Татьяна Шинкоренко
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Знакомство со свойствами песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
в средней группе.
Тема: Знакомство со свойствами песка
Цель:
- развивать познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром.
Задачи:
образовательные :
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе „Знакомство со свойствами песка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
- познакомить детей с песком как с природным компонентом;
- дать представления о свойствах песка;
- учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;
- через опыты учить детей определять физические свойства песка;
- формировать умение в работе с сухим и мокрым песком.
развивающие:
-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности, умения реализовывать свои интересы;
-развивать коммуникативные навыки;
-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы;
-развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;
-развивать фантазию, творчество, воображение;
-развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.
воспитательные:
-способствовать положительному влиянию экспериментов с песком на эмоциональное состояние ребенка;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимопомощи, заниматься сообща;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь окружающим.
Интеграция образовательных областей :
-социально-коммуникативное развитие;
-физическое развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
-беседы с детьми об объектах живой и неживой природы, о мерах осторожности во время игр с песком;
- рассматривание иллюстраций на тему «Строим дом»; фотографий с видами построек из песка;
- слушание музыки ветра, шума дождя;
-наблюдения и игры с песком на прогулке; «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики», «Волшебное превращение» и др. ;
-рисование на песке палочками, пальчиком;
- игры «Что в этой баночке?» (определение по звуку содержимого жестяной баночки);
-сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога», «День рождения куклы»;
- чтение стихов Т. Люшнина «Песчаный дом», Л. Квитко «На песке», С. Маршак «Желтая страница», В. Берестов «Песочница», Н. Дилакторской «Песочная страна»;
-заучивание стихотворения Владимира Бредихина «Про песок»;
- чтение сказки «Песок и солнечный свет»;
- рисование на тему: «Где живет песок»;
-рассматривание через лупу мелких игрушек из киндера.
Материалы и оборудование:
-сухой чистый песок;
-пластиковые одноразовые стаканчики;
-влажные салфетки;
-мультимедийное оборудование;
-Световой стол (планшет).
Методы и приемы:
- практические: проведение опытов, для определения свойств песка.
- наглядные: наблюдение, рассматривание песка.
- словесные: беседы, загадки, стихи, д/и, объяснение, обсуждение.
Словарная работа:
-обогатить речь детей прилагательными: «сыпучий».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети стоят в рассыпную на ковре.
Воспитатель:
Ребята, когда вы пришли в детский сад вы все поздоровались друг с другом и со взрослыми, а теперь я хочу поздороваться с вами.
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Доброе утро, дети!
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Ребята, а вы знаете, что хорошему настроению помогают бодрые и веселые упражнения?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте поиграем. Возьмитесь за руки и встаньте в круг.
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх)
Солнышко лучик нам протянуло, (Протянуть руки в центр круга)
Солнышко щечку нам полоскало, (Погладить ладонями щечки)
Доброго утра всем пожелало! (Прижать ладони к груди)
2. Основная часть
Вос-ль: Ребята мы не даром с вами сделали упражнения. Они помогут нам в путешествии, а путешествие будет в волшебную страну, там очень много песка. Вспомните как можно играть с песком?
Дети: Лепить куличики, печь пирожки, торты, строить замки и т. д.
Вос-ль: Сегодня в нашем путешествии мы будем проводить опыты и даже делать фокусы с песком. Вы хотите туда отправиться?
Дети: Да.
Вос-ль: Тогда давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова!
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем (Покружились и открыли глаза)
Вос-ль: Дети смотрите вот и волшебная страна! А что это там впереди?
Дети отвечают.
Вос-ль: Это же волшебные острова. Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Что вы видите ребята?
Дети: Песок.
Вос-ль: Давайте поставьте ладоши на песок. Скажите какой он теплый или холодный?
Дети отвечают.
Вос-ль: А какой он еще на ощупь?
Дети отвечают (гладкий, сухой и т. д.)
Вос-ль: Попробуем пересыпать песок из кулачка в ладошку. Он сыпется, значит, песок, какой?
Дети: Сыпучий. Маша ты как думаешь? И т. д.
Вос-ль: Дети, а можно ли на песке оставить следы?
Дети отвечают.
Вос-ль: А чьи следы можно увидеть на песке?
Дети: Людей, животных, птиц.
Вос-ль: Правильно. Молодцы.
Вос-ль: Давайте и вы попробуете оставить следы на песке. Кто какие захочет. Маша чьи у тебя следы? И т. д.
Вос-ль. Молодцы ребята. А теперь давайте аккуратно разгладим наш песок и отряхнем руки.
Теперь давайте поиграем.
Физминутка
Руки вверх, и руки вниз.
Вправо, влево повернись!
Топни правою ногою раз-два-три.
Покачайте головою раз-два-три.
Посмотрите друг на друга,
А теперь идем по кругу.
До свиданья, острова
Дальше нам идти пора!
Вос-ль: Наше путешествие продолжается. Дети посмотрите какое волшебное окошко есть в этой стране. Давайте присядем и посмотрим, что же оно нам покажет.
1. Дети окошко говорит, что сейчас мы узнаем, что же такое песок и какой он бывает.
2. Песок – это то, что осталось от скал, валунов и камней. Время, ветер, дождь и солнце разрушили горы и превратили их в множество песчинок, из которых и состоит песок.
3. Вот посмотрите, сначала были камни, потом они под воздействие дождя, солнца и ветра превратились в камешки поменьше, ну а уже потом стали песком.
4. Ребята посмотрите на первом изображении показан сухой песок – он рассыпается, а на втором изображении – мокрый, он принимает любую форму.
5. Дети, посмотрите на картинки и скажите какого цвета песок вы видите?
- Зеленый. Оранжевый, белый, черный, желтый, серый, коричневый.
Верно молодцы! Посмотрите вот такой еще бывает песок.
6. А еще я вам хочу сказать, что место на Земле, где больше всего песка, называется – пустыня. Посмотрите вот она.
7. А здесь изображены животные, которые обитают в пустыне. Давайте их рассмотрим.
Вос-ль: Дети, что нужно сказать волшебному окошку?
Дети: Спасибо.
Вос-ль: Давайте продолжим наше путешествие. Проходите. Смотрите, что это стоит на столе?
Дети: Стаканчики.
Вос-ль: Ачто в них насыпано?
Дети: Песок.
Вос-ль: Верно это песок.
Давайте аккуратно опустим пальчики в песок.
Женя какой у тебя песок в белом стакане?
-Сухой.
А в прозрачном?
- Мокрый.
А у тебя Ксюша и т. д.
Вос-ль:Верно дети в белом стаканчике у нас сухой песок, а в прозрачном мокрый.
А как песок стал мокрым?
Дети: Его намочили водой. А ты как думаешь Коля и т. д.
Вос-ль. Правильно. Молодцы ребята.
А теперь давайте возьмем в каждую руку по стаканчику и подумаем, а какой же песок тяжелее сухой или мокрый. Как ты думаешь Маша и т. д.
Вос-ль: Верно. Мокрый песок тяжелее сухого.
Вос-ль. Ну что давайте продолжим наше путешествие.
Ребята, а давайте порисуем!
Дети: Давайте.
Вос-ль: Вот только чем же мы будем рисовать, ведь у нас нет ни красок, ни карандашей, ни бумаги, есть только песок?
Дети отвечают.
Вос-ль: Да значит будем рисовать на песке.
А чем можно рисовать на песке?
Дети отвечают (пальчиками, палочками ит. д.)
Вос-ль: Правильно. Посмотрите. Что это здесь лежит?
(лежат разные предметы)
Выберете себе один предмет.
А теперь давайте вспомним какое сейчас время года?
Дети: Осень. А ты как думаешь Дима и т. д.
Вос-ль: Молодцы. Сейчас у нас на дворе осень. Какая погода бывает осенью?
Дети: Плохая, часто идет дождь, появилось много тучек…
Вос-ль: К сожалению, и в волшебной стране погода испортилась. Давайте нарисуем тучи и дождь.
Облака собрались в кучу,
Превратились в злую тучу.
Стали лить на землю воду,
И испортили погоду.
(Дети рисуют)
Вос-ль: Ребята, а вам нравится плохая погода?
Дети: Нет.
Вос-ль: Мы же с вами в волшебной стране, значит сможем изменить погоду. Давайте сотрем тучи и нарисуем солнышко. Вспомните на какую фигуру похоже солнце?
Дети: Круг.
Вос-ль: А что еще есть у солнышка?
Дети: Лучики.
(Стираем тучи и рисуем солнце)
Нарисуем желтый круг,
После лучики вокруг
Пусть на белом свете,
Ярче солнце светит!
Вос-ль: Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы. Ваши солнышки нам улыбаются, давайте и мы улыбнемся им.
Взгляните и погода сразу улучшилась!
Ой, но мы уже слишком долго находимся в волшебной стране, нам пора возвращаться обратно. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
Мир волшебный не забудем! (Покружились и открыли глаза)
Ребята вот мы и оказались в нашей родной группе.
Заключительная часть
Вос-ль: Ребята вам понравилось в волшебной стране?
Дети: Да!
Вос-ль: Что мы сегодня делали?
Дети: Рисовали на песке, определяли какой песок тяжелее, смотрели видео, оставляли следы на песке и т. д.