Ирина Кузнецова
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с воспитанниками средней группы «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию у воспитанников элементарных математических представлений.
Задачи
• Образовательные :
Продолжать формировать у детей представления об осенних изменениях в природе, их особенностях.
Упражнять в количественном счете до 5 и сравнении групп предметов по количеству на основе составления пар.
Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
Расширить представления детей о признаках осени.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с воспитанниками средней группы „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Осень. Занятия по математике
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
Закрепить представления о последовательности частей суток.
• Развивающие:
Развивать внимание, память, мышление.
Способствовать развитию познавательного интереса и познавательной активности.
Расширять кругозор.
• Воспитательные :
Воспитывать любознательность, самостоятельность при решении познавательных задач.
Воспитывать доброжелательность, желание помогать товарищам, испытывающим затруднение.
Методическое обеспечение:
Мультимедийное оборудование: экран, проектор, ноутбук.
Мультимедийная презентация.
Раздаточный материал «Осенние листья» для каждого ребенка.
Карточки для сравнения групп предметов для каждого ребенка.
Методы и приемы:
сюрпризный момент, художественное слово, объяснение, показ, пояснение, напоминание, упражнение, использование ИКТ, поощрение.
Предварительная работа:
Наблюдение за изменениями в природе во время прогулки
Беседа с детьми на тему: «Осень».
Рассматривание иллюстраций с изображением природы ранней, «золотой» и поздней осенью.
Чтение детской художественной литературы об осени.
Разгадывание загадок.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: мотивировать воспитанников к совместной познавательной деятельности.
Воспитатель включает первый слайд мультимедийной презентации «Осень», если дети не обратили на нее внимания, то подзывает их. Дети произвольно располагаются у экрана.
Воспитатель :
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.
Утешает осень : не жалейте лета,
Посмотрите, роща золотом одета.
Воспитатель : - Дети, как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
Ответы детей.
Воспитатель : - Почему вы так решили?
Ответы детей.
Воспитатель : - Какая осень в стихотворении?
Ответы детей.
2. Актуализация в игровой ситуации.
Цель: актуализировать имеющиеся у воспитанников представления.
Воспитатель : - Ребята, а вы знаете, что такое листопад?
Ответы детей.
Воспитатель : - Когда он бывает?
Ответы детей.
Воспитатель : - Совершенно верно. Вы правы, листопад бывает осенью. Это происходит, потому что порывы сильного ветра срывают листья с деревьев. Я предлагаю вам поиграть. Хотите?
Ответы детей.
Дыхательное упражнение «Ветер - ветерок»
Вдохнуть воздух через нос, надуть живот, задержать дыхание.
Сильный выдох через рот.
Вдохнуть воздух через нос, надуть живот, задержать дыхание.
Медленный выдох через рот.
Повторить 3-4 раза.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Цель: зафиксировать возникшее затруднение; побудить воспитанников к поиску путей решения возникшей проблемы.
Воспитатель подзывает детей к столам, на которых лежат листья желтого и красного цвета.
Воспитатель : - Ребята, посмотрите, осенний ветер сорвал листья с деревьев. Какие они красивые! А вам нравятся?
Ответы детей.
Воспитатель : - Интересно, а каких листьев больше желтых или красных? Хотите это узнать?
Ответы детей.
Возникает затруднение.
Воспитатель : - Как это можно сделать?
Ответы детей.
Фиксация затруднения.
Воспитатель : - Я могу вам помочь. Хотите?
Ответы детей.
Показ следующего слайда презентации.
Воспитатель : - Какие листья вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель : - Для того чтобы узнать, каких листьев больше, желтых или красных, их необходимо разложить на столе парами. Хотите я вас научу?
Ответы детей.
4. Открытие нового знания.
Цель: создать педагогические условия для открытия нового знания воспитанниками; расширить кругозор воспитанников.
Игровое упражнение «Сосчитай и сравни по количеству»
Перед детьми на столах лежат наборы осенних листьев двух цветов : желтого и красного.
Воспитатель : - Разложите листья красного цвета на верхней полосе карты слева направо.
Дети выполняют задание. Воспитатель следит за правильностью его выполнения. Поощряет самостоятельность, желание помочь товарищу. Проводит индивидуальную работу с детьми, испытывающими затруднения.
Воспитатель : - Сколько листьев ты выложил на верхней полосе карты? Сосчитай.
Спрашивает несколько детей.
Дети выполняют задание.
Воспитатель : - А теперь на нижней полосе выложите листья желтого цвета так, чтобы получились пары: один лист красного цвета, другой – желтого.
Дети выполняют задание. Воспитатель следит за правильностью его выполнения, оказывает дифференцированную помощь воспитанникам, испытывающим затруднения.
Воспитатель : - Каких листьев больше желтых или красных?
Ответы детей.
Воспитатель : - Каких листьев меньше?
Ответы детей.
Дети сравнивают количество листьев на основе составления пар. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу с детьми, испытывающими затруднения. Предлагает детям проверить задание у сидящего рядом товарища.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: создать условия для включении нового знания в систему знаний.
Игровое упражнение «Осенний узор»
Воспитатель включает следующий слайд мультимедийной презентации.
Воспитатель : - Ребята, вы заметили, что шутник – ветерок выложил узор из осенних листьев?
Ответы детей.
Рассматривание узора.
Воспитатель : - Из каких листьев какого цвета получился узор?
Ответы детей.
Воспитатель : - Лист какого цвета (формы, величины) лежит в центре узора?
Ответы детей.
Воспитатель : - Лист какого цвета (формы, величины) расположен над ним (под ним?
Ответы детей.
Воспитатель : - Какой лист расположен слева (справа?
Ответы детей.
Воспитатель : - Сколько листьев находится справа?
Ответы детей.
Воспитатель : - Сколько листьев расположено слева?
Ответы детей.
Воспитатель : - Ребята, не устали? Хотите немного отдохнуть?
Ответы детей.
Гимнастика для глаз
«Ветерок листочки колышет»
Посмотреть направо – налево – ветер колышет листья.
Провести взглядом по кругу – ветер листья закружил.
Закрыть глаза – ветер утих.
Повторить 2-3 раза.
Воспитатель : - Глазки наши отдохнули, а теперь пусть отдохнут ручки и ножки. Хотите?
Ответы детей.
Динамическая пауза «Осенние листочки»
Листья осенние тихо кружатся,
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(Приседают на корточки)
И под ногами шуршат, шелестят,
(Движения руками из стороны в сторону)
Будто опять закружиться хотят.
(Поднимаются, кружатся)
Воспитатель : - Ребята, так, когда же бывает листопад?
Ответы детей.
Воспитатель : - Вы правы, осенью погода такая переменчивая, что иногда трудно понять, утро сейчас или вечер. А вы знаете, какие части суток идут друг за другом?
Ответы детей.
Воспитатель : - Я предлагаю вам поиграть в игру «Части суток». Хотите?
Ответы детей.
Воспитатель : - Тогда будьте внимательны!
Игровое упражнение «Части суток»
Воспитатель называет часть суток ( Например: утро).
Ребенок, сидящий рядом с ним, называет следующую часть суток ( Например: день).
Итак, игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все дети.
Воспитатель предлагает детям оказать помощь товарищам, испытывающим затруднения при выполнении задания.
Воспитатель : - Молодцы, все правильно назвали части суток. Они всегда идут строго друг за другом и никогда не меняются местами.
6. Рефлексивный итог.
Цель: подведение итогов совместной деятельности.
Показ заключительного слайда презентации.
Воспитатель : - Молодцы, ребята. Как много интересного мы сегодня узнали. Я думаю, что теперь вы никогда не будете путать части суток. А что вам запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель : - Почему?
Ответы детей.
Воспитатель : - Что было интересным? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель : - Что было трудным? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель : - Пригодится ли это вам? Для чего?
Ответы детей.
Воспитатель : - О чем еще вы хотите узнать? Как это сделать? Кто вам может помочь?
Ответы детей.
Воспитатель : - О чем вы расскажите друзьям и родителям? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель : - Мне тоже очень понравилось наше осеннее приключение. Вы были дружными, внимательными, помогали товарищам.
Воспитатель проводит дифференцированную оценку достижений и успехов каждого воспитанника.