Получи документы

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Зухра Мамчуева
Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

В ФГОС ДО задачи патриотического воспитания входят в образовательную область "Позна- вательное развитие" и включают в себя следующее содержание:

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познава- тельной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие вооб- ражения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и вре- мени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обраще- ние к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэто- му детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей являет- ся одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Этапы патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирова- ние нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие инте- реса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать от- ношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания: окружающая среда, художественная литература и ис- кусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому эта- пу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: по- вышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности. По- строение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных мето- дов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников.

Задачи:

- создать условия для патриотического воспитания в ДОУ;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России, Республики Мордовия;

- знакомство детей с символами государства, республики (герб, флаг, гимн); - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, республики; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатле- ния еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нрав- ственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, бластью, а за- тем и со страной, ее столицей и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, по- лучаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родно- го края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привле- кается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. По- этому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее ха- рактерное для Новосибирской области. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позво- ляет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край. Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательно- стями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок дол- жен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется - это район и го- род в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объ- единяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами республи- ки.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в осо- бенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и ба- бушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столи- цей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Неверно полагать, что воспитывая лю- бовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предатель- ством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т. д.) Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно- патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микрокли- мата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают

машины и т. д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формиро- ванием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельно- сти, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям раз- ных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.

е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой- то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатиче- ских условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т. д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу Новосибирскую область, Россию населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог дол- жен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллекту- альных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические за- нятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т. д., вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выво- ды. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной ат- мосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель).

Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия».

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными ис- торическими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышле- ние. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посе- щения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ре- бенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т. д.).

Не менее важным условием нравственно- патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмо- ции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Большое значение имеют семейные экскур- сии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Целесообразно использовать проектную деятельность. При- чем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки". Хорошо, когда проект включают в себя ра- боту фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник Сабантуй, русской масленицы, березки и т. д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Р

Публикации по теме:

Фотоотчет о педсовете «Современные подходы к организации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей»Фотоотчет о педсовете «Современные подходы к организации работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей» С целью систематизации знаний педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам духовно- нравственного.

Консультация для воспитателей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание в условиях ФГОС и ФОП ДО (Проектная деятельность) « Воспитание нравственно-патриотических качеств маленького человека, являются одним из важнейших звеньев системы воспитательной работы с детьми.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Опубликовано: 24 февраля 2025 в 15:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Зухра Мамчуева (УИ 2501313) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД