Инна Колобова
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: «Путешествие на Северный полюс»
Реализация содержания программы в образовательных областях : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Цель: Знакомство детей с климатическими условиями материка, с животным миром полярных районов; развивать любознательность, воображение.
Задачи:
1. Развивать способности к поисковой деятельности, любознательность, воображение; находить разные способы решения выявленных проблемных ситуаций; вызывать желание экспериментировать.
2. Воспитывать желание помогать тем, кто оказался в беде (в трудной ситуации, любовь к природе, интерес и стремление изучать природу.
3. Формировать понимание, что для сохранения природы ее нужно беречь.
Целевые ориентиры дошкольного образования : имеет представления о животных Севера; определяет их по внешнему виду, знает их названия; знает особенности климата и состав растительного и животного мира Арктики.
Методическое обеспечение: географическая карта; иллюстрации с изображением животных Севера; проектор, оборудование для опыта (таз с водой, крем); материал к упражнению «Оденься по-зимнему»; макет Севера; 2-3 фигурки животных жарких стран; а/у записи «Гул самолета», «Песенка о медведях», видео запись «Северное сияние».
Предварительная работа: рассматривание картин «Северные олени», «Белые медведи», «Моржи и тюлени»; чтение: Р. Рамазанов «Тюлень», «Белый медведь», «Олень», «Северное сияние»; работа с энциклопедиями.
Проблема: «Как отправить Умку домой»
Игровая мотивация: «Помочь медвежонку добраться до Севера»
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Послушайте, ребята, что я вам расскажу: «Приплыл по океану с Севера матрос, Малюточку - медведя в подарок мне привез. Сидит он и тоскует весь вечер на пролет и мамочку любимую очень-очень ждет». Видите, ребята, какой грустный медвежонок? Как вы думаете, почему? (ответы детей)
2. Уточнение проблемы. Постановка задач.
Воспитатель: Правильно ли поступил матрос, что привез мне в подарок живого медвежонка? Почему? (ответы детей). Как мы можем помочь Умке? (отправить обратно домой). Какими путями можно отправить медвежонка к его маме? (ответы детей).
3. Поэтапное решение проблемы.
Воспитатель: Чтобы отправить медвежонка домой, надо знать его адрес. Кто скажет мне, где живут белые медведи? Там холодно или жарко? Чтобы нам с вами не замерзнуть в гостях у медведей, предлагаю одеться потеплее. Для этого нужно выбрать ту одежду, которая пригодиться нам на Севере.
Игровое упражнение «Оденься по- зимнему»
Детям предлагается два вида одежды. Они должны обвести в кружок нужный вариант.
Воспитатель: Молодцы! Теперь нам нужно выбрать транспорт, на котором мы отправимся в путешествие. Как вы думаете, на чем можно отправиться на Север? (ответы детей). Я предлагаю лететь на самолете. Он передвигается быстрее и занимает мало времени, чтобы добраться до места. Прошу всех занять свои посадочные места (все садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, включить а/у запись «Гул самолета»). Ребята, чтобы нам правильно выбрать путь, я взяла с собой карту. Скажите, пожалуйста, каким цветом изображен Север на карте? (белым) Почему?
Правильно. (На проекторе включить видео с изображением Севера с высоты, Северное сияние). Север - это ледяная пустыня. Белый цвет - это цвет снега, холода, льда. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте нашего детского сада, т. е. три этажа. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс - самое холодное место на Земле. Вот здесь, среди льдин и снега, живет наш Умка. Наш самолет осторожно приземлился, и мы спускаемся на землю.
Умка: Спасибо, ребята, вот я и дома, только мамы я своей не вижу. Где она?
Воспитатель: не переживай, Умка. Ребята сейчас помогут отыскать тебе маму.
Дидактическая игра «Расскажи о животном»
На столе разложены иллюстрации животных. Ребенок выбирает картинку и рассказывает о животном.
1. Северный олень - домашнее животное. У него густая и волнистая шерсть. Благодаря широким копытам, олень не проваливается в снегу. Он долго бегает и не устает. Люди используют оленей, как транспорт. Из шкур шьют теплые шубы. Жир используют, как крем для лица и рук.
2. Полярная сова. Свой белый наряд сова сохраняет круглый год. Сова - хищник, питается мелкими грызунами. Сова тихо летает и хорошо видит в темноте.
3. Песец - полярная лиса. У песца длинный, густой, красивый мех. Песец - хищник, питается мелкими северными грызунами (леммингами).
4. Морж - огромное животное. На суше морж неуклюжий, а в воде хорошо плавает и ныряет. У моржа есть клыки (бивни, которыми он разрывает дно в поисках моллюсков. Зимой и летом моржи любят лежать на льдинах и греться на солнышке.
5. Тюлени проводят больше времени в воде. Толстый слой подкожного жира помогает моржам и тюленям справляться с северными морозами. Питается тюлень рыбой. Главный враг тюленя - белый медведь.
6. Альбатрос - огромная морская птица. Он плохо ходит по земле, зато легко и долго летает над океаном. Питается альбатрос рыбой, кальмарами.
Умка: спасибо, ребята, за интересные рассказы, но моей мамы среди них нет!
Воспитатель: не отчаивайся, Умка! Идем искать твою маму дальше. А чтобы не было так грустно, давайте поиграем и отдохнем.
Физ. минутка «Танец белых медведей»
Воспитатель: продолжаем наше путешествие. Скажите, ребята, почему все животные Севера не мерзнут в лютую стужу? (они имеют толстый слой подкожного жира, который защищает их от мороза, а почему медведь, тюлень и морж не покрываются корочкой льда, когда вылезают из воды? Хотите узнать? Чтобы понять, как животные приспособились к таким условиям, проделаем опыт.
Опыт
*** В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то вода превратилась бы в корочку льда. Рука замерзла. А теперь вытрите руки и смажьте их кремом (вазелином). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Вот почему животные, когда выходят из воды, встряхиваются. ***
Умка: Ребята, мне очень с вами интересно, но где же моя мама?
Воспитатель: и, правда, ребята, что-то мы совсем забыли про нашего медвежонка. Давайте пойдем дальше искать медведицу.
Дидактическая игра «Кто здесь лишний»
На столе стоит макет Севера с животными. Среди них 2-3 животных из жарких стран: слон, жираф, тигр. Задача детей — определить, кто из них лишний.
Воспитатель: почему эти животные лишние? (живут в жарких странах). Кто из вас самый внимательный? Кто еще из животных есть на макете? (белый медведь) Почему он здесь? (белый медведь - житель Севера)
Умка: Вот она моя мама! (выходит «медведица» — взрослый).
Медведица: огромное спасибо, ребята, за то, что помогли моему маленькому Умке добраться до дома. Я очень надеюсь, что вам понравилось это путешествие, и вы узнали для себя что-то новое и интересное. А в награду я приготовила вам угощение «снежки» (зефир).
Воспитатель: Спасибо за подарки. Мы очень рады, что помогли нашему маленькому другу. А теперь пора прощаться - в садик надо возвращаться! До свиданья!
Под запись «Саночки» дети покидают усаживаются в вертолет и имитируют возвращение в группу.
Итог занятия.
Воспитатель: Здравствуйте детишки, где это вы так долго были (ответы детей, что интересного увидели, с кем встречались (ответы детей, понравилось ли вам путешествие (ответы детей, а вы не замерзли ведь на Северном полюсе очень холодно? (ответы детей).