «Один, два». (Дети повторяют.)
Так сколько у нас медведей? А сколько грибов? Так чего же больше: медведей или грибов? Сколько медведей? Сколько грибов?
После ответов детей, повторяет еще раз:
Да, у нас два медведя и один гриб. А что нужно сделать, чтобы медведей и грибов стало поровну? (Надо поставить еще один гриб.) Вика, принеси один гриб.
Медведей и грибов поровну или нет? (Поровну.)
Сколько медведей? (Два.)
Давайте вместе посчитаем, сколько грибов. (Дотрагиваясь до каждого гриба, считают: «Один, два. Всего два гриба. Два и два – поровну».)
А сейчас к царю Считаю спешит следующий зверь, послушайте, кто это?
Что за ёлочка такая?
Это ёлочка живая
В колкой одёжке
Ходит по дорожке. (Ежик.)
На доске у воспитателя два ряда картинок: в верхнем ряду – 1 ежик, Маша, угости ежика 1 орехом. Воспитатель аналогично выясняет с детьми: что они видят, сколько ежиков, сколько орехов, поровну их или нет. Добавляет в верхний ряд еще одну картинку с ежиком и спрашивает:
А теперь сколько ежиков и орехов, поровну? (Нет, ежиков больше, орехов меньше.)
Давайте посчитаем вместе со мной: «Один, два – два ежика». Так чего же больше: ежиков или орехов? (Ежиков.) А сколько их? (Два.) А сколько же орехов? (Один.)
Орехов больше или меньше, чем ежиков? А может быть их поровну? (Нет, не поровну, орешков меньше, орех один.)
А ежиков? (Два.)
Воспитатель, обводя круговым жестом двух ежиков, говорит: «Два – больше», показывая на орех: «Один – меньше». Воспитатель называет только числительные.
А что надо сделать, чтобы стало поровну? (Поставить еще один орех.)
Воспитатель ставит в нижний ряд орех, соблюдая тот же интервал, что и между ежиками.
Теперь поровну? А может быть где-то больше, где-то меньше? (Нет, ежиков и орехов поровну.)
Давайте вместе посчитаем орехи: «Один, два – два ореха».
Два ежика, два ореха. Поровну? (Да.)
Два и два – поровну.
Какое число мы с вами получили? (Два.)
Воспитатель показывает картинку с цифрой «два».
А вот это цифра два,
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Ребята, какая это цифра? (Два.)
А до этого, мы узнавал про цифру «один». (Воспитатель просит детей назвать цифру «один».)
Ребята, весело было. Царь Считай приготовил для нас одну игру.
Физминутка. Показали правую ножку, топнули правой ногой два раза. Теперь нужно присесть два раза. (Один «присели-встали», два «присели-встали».) Показали левую ножку, топнули левой ногой два раза.
Работа с раздаточным материалом. Ребята, посмотрите, царь Считай приготовил нам задание. Внимательно смотрим, что сейчас нужно будет сделать. У меня на листе две корзинки с цифрами, нужно разложить яблоки согласно цифрам. Верхняя корзинка с цифрой «2». Сколько нужно положить яблок? (Два.) Нижняя корзинка с цифрой «1». Сколько нужно положить в эту корзинку яблок? (Одно.)
Теперь подходим к своим столам и правильно складываем яблоки в корзинки. (Играет классическая музыка.) А теперь возьмите свои корзинки с яблоками и при-несите мне, я передам их царю. Воспитатель хвалит детей. (Молодцы. Умницы.)
Заключительная часть.
Дети в круге. Ну, что царь благодарит нас за хорошую работу, а нам пора возвращаться в наш детский сад.
Расскажите, где мы сегодня были? (В государстве геометрических фигур и в государстве царя Считая.)
Кого мы встретили в государстве геометрических фигур? (Круг, квадрат, прямоугольник.)
Кто помог человеку увидеть свой дом? (Прямоугольник.)
Кому мы помогали считать гостей? (Царю Считаю.)
С какой цифрой познакомились у царя Считая? (С цифрой «два».)
Вам понравилось наше занятие? (Да.)
Спасибо МААМовцам за внимание!