Екатерина Кутовая
Конспект открытого группового логопедического НОД «Космические приключения» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа – детский сад комбинированного вида №6 с углубленным изучением английского языка» муниципальное образование городской округ Симферополь Республики Крым Российской Федерации
Интерактивная презентация к занятию по обучению грамоте в подготовительной группе на тему : «Космические приключения»
Подготовила
учитель-логопед
Кутовая Е. А.
Симферополь, 2020г.
Цель: выявление уровня знаний детей; готовности к школе.
Коррекционно – образовательные задачи:
Публикация «Конспект открытого группового логопедического НОД „Космические приключения“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
1. закрепить понятия по лексической теме;
2. учить согласовывать существительные с числительными в единственном и множественном числах;
3. расширить тематический словарь: космос, космический, планета, созвездие, скафандр, космонавт, астронавт, луноход.
Коррекционно – развивающие задачи:
1. развивать психические процессы: внимание, мышление;
2. закреплять умение образовывать имена прилагательные от имен существительных;
3. закреплять умение детей делить слова на слоги, подбирать слова с заданным слогом, отвечать на вопросы логопеда полным ответом;
4. развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; определять место звука в слове; соотносить слово с заданной моделью.
Коррекционно – воспитательные задачи:
создать хорошее настроение, воспитывать взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать логопеда и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Оборудование: презентация, карточки с индивидуальными заданиями, картинки космической тематики.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед : – Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
2. Основная часть;
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …
Дети (хором) : – Ракета.
Логопед : – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. (Слайд 2)
Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Упражнения для языка:
• «Часики»--губы в улыбке, рот открыт. Язык – стрелка часов - движется то к левому уголку рта, то к правому, подбородок неподвижен. Под счет до 10.
• «Трубочка»--рот открыт, язык сворачивается в «трубочку». Повторить 3 раза по 5 сек.
• Проверяем исправность двигателя –губы в улыбке, рот открыт, сначала поцокать язычком, затем—язычок «болбочет» : бл-бл-бл-бл.
• Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива –пошлепать широкий язычок между губами, произнося слоги: пя-пя-пя и покусать зубами кончик язычка.
• Проверяем двигатель повторно –рот открыт, язычок стучит за верхними зубами, произносить звук похожий на Д-Д-Д-Д.
• Нижняя челюсть неподвижна.
• Ор-ор-ор – завели мотор!
• «Моторчик»--губы в улыбке, рот открыт, пальчиком вибрировать язычок, произнося звук Д-Д-Д за верхними зубами.
Логопед : Ребята давайте произнесем специальные слова и отправимся в полет:
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»
Логопед : – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.
Логопед : – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, нам нужно ответить на все вопросы задания.
Угли пылают-
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днём не достать (Звёзды)
Звезда (какая (Слайд 3) – маленькая, блестящая, мерцающая, серебристая, волшебная, путеводная, раскаленная, холодная.
- В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды - это огромные газовые раскаленные шары, похожие на солнце.
- Давайте соберем семейку слов к слову "звезда" – звездный, звездочет, звездолет, звездочка, созвездие, звездопад.
Игра «Придумай слово». (Слайд 4)
Логопед : – Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, НА, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. (Дети читают слоги и придумывают слова на этот слог)
- Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет: Меркурий, Плутон, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Это солнечная система.
(Слайд 5)
Игра «Полет в космос»
- На какой планете мы живем? (Земля) (Слайд 6)
- Как называются люди на нашей планете? (Земляне)
- Сейчас мы с вами отправимся в космос.
- Где стартуют космические корабли? (с космодрома)
- Кем мы будем в полете? (Космонавтами, астронавтами) (Слайд7)
Космонавты (какие) - смелые, отважные, мужественные, умелые, бесстрашные, умные и. т. п.
- Что наденем, когда полетим в космос? (скафандры) (Слайд8)
- Что такое скафандр?
- Для чего он нужен?
- Из чего он состоит? (шлем, скафандр и специальная обувь)
Игра «Слова-родственники»
Выбрать только те слова, которые нам подходят:
1) Солнце, сон, солнечный, солнышко. (Солнце, солнечный, солнышко).
2) Космос, косматый, космонавт, космический. (Космос, космонавт, космический)
3) Планета, план, планетный, межпланетный. (Планета, планетный, межпланетный)
Логопед :- За это граматейцы прислали нам первую звезду. (Слайд 9)
Гимнастика для глаз
Логопед : – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам (Слайд 10)
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
Логопед : – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам вторую звезду. (Слайд 11) Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Готовимся к взлету, встаем около своих мест
Логопед : - включить моторы
Дети: - поднимают руки в стороны не высоко, произносят низкий звук УУУУУУ
Логопед : - набираем высоту
Дети: - поднимают руки на уровне плеч, звук УУУУУУ произносят выше
Логопед : - взлетаем высоко
Дети: - руки вверх, высокий звук УУУУУУ
Логопед : - Ракета набрала высоту и поднялась вверх
Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться.
Игра «Деление слов на слоги».
Логопед : – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». (Слайд 12) На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов.
Дети: – Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь. Эти слова состоят из одного слога
Дети: – Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник. Эти слова состоят из двух слогов.
Дети: – Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном. Эти слова состоят из трёх слогов.
Логопед : – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам еще одну звезду. (Слайд 13)
Дети: – А мы отправляемся дальше.
Игра «Скажи наоборот» :
Большой - маленький Далеко - близко
Высоко - низко Длинный - короткий
Северный - южный Легкий - тяжелый
Быстрый - медленный Смелый - трусливый
-
Мы с вами летим обратно на землю.
На нашем пути … отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная…
Дети (хором) : – Дыра. (Слайд14)
Звуковой анализ слов.
Логопед : – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова.
Логопед : – Сколько слогов в слове дыра?
Дети: – В слове дыра два слога ды – ра.
Логопед : – Назовите первый звук в этом слове.
Дети: – Первый звук Д.
Логопед : – Дайте характеристику звуку [ д ].
Дети: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед : – Назовите второй звук в слове дыра.
Дети: – Второй звук [ ы ].
Логопед : – Охарактеризуйте этот звук.
Дети: – Звук [ ы ] гласный
Логопед : – Какая третий звук в слове дыра?
Дети: – Третий звук [ р ].
Логопед : – Дайте характеристику этому звуку.
Дети: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед : – Какой последний звук в слове?
Дети: – Звук [ а ].
Логопед : – Дайте характеристику звуку [ а ].
Дети: – Звук [ а ] гласный (Слайд15)
Логопед : – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили четвертую звезду (Слайд1 6) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
Пальчиковая игра «Космонавты» (Слайд 17).
Раз, два, три, четыре, пять –
(По одному загибают пальчики на обеих руках.)
В космос полетел отряд.
(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
Командир в бинокль глядит,
(Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы,
(Загибают пальчики обеих рук)
Большую желтую луну.
Логопед : – На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…
Дети (хором) : – Комета. (Слайд 18)
Логопед : – На хвосте кометы разместились слова, в которых находится звуки «Р» и «Л» (мягкие и твердые)
Игра «Где спрятался звук» (Слайд 19)
Ребята я буду показывать картинку, вы внимательно смотрите и произносите, что изображено на картинке и ищете - где спрятался звук в начале слова, в конце, в середине.
Логопед : – Ну что ж, и с этим заданием мы справились. А на нашем пути следующее испытание.
- К нам на пульт управления пришло послание.
-Понятно, что послание адресовано космонавтам. Здесь зашифрованы предложения. Нужно расставить слова на места и понять смысл предложения:
Игра «Составь предложение» :
Люди, на, живут, Земля (Слайд 20)
Игра «Расшифруй послание». Из центра полетов получен сигнал, его надо расшифровать.
КК ТТ НН ММ ОО СС АА ВВ (Слайд 21)
Дети: -Космонавт (Слайд 22)
Логопед : – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (Слайд 23)
Логопед : – Чтобы узнать какую книгу похитили пираты, мы с вами должны выполнить еще одно задание.
Игра «Прочитай слово по первым звукам» (Слайд 24)
Дети: – АЗБУКА.
Логопед : – Молодцы, и за это задание мы получаем последнюю звезду (Слайд 25)и сможем узнать правильно ли мы отгадали слово. Внимание! - (Слайд 26)
Логопед : – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:
Д (хором) : – Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
3. Подведение итогов.
Логопед : – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?
Дети: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения и составляли их схемы, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.
Логопед : – За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам свои фотографии – раскраски. На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.
Дети: – До свидания.