Анна Жук
Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие в птичье царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с хохлатым жаворонком; закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы; согласовывать существительные в родительном падеже, образовывать сложные прилагательные, подбирать эпитеты к словам.
Развивающие: развитие общей моторики, координации речи с движением, диалогической речи, зрительного внимания, мышления. Развивать интерес и желание участвовать в театрализованных представлениях.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Путешествие в птичье царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: Чтение стихов, рассказов, сказок о птицах, рассматривание иллюстраций, проведение бесед на тему «Лесной доктор», «Сойка. Кто она?», прогулка по экологической тропе, заучивание стихов, отгадывание загадок, наблюдения на прогулке.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация занятия, карточки к игре «Составь меню», стол для игры, «волшебный снежок», маски на голову для инсценировки «Дожить до весны».
Ход занятия.
Организационный момент.
Приветствие с гостями:
1 ребенок:
В этот зимний день прекрасный,
Мы рады приветствовать вас!
Пусть встреча для вас пройдет не напрасно,
И вы унесете лишь радость от нас!
2ребенок:
Друзьям всегда мы рады сердечно,
Но хотим сказать одно –
Мы волнуемся, конечно,
Извините, если что.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
Воспитатель:
- Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).
- Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)
Логоритмическая игра «Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам, (Дети идут друг за другом,
По сугробам крутолобым. высоко поднимая ноги.)
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Шагаем смело мы вперед,
Много нас открытий ждет. (Останавливаются.)
Звучит музыка: звуки зимы. (Переход к основной части занятия).
Звучит отрывок произведения П. И. Чайковского «Времена года. Январь».
2. Основная часть:
Воспитатель (под музыку зачитывает стихотворение, при этом медленно на носочках ходить по лесу).
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Игра «Кто спрятался?» (гимнастика для глаз) – дети следят глазами на иллюстрации, указанными воспитателем, и называют кто спрятался. Ответы должны быть полными.
«Птички».
Летели птички, Прослеживание глазами за предметом по кругу
Собой невелички.
Как они летели, Движения глазами вправо – влево
Все люди глядели.
Как они садились, Движения глазами вверх – вниз
Люди все дивились.
- А теперь, ребятки, поиграем с птицами в прятки.
- Кто спрятался в верхнем левом углу? (ответы детей).
- Кто спрятался в правом нижнем углу? (ответы детей).
- Кто спрятался в верхнем правом углу? (ответы детей).
- Кто спрятался в левом нижнем углу? (ответы детей)
- Кто спрятался в центре? (ответы детей).
Появляется Хозяйка птичьего царства. ( музыка: Здоровается с детьми и просит о помощи:
Хорошо, что вы пришли,
У нас случилась беда,
Пришли зимние холода,
В моем царстве птицы замерзают,
Потому что их никто не согревает.
Скорей на помощь, дети!
В этот трудный час
Маленькие птицы
Спасенья ждут от вас.
Дает нам дерево с птицами и говорит: «Это дерево не простое, а волшебное, оно вам обязательно подскажет, как помочь моим птицам». (оставляет нам дерево и уходит).
Воспитатель:
Обратить внимание детей на дерево с птицами.
- Они же замерзли! Их надо согреть.
Дыхательная гимнастика
Предложить детям подуть на птиц, чтобы согреть их своим дыханием (дети дуют на птиц, затем предложить взять птиц в ладошки и опять попробовать их согреть своим дыханием в ладошках).
Ребята, где мы можем согреться, если замерзли? (ответы детей).
А еще мы согреваемся, когда хорошо покушаем.
- Ребята, чем мы можем помочь птицам? (ответы детей).
Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» (дети берут кормушку, под музыку читают стихотворение и передают кормушку из рук в руки; слайд 5) :
1 ребенок:
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2 ребенок:
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
3 ребенок:
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4 ребенок:
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
5 ребенок:
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Д. /И. : «Кто где находится?»
Посмотрите на картинку и скажите:
Где находится (сидит) дятел? – Дятел сидит на стволе дерева.
Где находится (сидит) воробей? – Воробей сидит под кормушкой.
Где находится (сидит) синица? – Синица сидит на кормушке.
Где находится (сидит) голубь? – Голубь сидит под деревом.
Где находится (сидит)сорока? - Сорока сидит на кормушке.
(дети отвечают полным предложением)
Д/ И: «Кого чем угостим?» (работа с карточками)
Воспитатель:
- Как много прилетело птиц, давайте их покормим! Но для начала составим меню для каждой птички. (дети сопоставляют карточки птиц и корм для них) :
Синица предпочитает: сырое несоленое сало;
Воробей, сорока, ворона, голуби – семена дыни, тыквы, семечки, просо, пшено, хлебные крошки (только от белого хлеба);
Дятел – сырое несоленое сало.
Воспитатель:
- Ребята, что общего у всех птиц? (ответы детей).
- А чем же они отличаются?
Д. /И. : «Скажи одним словом» (игра с волшебным снежком) :
К кому волшебный снежок попадет,
Тот быстро ответ дает:
У сороки белые бока, поэтому говорят, что она белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому говорят, что она длиннохвостая.
У воробья короткий клюв, поэтому говорят, что он короткоклювый.
У синицы жёлтая грудка, поэтому говорят, что она желтогрудая.
У дятла длинный клюв, поэтому говорят, что он длинноклювый.
У вороны чёрные крылья, поэтому говорят, что она чернокрылая.
У дятла красная голов, поэтому говорят, что он красноголовый.
У голубя сизые крылья, поэтому говорят, что он сизокрылый.
У лебедя длинная шея, поэтому говорят, что он длинношеей.
Воспитатель:
Птиц мы покормили, а теперь давайте их посчитаем по порядку.
Д. /И. «Кого не стало»
На слайде остаются только синица и сорока.
Чистоговорка:
- Ребята, кто остался на полянке? (ответы детей).
- Тише-тише, не шумите. Слышите, они о чем- то говорят?
Дети: Да!
- Тогда давайте вместе с ними будем говорить.
Подушечкой большого пальца дети массируют подушечки остальных пальцев, начиная с указательного.
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила,
Сказала со смехом соседка-синица:
- Стать самой скрипучей сорока стремится.
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами превратимся в синиц.
Физминутка: (МУЗЫКА)
Скачет шустрая синица (дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок.
Завертелась, как волчок кружатся)
Вот присела на минутку (приседают)
Почесала клювом грудку (наклоны головы вниз)
И с дорожки на плетень (возвращаются на свои стульчики)
Тири-тири, тень-тень-тень (сидя, взмахивают кистями рук)
Беседа:
- Ребята, как называется наш полуостров? (ответы детей)
- Какая зима в Крыму? (теплая, ласковая, редко бывают морозы и выпадает снег).
- Верно зима у нас теплая.
На экране фото жаворонка.
У нас в Крыму живет уникальная птица. Я вас с ней сейчас познакомлю. Это хохлатый жаворонок. Нигде больше на всей огромной планете Земля не встретишь эту птицу. Она живет только в Крыму. Наш хохлатый жаворонок в воздух поднимается не часто. Он неутомимо бегает по земле и гнезда эта птица делает в земле. За это получил он прозвище «земляной жаворонок». Зимовать он остается в Крыму, никуда не улетает. Если зима бывает снежная, то ему приходится бродить вдоль дорог, возле домов в поисках пищи.
Воспитатель:
Ребята, вы слышите кто-то к нам спешит? (ответы детей).
Театрализованная сценка «Доживем до весны» : (слайд 13 синицы и воробья)
Звучит музыка. (Вылетает Воробей и Синица.)
Синица: Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра ни крошки!
Воробей: Червячков и мошек нет.
А без них - какой обед!
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока. Добрый день, синичка, здравствуй!
Чик - Чирикин как дела?
Ой, не терпится похвастать –
Я сегодня принесла
Удивительную весть:
Будет всем нам что поесть.
Рассказала мне подружка
Про какие – то кормушки.
Дескать, дети есть такие –
Ну, совсем совсем, не злые,
А, как раз наоборот –
Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно: Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете.
Не поверю никогда
Будто где – то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны
Синичка задумчиво: А вот я бы полетела.
Что – то кушать захотела.
Ела я два дня назад.
Кто со мною в детский сад?
Воробей: Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
(Все улетают на кормушки; дети убегают за кулисы)
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним, как мы помогли и сейчас помогаем птицам. Составление рассказа по фото.
(После беседы появляются синица и воробей)
Синица: Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну дела!
Воробей: Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
Ведь на сытый- то желудок
Нам, пернатым, ерунда.
И любое время суток,
И снега и холода!»
Обращается к синичке: Ты со мной согласна?
Синица : Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно! (Птицы улетают.)
Чтение стихотворения:
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья.
И пропоют, чирикая:
«Спасибо, вам великое!»
Под музыку вновь появляется Хозяйка Птичьего Царства. Благодарит детей за помощь и в знак благодарности делает детям подарок: преподносит корзину с угощением, а еще оставляет нам на память дерево, что бы оно нам напоминало о наших хороших делах и помогало в дальнейшем совершать хорошие поступки. Дети благодарят Хозяйку. Хозяйка прощается с детьми и уходит.
Воспитатель:
Ребята, и нам пора возвращаться в детский сад.
3. Итог занятия.
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Что вам больше всего понравилось?