Марина Макарова
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Изучаем свойства растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Изучаем свойства растений
Цель: продолжать формировать основы естественно-научных и экологических понятий на примере изучения растений.
Образовательные задачи : дать детям в процессе экспериментирования реальное представление о различных свойствах растений (впитывают и сохраняют влагу, используются как красители, применяются в приготовлении косметических средств; учить давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Развивающие задачи: обогащать память детей; активизировать мыслительные процессы (операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения); развивать речь, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие; развивать любопытство, ориентировку в пространстве; развивать эмоциональную сферу детей (способность удивляться, сомневаться, радоваться полученным результатам).
Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, ловкость, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, любознательность, наблюдательность, чувство коллективизма.
Речевые задачи: активизировать в речи слова «стебель», «косметика», «краситель», «лупа», «поры».
Материалы и оборудование: Лупа, пипетки, салфетки, срезанные стебли растений, непроливайки с водой, листы белой бумаги, кубики, губки, шампунь, мыло, крем для рук, крем для лица, ломтики огурца, ёмкости со свекольным соком, блюдца, лоскуты белой ткани.
Ход деятельности:
1. Организационный момент. Игра-приветствие «Наши умные головки».
Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные. У девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все и обнять друга, и поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол. За что ты, Аня любишь свои руки? А ты, Артем, за что любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки!
На фоне музыки педагог читает стихи:
Что за чудо - чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сегодня я предлагаю поработать руками, ушами внимательно слушать, глазами - внимательно смотреть, а ваши умные головы будут думать много, ловко.
Давайте наденем шапочки и халаты пройдем в нашу лабораторию. Сегодня нам предстоит немало удивительных открытий. А исследовать в нашей лаборатории мы сегодня будем растения. Нам предстоит выяснить, как растения впитывают воду, как растения могут быть красителями, как могут ухаживать за кожей человека. Вы готовы?
2. Исследование «Запасливые стебли».
- Как вы думаете, могут ли растения накапливать воду? Дети выдвигают гипотезы. А как мы можем это проверить? Рассмотрите место среза через лупу. Положите стебель на белую бумагу и разотрите его твердым кубиком. Что вы заметили? Бумага окрасилась в зеленый цвет. Что окрасило бумагу? Вода, накопленная внутри стебля. Разные растения по-разному впитывают воду: одним растениям нужно много воды, другим — мало. Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? В стебле накапливается вода, которую впитывает растение. Эти стебли были срезаны, но даже в них еще осталась вода.
-
Как вы думаете, все ли растения одинаково впитывают воду? Предположения детей.
Возьмите в руки деревянный брусок и губку. Что вы можете о них сказать, какие они? Можно использовать для рассматривания лупу. Деревянный брусок твердый, плотный. А губка мягкая, пористая. Поры — это отверстия, пористым называют предмет с множеством отверстий. Рассмотрите губку повнимательнее. Что вы видите? Видите множество пор-отверстий. Это благодаря им губка такая мягкая.
Перед вами две емкости с водой. В одну из них положите деревянный брусок, а в другую — губку. Как вы думаете, что с ними произойдет?
Ответы детей.
Что происходит с бруском? Пока ничего. А что происходит с губкой? Выделяются пузырьки. Как вы думаете, что это за пузырьки? Это воздух. Откуда он взялся? Он был в порах-отверстиях губки.
Вернемся к нашему опыту чуть позже. А пока я предлагаю вам немного поиграть.
Динамическая пауза «Прогулка».
Это правая рука, это левая рука.
Справа шумная дубрава, слева быстрая река.
Повернулись мы, и вот стало все наоборот:
Слева шумная дубрава, справа быстрая река.
Неужели стала правой наша левая рука?
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через веточки, пенечки.
Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал.
- А теперь давайте вернемся к нашему опыту. Что мы можем наблюдать в емкостях для воды? Деревянный брусок по-прежнему лежит в воде, он лишь слегка намок. А где вода у губки? Вода внутри — пористая губка впитала в себя почти всю воду.
Так и у растений — есть стебли плотные, как деревянный брусок, а есть пористые, как губка. Какие стебли смогут впитать больше воды, а какие меньше?
Вывод: Чем плотнее стебель, тем меньше и дольше он впитывает воду. Чем более пористый стебель— тем больше и быстрее он впитывает воду.
- Как вы думаете, какой стебель нужен растениям в засушливых местах? Пористый стебель. А почему? Что бы растения могло запастись как можно большим количеством воды и не засохнуть.
3. Исследование «Растительная косметика».
- Посмотрите, знаете ли вы что это? Это шампунь, вот мыло, а это - крем для лица, а вот крем для рук. Одним словом, это все называется «косметика». Для чего нужна косметика? Для ухода за телом человека.
- Давайте возьмем кружочек огурца и потрем этими кружочками свои щечки. Потрогайте щечки. Какие они стали? Огурец сделал кожу на ваших щечках влажной и мягкой. Вот почему в крем для лица добавляют выжатые из огурца полезные соки. А еще огурец умеет очищать кожу. Наберите в пипетку немного свекольного сока и капните на руку. Теперь возьмите салфетку и сотрите. Что вы видите? На коже осталось пятно. Возьмите огурец и потрите это пятно. Что вы наблюдаете? Пятно стало бледнее, его почти не видно. Что сделал огурец? Огурец очистил нашу кожу.
- Вот на упаковке мыла нарисован цветок. Узнаете его? Это ромашка. Ромашка умеет уничтожать вредных микробов. А на баночке шампуня нарисован лопух — это растение делает волосы сильными и помогает им быстрее расти.
- Ученые знают о свойствах некоторых растений очищать, укреплять организм человека, поэтому используют эти растения для изготовления шампуня, мыла, крема. Как все это можно назвать одним словом? Косметика.
4. Исследование «Растения-красители».
- Как вы думаете, могут ли растения что-нибудь окрашивать? У нас с вами уже готов сок из свеклы — свекольный сок. Давайте опустим в свекольный сок лоскутки белой ткани. Как вы думаете, что произойдет с ним? Дадим ткани полностью намокнуть, пропитаться соком. Теперь достаньте лоскуты ткани и положите на блюдца — пусть ткань высохнет.
- Наше занятие в лаборатории подходит к концу. Осталось только рассмотреть тканевые лоскутки. Что произошло с ними, после того, как мы окунули их в свекольный сок? Они окрасились. Какого цвета теперь лоскутки? Какой вывод можно сделать? Некоторые растения, например, свекла, могут быть красителями.
5. «Завершающий момент» (анализ занятия).
Воспитатель: Вот мы и завершили наше исследование. Что мы сегодня выяснили? Самым интересным? Самым трудным? Самым простым? Что бы вам хотелось изучить в нашей лаборатории в следующий раз? Благодарю за работу!