Надежда Бойцова
«Семейные обычаи на Руси». Конспект открытого интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: «Семейные обычаи на Руси»
тема: Семейные обычаи на Руси
Цель: Познакомить детей со старинными семейными обычаями.
Задачи: Образовательные задачи. Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.
Публикация «„Семейные обычаи на Руси“, Конспект открытого интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, и др.
Учить изготавливать оберег «куклу-Лихоманку».
Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.
Развивающие задачи. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о старинных семейных обычаях. Развивать связную речь, внимание, память, мышление. Расширять кругозор и словарный запас детей.
Развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления куклы
Программное обеспечение: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Комаровой Т. С. Гербовой В. В.
Реализация Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой и художественно-эстетической.
Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.»
Ход занятия
Воспитатель :
-Здравствуйте, дети! Меня зовут Надежда Петровна. Я- воспитатель из другого детского сада, работаю с такими же детьми, как вы. Мне сказали, что вы очень добрые, умные дружные, любите узнавать что-нибудь новое и интересное, и я решила встретиться с вами.
А давайте подружимся необычным способом. Подходите ко мне и становитесь в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю попутешествовать
Воспитатель : Дети, вы любите путешествовать?
Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами.
И так в путь. Идут в зону «Русская изба»
Воспитатель : Вот мы и пришли. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Дети:
- В русской избе.
Воспитатель : В каждой избе была печь, про неё говорили:
«Печь всему голова»
- Как вы думаете, почему так говорили про печь? (ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей:
Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью, и обогревала всю избу, летом на печи сушили травы, ягоды, грибы – запасали на зиму, спали на печи дети, старики и хворые, те, кто захворал, приболел.
- Посмотрите сколько здесь всего интересного, необычного
Воспитатель : показывает чугунок.
- Дети, что это?
Дети:
- Чугунок.
Воспитатель :
- Для чего нужен чугунок?
Дети:
- В нем варили кушать.
Воспитатель : показывает сундук
- Дети, что это?
Дети:
- сундук
Воспитатель :
- Для чего нужен сундук?
Дети:
- В него складывали одежду
. Воспитатель :
-А давайте посмотрим что в нём
(дети открывают сундук и видят там русские народные костюмы, рассматривают их и воспитатель предлагает их примерить, девочки одевают сарафаны и ленты на голову, а мальчики рубашки и кушаки)
Раздается звук плача ребенка.
Воспитатель :
- Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
Воспитатель :
- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш. Давайте его покачаем.
Ребенок, доставший куклу, качает (а-а-а-а, плач стихает.
Воспитатель :
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.
Воспитатель : Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?
Дети: Егорушка.
Воспитатель : А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Дети: Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.
Воспитатель :
- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
Воспитатель : Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? ( Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки) .
Дети: Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель : А вы знаете, зачем нашему Егорушке эти предметы?
Дети: Нет!
Воспитатель : Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Ребёнок кладет уголек.
Воспитатель : Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».
Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.
Ребёнок кладёт зёрнышко.
Воспитатель : Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».
Дети: Будь всегда сыт.
Ребёнок кладет денежку.
Воспитатель : Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».
Дети: Будь всегда богат.
Воспитатель : А теперь давайте искупаем Егорушку. А что приговаривали, когда купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Воспитатель : А теперь давайте вытрем Егорушку. А что же приговаривали, когда вытирали?
Дети вытирают куклу.
Воспитатель :
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель :
- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети:
- Одевали.
Воспитатель :
- А во что одевали ребеночка?
Дети (дети высказывают свои версии)
Воспитатель :
- В отцову рубашку.
- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Как вы думаете?
Дети (ответы детей)
Воспитатель :
- родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети:
- красивая, праздничная.
Воспитатель :
- Давайте и мы оденем Егорушку.
Дети одевают куклу.
Воспитатель : приговаривает
- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель :
- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?
Дети:
- Укладывали спать.
Воспитатель :
- А куда клали спать ребеночка?
Дети:
- В колыбельку.
Воспитатель :
- А что же такое колыбелька?
Дети:
- Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.
Дети кладут ребёнка в колыбельку.
Воспитатель :
- Да, есть у нас такая колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям).
Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.
Воспитатель :
- Что же это?
Дети:
- Хлеб и соль.
Воспитатель :
- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»(дети повторяют слова 2-3 раза)
Дети кладут в колыбельку.
Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Дети:
- Пели колыбельную.
Воспитатель :
- А что такое колыбельная?
Дети:
- Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель :
- Дети, а давайте я спою колыбельную для Егорушки, а вы послушайте.
Баю-бай,баю-бай
Ты, собачка, не лай
Белобока не скули
Ты Егорку не буди.
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!
Воспитатель :
- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?
Дети:
- Да.
Воспитатель :
- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси.
- На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Каравай».
И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель :
- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?
Дети:
- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Воспитатель :
- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит (повторяем с детьми). Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? А давайте сделаем куклу-Лихоманку. (показываю готовую куклу.
Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть,
* Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить Лихоманку.
1. Нужно взять белый лоскут ткани и сделать из него валик. Вот так (показать). Закрепить этот валик с помощью резинки. Кукла готова. Теперь её нужно одеть.
2. Возьмите цветной прямоугольный лоскут ткани - это юбка. Намотать этот лоскут на куклу и закрепить ниткой.
3. Возьмите треугольный лоскут ткани - это платок. Надеваем его на голову куклы, концы расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы и закрепляем ниткой. Лихоманка готова.
4. Раньше, когда люди мастерили для своих деток подобные игрушки, считалось, если у куклы прорисовать лицо, то в нее может заселиться зло и тогда такая кукла будет не оберегом для ребенка, а совсем наоборот.
5. Обратите внимание на порядок выполнения данной работы.
Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).
Воспитатель :
- А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети:
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
(ставят своих куколок на припечек)
Воспитатель : Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам было интересно?
- Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?
- С кем познакомились? (с младенцем Егоркой)
- Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - лихоманку)
- Что обозначает слово оберег? (оберегает)
- Что вам понравилось на занятии?
- Что было сложным?
- Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание,
за пожелания и за слова добрые в подарок на память о нашем путешествии я хочу подарить вам оберег куклу-Лихоманку.