Папки-передвижки

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Народные секреты здоровья»

Елена Толкачева
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Народные секреты здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: овладение речью как средством свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей.

Задачи:

- способствовать обогащению речи детей существительными (рагу, оберег и т. д. по теме,прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, подбору существительных к прилагательным;

- создать условия для развития фонематического слуха, определения места звука в слове;

- побуждать детей подбирать однокоренные слова, правильно употреблять существительные во мн. ч. им. пад., совершенствовать умение согласовывать слова в предложении;

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию „Народные секреты здоровья“» размещена в разделах

- вести диалог со сверстниками и взрослыми, рассказывать по плану о предмете;

- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать сочувствие; формировать первичные представления о безопасном поведении в природе, побуждать к использовании в речи фольклора («Социально – коммуникативное развитие»);

- развивать представления о предметах и явлениях окружающей действительности, умение наблюдать, сравнивать, находить сходство и различие, приобщать к социокультурным ценностям через элементарные представления о жизни Руси приемом реконструкции образа жизни людей того времени (традиции здоровья);

- способствовать умению детей считать в обратном порядке в пределах 10, знание цифр, развивать геометрическую зоркость, знание геометрических фигур, их свойств, совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать в речи взаимное расположение предметов;

- развивать представления детей о природе, растениях ближайшего окружения (деревья, травянистые растения, укреплять свое здоровье в процессе общения с природой, правильного питания, умения определять качество продуктов («Познавательное развитие»);

- побуждать к потребности в двигательной активности, умении легко ходить, сохраняя правильную осанку («Физическое развитие»);

- способствовать созданию предметных композиций в аппликации («Художественно – эстетическое развитие»);

- развивать память, внимание, воображение, мышление, формировать дружелюбие, дисциплинированность («Развитие игровой деятельности»).

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование фольклора, интерактивная игра «Сам себе лекарь», презентация «Зеленая аптека»

Организация детских видов деятельностей

1. Общение ребенка с воспитателем.

2. Общение ребенка со сверстниками.

3. Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная деятельность.

Предварительная работа

Организация тематических выставок: «В гостях у Осени» с урожаем овощей и фруктов, приуроченных к народному празднику урожая, с урожаем рябины, приуроченных к народному празднику Петра и Павла – рябинника, с урожаем шиповника, приуроченных к народному празднику Арины –шиповницы; с урожаем меда, приуроченных к народному празднику Сивватия – пчельника; организация выставки «Пейте, дети, молоко!», «Мировая каша», «Русская баня».

Организация выставки «В гостях у Осени» с поделками из капусты «Чудеса из капусты».

Изготовление обережной куклы – Сонницы.

Коллективный труд. Приготовление витаминного овощного салата, приготовление фруктового шашлыка.

Конкурс художественных работ «Портрет здорового человека».

Беседы: «Пейте, дети, молоко! Будете здоровы, «Секреты народной медицины», «Куклы наших бабушек», «Собирайся, детвора, ждет вас русская игра», «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья», «Азбука питания»

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова по теме «Традиции и здоровье».

Материалы, оборудование.

Телевизор, компьютер, набор геометрических фигур, карточки с цифрами, д/и «Чудесный мешочек», мнемотаблица, д/и «Полезный обед из овощей и фруктов», кусочки продуктов для проведения эксперимента «Определение жирности продуктов», салфетки, интерактивная игра «Сам себе лекарь», аудиозапись с голосами домашних животных, д/и «Четвертый лишний», презентация «Зеленая аптека», д/и «Если хочешь быть здоров», картон, цветные изображения продуктов, клей, салфетка, клеенка для проведения аппликации

Ход ООД. Первая часть

I. Вводная часть.

1. Создание игровой мотивации.

Восп: Ребята, как много у нас гостей, давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются.

Восп: А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья потому, что слово «здравствуйте!» обозначает «здоровья желаю».

Игровой прием. Слышится стук в окно. На экране телевизора появляется голубь с письмом.

Восп. Ой, ребята, голубь нам письмо принес. Как это необычно, ведь голубиная почта существовала давно. Что будем делать?

Дети. Прочтем его.

Восп. читает текст письма. Дорогие ребята группы №12! Пишет вам Хворайка. Ребята, как вы думаете, почему так зовут девочку?

Дети. Она, наверно, часто болеет.

У меня сто болезней. Живу я в древней Руси. Справа от моего дома растет береза, а слева - ель. Очень хочу быть счастливой и здоровой

Восп. Ребята, что же делать?

Дети. Отправиться в гости к Хворайке, научить ее быть здоровой, выполнять здоровые традиции русского народа.

Восп. Ребята, слышали ли вы когда – нибудь слово «традиция»?

Дети. Традиция – это правило, которое складывается среди людей, которое каждый считает необходимым выполнять.

Восп. А кто сможет объяснить, что такое «здоровье»?

Дети. Здоровье – это отсутствие болезней.

Восп. Больной человек какой?

Дети. Слабый, вялый, бледный, грустный.

Восп. Здоровый человек какой?

Дети. Сильный, веселый, бодрый, румяный.

2. Словесная игра «Народные мудрости о здоровье»

Восп. Объясним смысл пословиц «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье дороже богатства», «Здоровью цены нет».

Восп. Как вы думаете, ребята, есть ли традиции у русского народа в сохранении и укреплении здоровья?

Дети. Да.

Восп. Веками русский народ подмечал, что полезно для здоровья, что вредно, отбирал рецепты оздоровления и лечения болезней, передавал их сначала из уст в уста, а затем стал записывать, и такие книги дошли до наших времен.

3. Сюжетно – дидактическая игра «Полет на машине времени»

Восп. Вот только незадача какая, как же попасть в древнюю Русь? Ведь это не простое путешествие, во времени, в прошлое.

Дети. На ковре – самолете, на машине времени.

Восп. Есть у меня пропуска для полета на машине времени. Для каждого из вас есть у меня карточки с частичным изображением геометрической фигуры. Вам нужно объединиться в пары для полета.

Дети объединяются в пары. Восп. спрашивает, какая у них геометрическая фигура, почему они так решили.

Восп. Что у вас?

Дети. Квадрат, у него 4 угла, 4 стороны, 4 вершины. Все стороны квадрата равны.

Дети. Прямоугольник,, у него 4 угла, 4 стороны, 4 вершины. У прямоугольника противоположные стороны равны.

Дети. Треугольник, у него 3 угла, 3 вершины, 3 стороны.

Дети. Круг. Овал.

Восп. На обратной стороне вашей карточки цифры, они обозначают ваше место на машине времени.

Дети занимают свои места.

Восп. Начинаем обратный отсчет. Вместе…

Дети. 10,9,8,7,6, 5,4,3,2,1,0. Поехали.

Звучит аудиозапись.

II. Основная часть

Восп. Вот мы и в русской деревне. Это нужный нам дом?

Дети. Да, потому что справа от дома растет береза, а слева - ель.

Восп. Постучим. Здороваемся.

Выходит Хворайка. Здравствуйте, гости дорогие. Гости на порог – хозяину радость! Каждому гостю – красное место!

Восп. Хворайка, расскажи, что случилось?

Хворайка. Болею я очень. Сейчас у меня живот болит. Я очень люблю есть сало, жирное мясо, колбасу, которую мы делаем сами, блины, оладьи, пироги. Много ем на ночь.

Восп. Что посоветуем Хворайке? Питание – дело серьезное.

Дети. Нужно питаться разнообразными полезными продуктами, соблюдать режим питания.

Хворайка. А что значит полезными?

Дети. Надо питаться такими продуктами, которые приносят пользу.

Хворайка. А где же брать эти продукты?

Восп. А огород и сад есть у вас, Хворайка?

Хворайка. Да.

Восп. А что же там растет?

Хворайка. А вот в мешочке у меня все лежит.

1. Д/и «Чудесный мешочек»

Восп. Из мешочка вынимаем, описываем с помощью мнемотаблицы.

Дети. Это тыква, она растет в огороде, она желтая, круглая, большая.

Это яблоко, она растет в саду, оно красное, круглое, большое.

Восп. Урожай у Хворайке на огороде и в саду уродился большой. Поиграем в игру «Один – много».Я буду называть один предмет, а вы, если их много.

У Артема одно яблоко, а у Хворайки много …яблок

У Алины один помидор, а у Хворайки много…помидоров.

У Арсения одна морковь, а у Хворайки много …моркови.

Хворайка. А как можно приготовить овощи и фрукты?

Дети. Их можно варить, тушить, жарит, парить, запекать.

Восп. Некоторые овощи и фрукты можно есть сырыми, они очень полезны.

Хворайка. Это какие?

Дети. Яблоки, груши, малину, смородину, огурцы, помидоры, морковь.

Хворайка. Может, вы знаете, как их можно использовать в течение длительного времени?

Дети. Яблоки можно сушить, огурцы солить, капусту квасить

Восп. Давайте предложим Хворайке полезный обед из овощей и фруктов.

2. Дидактическая игра «Полезный обед из овощей и фруктов»

Простые блюда русской кухни готовят до сих пор в каждом доме. Гордость русского стола – первые блюда.

а)д/и «Суп в кастрюльках»

Дети. Суп из картофеля – картофельный

Суп из свеклы – свекольный

Суп из лука – луковый

Суп из капусты – капустный

Суп из помидоров – томатный

Суп из овощей – овощной

Суп из гороха – гороховый

Суп из тыквы – тыквенный

Восп. Принимаемся за второе.

б)д/и «Рагу в горшочках»

Рагу из моркови – морковное

Рагу из свеклы – свекольное

Рагу из картофеля – картофельное

Рагу из кабачков – кабачковое

Рагу из гороха – гороховое

Рагу из капусты – капустное

Рагу из тыквы – тыквенное

Рагу из овощей – овощное

Восп. А на третье – компот.

в)д/и «Вкусный компот»

Компот из яблок – яблочный

Компот из груш – грушевый

Компот из малины – малиновый

Компот из смородины – смородиновый

Компот из слив – сливовый

Компот из крыжовника – крыжовенный

Компот из клубники – клубничный.

Хворайка. Спасибо, ребята. А чем же так полезны овощи и фрукты?

Дети. Овощи и фрукты содержат много витаминов, чтобы быть здоровым, чтобы была хорошая фигура, чтобы не болел желудок и живот.

Восп. А есть первое, второе блюдо нужно с хлебом.

Восп. Ребята, как вы думаете, почему так говорят «Без хлеба нет обеда»?

Восп. Как ласково народ называл хлеб?

Дети. Хлебушек.

Восп. Какие продукты питания делали люди с использованием хлеба?

Дети. Хлебный квас, кефир, сухари.

Восп. Придумаем слова – родственники со словом хлеб?

Дети. Хлеб, хлебушек, хлебный

Восп. Хворайка, вредно есть много сладкого, соленого, острого, жареного, жирного.

Хворайка. А как же определить, жирный ли продукт?

3. Экспериментирование. Определение жирности продукта.

Взять небольшие кусочки продуктов, например: сала, яблока, колбасы, хлеба, капусты, моркови. Положить их на бумажные салфетки. Посмотреть, на какой салфетке остались следы от жира. Сделать вывод.

Срезанной частью положили на лист бумаги. Жирные продукты (колбаса, котлета) оставили на листе жирные пятна.

Восп. А еще, Хворайка, овощи и фрукты помогают бороться с болезнями.

4. Интерактивная игра «Сам себе лекарь»

Восп. А помогут тебе, Хворайка, в сохранении здоровья не только продукты растительного происхождения, о которых мы сейчас говорили, но и животного происхождения.

Хворайка. А где их взять – то?

5. Д/и «Скотный двор»

Восп. Двор есть у Хворайки в деревне,

Только двор – то не простой.

Нет там лестниц и качелей,

Нет песочниц с детворой.

Зато гуляют лошадь,

Корова и коза.

А рядом блеет громко

Кудрявая овца. (Звучит аудиозапись с голосами домашних животных)

Восп. Как называется этот двор?

Дети. Скотный двор.

Восп. А как назвать одним словом лошадь, корову, козу, овцу.

Дети. Домашние животные.

Восп. Почему их так называют?

Дети. Их так называют потому, что они живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает, а они приносят человеку пользу.

Хворайка. А вы, ребята, знаете, где живут домашние животные?

Хворайка. Корова, свинья, лошадь, овца, коза

Дети. В коровнике, в свинарнике, в конюшне, в овчарне.

Хворайка. Знаете, и какую пользу приносят домашние животные?

Дети. Собака охраняет дом. Кошка ловит мышей. Лошадь перевозит грузы, свинья дает мясо, сало, кожу. Овца – шерсть. Коза – пух, молоко.

Восп. Кормилицей народ зовет корову. Как ее можно ласково назвать?

Дети. Коровушка.

Восп. Что дает корова?

Дети. Корова дает молоко.

Восп. Молоко какое?

Дети. Вкусное, полезное, белое, жидкое.

Хворайка. Полезно ли молоко для человека?

Дети. Молоко полезно для человека. В нем много полезных веществ и витаминов, чтобы зубы, кости, ногти были крепкими, чтобы зрение было хорошим, укреплялась память. Молоко полезно пить, когда простудишься.

Хворайка. Почему же в молоке столько много витаминов?

Дети.

Восп. Полезно не только само молоко, но и молочные продукты, которые из них получают.

Хворайка. Как же я их узнаю?

6. Д/и «Четвертый лишний»

Цель данной игры: закрепить знания детей о молочных продуктах. На карточке размещены фотографии 4-х продуктов, причем только один из них - не молочный. Необходимо его найти и назвать.

Восп. Ребята, о чем можно сказать молочная?

Дети. Каша, ферма, конфета, кухня.

Восп. О чем можно сказать молочный?

Дети. Суп, коктейль, йогурт

Восп. О чем можно сказать молочное?

Дети. Мороженое,

Восп. О чем можно сказать молочные?

Дети. Продукты.

Звучит аудиозапись с гудением пчел

Восп. Да у тебя, Хворайка, и пчелы есть? Ребята, давайте расскажем народную приговорку о пчелах.

Вместе. Пчелка, гуди! (Легко взмахивают кистями рук)

В поле лети!

С поля лети –

Медок неси!

Восп. Покажем голосом, что пчела улетает в поле. Сначала произносим звукоподражание громко, а затем все тише и тише. А сейчас изобразим прилет пчел обратно. Звукоподражание сначала звучит тихо, а потом все громче и громче.

Восп. Ребята, а что вы можете рассказать Хворайке о меде?

Дети. Мед очень полезен для здоровья. Надо пить чай с медом, молоко с медом, когда простыл.

Восп. Ребята, где находится звук «мь» в слове «мед», в начале, середине или в конце слова?

Дети. Звук «мь» находится в начале слова

Восп. А где находится звук «о»?

Дети. В середине слова

Восп. А где находится звук «Т»?

Хворайка. Спасибо, ребята, поняла я какими продуктами питаться надо, чтобы быть здоровым. Сижу я, сижу дома, голова часто у меня болит.

Восп. Так надо на свежем воздухе больше гулять, а у вас за деревней лес недалеко. Лес в жизни русского народа играл всегда большую роль. Ребята, что можно найти в лесу?

Дети. В лесу можно найти лекарственные травы, ягоды, которыми можно лечиться.

Восп. Тогда в путь!

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнем,

О лекарственных травах и ягодах речь мы поведем!

Звучит аудиозапись голоса птиц.

Восп. А воздух – то какой чистый, Хворайка! Давайте все вместе вдохнем его полной грудью!

Хворайка. Вон кругом как много трав разных растет? Как среди них найти целебную?

Восп. Захватили мы с собой чудо техники – компьютер, с его помощью покажем тебе презентацию «Зеленая аптека».

7. Презентация «Зеленая аптека»

Дети смотрят презентацию вместе с Хворайкой. Хворайка задает вопросы: «Как называется это растение?»

Дети отвечают: Подорожник, шалфей, лопух, крапива, полынь, чистотел, мать – и- мачеха, ромашка, душица.

Хворайка. Для чего собирают одуванчик?

Восп. Кроме целебных растений в лесу растут и полезные для здоровья чудесные ягоды.

Хворайка. А какие?

Дети. Малина, земляника, шиповник, рябина.

Хворайка. Я знаю, знаю, малина, земляника растут на кустиках. Я их найду, а шиповник и рябина тоже?

Дети. Нет. На деревьях

Хворайка. Расскажите мне, пожалуйста, как выглядят эти деревья?

Дети. У них есть корень, ствол, ветви, листья и ягоды.

Восп. Но будь осторожен, Хворайка, в лесу притаились и ядовитые ягоды.

Хворайка. Какие?

Дети. Волчья ягода, вороний глаз.

III. Заключительная часть

Хворайка. Спасибо, ребята! Так много полезного вы мне рассказали сегодня, да вот всего – то я не запомнил.

Восп. Что будем делать ребята?

Дети. Для Хворайки сделаем мы поделку «Витамины и здоровье».

Восп. Дело в том, что ученые объединили продукты питания на группы. Каждая укрепляет организм : витамины группы А нужны для хорошего роста и отличного зрения, витамины группы В - для здоровой работы сердца, витамины группы С – для хорошего настроения и самочувствия.

1. Аппликация «Витамины и здоровье»

Дети объединяются по подгруппам. Вырезают и наклеивают картинки с изображением фруктов, овощей, круп и т. д. Во время работы воспитатель и Хворайка задают детям вопросы.

Хворайка. Вот, спасибо, ребята! А правильного питания будет достаточно, чтобы стать здоровым?

Восп. Оставим мы тебе картинки – памятки, как стать здоровым.

2. Дидактическая игра «Если хочешь быть здоров»

Дети. Нужно закаливаться – умываться холодной водой, обтираться влажным полотенцем, купаться в речке, греться на солнце, спать 8 часов в день, ложиться спать в одно и то же время.

Хворайка. Спасибо вам, дети, большое! Я послушал ваши советы, теперь я обязательно стану Здоровейкой. Так меня теперь и зовите.

3. Самоанализ «Выбери для себя оберег»

Здововейка. А у меня для вас, ребята, подарок – оберег на удачу и везение. Выберите себе зайчика на пальчик на красном фоне, если вам было легко давать мне советы по здоровому образу жизни, не зеленом, если вы испытывали затруднения, на синем, если вам было трудно советовать, как мне выздороветь.

Здоровейка. А еще, ребята, приглашаю вас потешиться, поиграть в русские народные игры.

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию «Цветик-семицветик» .

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Прогулка в весенний лес» Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Прогулка в весенний лес» Цель: Учить детей развивать речь, отвечать.

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевому развитию» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 с. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию в подготовительной к школе группе комбинированной.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Прогулка в весенний лес» Конспект итоговой образовательной деятельности Развитие речи младшая подгруппа Тема: «Прогулка в весенний лес» Цель: Выявить уровень развития.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «В гости к леснику» Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «В гости к леснику» Задачи : 1. Обучающая Учить различать на слух.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Растем здоровыми» Цель: развивать познавательно – речевую активность воспитанников. Речевое развитие: углублять представления о свойствах и качествах различных.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие на планету здоровья» Программное содержание: •Учить детей заботиться о своём здоровье; •Совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены; •Объяснить.

Конспект открытой организованной образовательной деятельности в средней группе «Секреты дружбы» Конспект открытого итогового занятия организованной образовательной деятельности в средней группе по теме «Секреты дружбы» Образовательная.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию компонентов устной речи в старшей группе КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА Мы живем в эпоху постоянных научных открытий, электронных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Народные секреты здоровья»
Опубликовано: 17 июня 2018 в 20:44
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Народные секреты здоровья»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Толкачева (УИ 8038) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД