Наталья Янина
Конспект открытого интегрированного занятия «Мы в ответе за всё живое, что есть на планете»
▼ Скачать
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о сбережении и защите окружающей среды.
Задачи:
Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их; закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; закрепить знания детей о лесе; развивать представления о том, как действия людей вредят природе; закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем; знать и соблюдать правила поведения при пожаре; закрепить названия зимующих и перелётных птиц.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия „Мы в ответе за всё живое, что есть на планете“» размещена в разделах
Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; связанную речь, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу.
Оборудование к занятию : конверт с письмом, мяч, карта животного мира Земли, аудиозаписи со звуками ветра и леса, проектор, ноутбук, декорация- река, контейнеры для раздельного разделения мусора, различный мусор, пластмассовые рыбки, запрещающие знаки, костёр, одеяло, ведро с водой, ведро с песком, спички, бутылка с водой, плоскостные цветы к игре «Кто где обитает?», макеты деревьев, чучело птицы, гнездо, шаблоны ладошек, шаблоны растений, деревьев и др., пластилин, бросовый материал (пайетки, нарезанные коктейльные трубочки и др., клей карандаш, салфетки, настольная игра по экологии.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций экологического содержания, просмотр документальных фильм экологической направленности, беседы с детьми, чтение стихов и рассказов о природе, раскрашивание экологических знаков, рассматривание иллюстраций леса, природы. релаксация «Звуки леса».
Ход ООД:
I. Оргмомент. Дети входят в группу и встают полукругом.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель предлагает детям дружески улыбнуться друг другу, взяться за руки в хороводе и по цепочке пожатием руки передать друг другу хорошее настроение.
В: Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями, подарим свои улыбки, и пусть у всех будет хорошее настроение. (дети дарят гостям солнышки).
В: Ребята, когда я утром шла в детский сад, то я встретила почтальона, и он передал мне письмо. Я очень хотела посмотреть и прочитать от кого оно, но я решила дождаться вас. Давайте, вместе посмотрим от кого оно. Азим, помоги мне прочесть от кого оно. Письмо пришло от планеты Земля в детский сад №122 подготовительной группе №3. «Здравствуйте, добрые дети! Я Земля, я в беде, я не в силах исправить все, то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух. Я не могу справиться со всем мусором, который разбросал по земле человек. У меня много цветов, рек и лесов, но их становится всё меньше и меньше. У нас есть время, чтобы спасти меня и самих себя, только вы сможете сделать это».
В: Ребята, как вы думаете, сможем мы спасти природу нашей планеты? (Да). А теперь я предлагаю вам, ребята, пройти и присесть на стульчики.
В: Сегодня я предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что
это такое?
Ответы детей.
В: Этот мир такой разнообразный и неповторимый. А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Живая и неживая природа»
(Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, грибы и т. д.) и неживой (небо, земля, камни и т. д.) природы.
В: У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом? (показывает на доске карту животного мира Земли)
Ответы детей.
В: Правильно. Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.
Мы речь сегодня поведём о том,
Что вся земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нём живём.
В: Много на нашей Земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Давайте мы сейчас с вами отправимся в гости к природе. Вы готовы отправиться в путешествие?
Ответы детей.
В: Но сначала вспомним правила поведения в лесу.
Ответы детей. (В лесу нельзя шуметь, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.)
В: Молодцы. Правила поведения в природе вы помните. Давайте ещё возьмём с собой знаки правила поведения. Тогда в путь! Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьм мся за руки, закроем глаза и дружно скажем: Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей. (Звучит музыка «Звук ветра»)
В: Ну вот, мы с вами в лесу. Здравствуй лес, полон сказок и чудес.
Физкультминутка
Пойдем мы садом, полем или лугом - (дети шагают на месте).
Будем мы природе верным другом!
Если лесом будем мы идти, (ходьба на носках)
Везде посеем зерна доброты. (дети приседают, имитируют посадку зерен)
Эти зерна будут прорастать (дети медленно поднимаются)
Песню петь душе моей (прижимают руки к груди,
Природу будем охранять,
И никогда не обижать! (опускают руки)
(повторить ещё раз)
В: Ну, ребята, вот мы и оказались в лесу. Вперёд, пойдёмте по тропинке. Почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке? (Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).
Выходят к речке, где по берегам разбросан мусор и лежит много рыбы.
В: Что за это за река? Ой, как грустно, люди засорили реку отходами и вся рыба может погибнуть. Как мы можем помочь им?
Ответы детей.
В: Правильно, давайте соберем весь мусор из реки и на берегах. И тогда вся растительность в реке и вокруг неё, рыбы будут очень рады.
Игра «Рассортируем мусор».
Дети складывают в отдельные пакеты: бумага, картон - макулатура,
пакеты – полиэтилен, пластиковые бутылки - пластмасса, баночки, жесть – металлолом и т. д.
В: Какой знак нам нужно поставить в лесу?
Д: Нельзя в лесу оставлять мусор.
(Дети ставят знак «Нельзя оставлять мусор»).
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу -
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В: Ребята, посмотрите туристы оставили непотушенным костёр. Что может случиться?
Ответы детей. (Может случиться пожар, от которого погибнут звери, птицы, насекомые, сгорят деревья и растения и т. д.)
В: Какие правила при разведении костра вы знаете?
Ответы детей. (Прежде, чем разжечь костер, нужно выбрать безопасное место подальше от деревьев и кустарников, убрать слой травы вместе с корнями и землей (дерн). А потом костер следует затушить: залить водой или засыпать землей. Костровище можно закрыть дерном, а можно оставить для других туристов.)
В: Ребята, а чем можно затушить пожар? (ответы)
Игра «Найди лишний предмет»
Посмотрите на эти предметы (одеяло, ведро с водой, ведро с песком, спички) и подумайте, для чего они нужны? Они нужны, чтобы потушить огонь. Найдите один лишний предмет:
( Дети: Это спички, они служат причиной пожара, а не помогают его тушить.)
В: Молодцы, справились с заданием. А у меня есть в рюкзаке бутылка с водой. Давайте потушим костёр и поставим знак «Нельзя оставлять костёр в лесу»
Игра «Кто, где обитает»
В: Ну, вот, мы с вами добрались до полянки. Посмотрите, люди сорвали и потоптали все цветы, а лепестки развеял ветер. Эти цветы непростые, на их серединках изображена разная среда обитания. Вам надо разложить лепестки с изображением различных картинок в соответствии с их средой обитания.
Дети выполняют задания.
В: Ребята, молодцы все цветы собрали. А можно рвать цветы?
Д: Цветы, полевые рвать нельзя, они завянут.
В: Вероника, расскажи о следующем правиле поведения в лесу.
Не надо цветы полевые бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять
Завянут букеты… Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты.
В: Да, ребята, цветы рвать нельзя, потому что они очень быстро завянут. Пускай они будут просто радовать глаза людей.
(Дети ставят знак «Рвать цветы запрещено»)
В: Ребята, идём дальше. Смотрите, сколько деревьев. А какие деревья растут в лесу (Ответы детей). Как вы думаете, зачем нужны деревья (Ответы детей : Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)
В: Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении. Давайте представим с вами, что мы маленькие семечки, которые упали в землю.
-Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше.
-Какой знак нужно поставить здесь?
(Ребенок выбирает знак «Вырубка деревьев запрещена», объясняя свой выбор)
В: Ребята, смотрите, под деревом гнездо. А чьё это гнездо?
Д: Птичье.
В: А что с ним произошло?
Д: Оно упало и разбилось.
В: Как вы думаете, кто это сделал?
Д: Человек.
В: Опять человек? (Звучит голос птицы). А кто это нас с вами зовёт на помощь.
Д: Птичка. (под деревом сидит птичка)
В: Ребята, посмотрите, действительно, наша птичка выпала из гнёздышка. Максим, помоги птичке, найди гнёздышко и верни её в свой домик. Посмотрите, ребята, птичка должна сидеть в своём гнёздышке, в своём тёплом местечке. А давайте теперь, всех птиц, которые находятся под деревом, поместим на наше дерево.
Игра «Назови птиц»
(Дети называют птиц и говорят зимующая она или перелётная)
В: Ребята, какое следующее правило поведения в лесу вытекает из этого всего?
Д: Не разорять гнёзда.
В: Саша, выйди, расскажи про это правило.
Дети запомнить должны и понять:
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
В: Совершенно верно, человек должен заботить о птичках, о животных, о насекомых. Если мы будем заботиться о них, они нам тоже подарят, очень много радости.
(Дети ставят знак «Нельзя разорять гнёзда»)
В: Ребята, мы и только мы, можем спасти и помочь нашей планете Земля. А для того, чтобы она стала ещё красивее, мы сегодня украсим макет нашей земли.
В: Мы сейчас с вами будем украшать деревья, растения и всё, что относиться к живой природе. А затем приклеим на макет ладошек и подарим планете Земля.
Пальчиковая гимнастика
Мы тихонько в лес зайдем.
пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем?
одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют.
одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)
Тики-ти, тики-ти,
два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками
Животных мы хотим найти.
одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)
дети по очереди называют диких животных.
Дети работают за столами, звучит мелодия «Звуки леса»
В: Посмотрите, какая красивая стала планета Земля. Здесь живут: животные и птицы, деревья и цветы. Наша планета вам говорит :
«Ребята, спасибо вам! Оставайтесь друзьями природы, берегите нашу планету!»
В: Ребята, давайте поставим оставшиеся знаки в лесу и назовём их.
Ответы детей.
В: Ребята, ну а теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Вста м в круг) Давайте закроем глаза и скажем: "Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей. " Открываем глаза мы с вами в саду.
Воспитатель: Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.
А за то, что вы помогли матушке Земле, она дарит вам экологическую настольную игру.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
Кому мы помогли? Вы будете защитниками природы?
Воспитатель: Планета Земля в знак благодарности дарит вам экологическую игру.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Е. Смирнова
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Список литературы:
1. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию».
2. Горбунова, Г. А. «Развитие экологической культуры дошкольников».
3. Новиков, В. Ю. «Природа и человек»-М. : Просвещение, 2006г.
4. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми – Мн. : «Асар» –1996.
5. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Издательство ВАКО –2008.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников М. : Издательство: Просвещение – 2006.
7. Лапшина Г. А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста – Издательство «Учитель» – 2006