Тестева Елена
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы «Бабочки на лугу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы
Интеграция образовательных областей :
«Коммуникация», «Познание», «Художественная литература», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности :
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы „Бабочки на лугу“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
Речевая, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, продуктивная.
Цель деятельности педагога :
Расширение знаний детей о бабочках.
Задачи:
Образовательная область «Познание» :
1. познакомить с некоторыми видами бабочек (лимонница, капустница, крапивница, белянка, траурница, их характерных признаках; дать представления о взаимосвязи в окружающей среде.
2. Развивать познавательно-исследовательскую и речевую активность детей: умение логически мыслить, решать проблемные задачи, экспериментируя, делать выводы.
3. Воспитывать у дошкольников осознанное отношение к природе.
Образовательная область «Труд» :
1. Закрепить знание и умения детей работать с тканью.
2. Совершенствовать мелкую моторику рук для создания образа бабочки.
3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Образовательная область «Коммуникация» :
1. Обогатить словарный запас детей новыми словами
2. Развивать умение анализировать и делать вывод об усвоенном материале, активно сопровождать свою деятельность речью.
3. Воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослым.
Образовательная область «Художественная литература» :
1. Познакомить со сказкой «Превращение гусенички»
2. Развивать умение детей выразительно читать стихи;
3. Согласовывать движения с текстом.
4. Воспитывать любовь к природе через художественное слово.
Образовательная область «Художественное творчество» :
1. Составлять декоративный узор из различных форм и деталей, располагая их в определенном ритме на тканевой основе различной формы; Формировать чувство формы, пропорций, симметрии, композиции.
2. Развивать творческий потенциал ребёнка. Формировать чувство зрительного, образного восприятия.
3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность при выполнении творческой задачи.
Материалы и оборудование:
магнитофон, аудиозапись спокойной, лёгкой музыки;
«Волшебные рукавички» (гладкая и махровая для каждого ребенка, поднос с манкой, «лужайка», силуэты бабочек (для каждого ребёнка, образцы, салфетки нескольких цветов. Салфетка, розетка для клея, клей, подставка для кисточек, кисть для клея, клеенка (на каждого ребенка)
Словарь: Лимонница, Крапивница, Капустница, Траурница, хоботок, чешуйки, пыльца, нектар, эксперимент.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:
Дети выражают отношение к работам других детей и своей, находя для этого различные речевые средства.
Активно проявляют себя в исследовательской деятельности.
Проявляют заинтересованность к творческой деятельности, игре.
Частично сформированы умения, необходимые выполнять работу с бумагой.
Самостоятельно убирает рабочее место по окончании работы.
Предварительная работа: Дети рассмотрели альбомы, иллюстрации, коллекции с изображением бабочек, разучили стихи о бабочках В. Ряскина, Лаврова, Савсековой и. д.
Содержание организованной деятельности детей
Дети вместе с воспитателем заходят в группу. В группе оборудован «Весенний луг» : бабочки, зелёная трава, живые цветы.
Воспитатель: К нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Здравствуйте, уважаемые гости! А, теперь всё внимание обратите на меня! У меня для вас сюрприз. Я предлагаю закрыть глаза и послушать музыку.
Куда же мы попали? Мы очутились на зеленой лужайке. Что растет на лугу? Кто живет здесь? Присаживайтесь на полянку, послушайте волшебную сказку.
«Превращение гусенички»
Был теплый майский день. Ярко светило тёплое солнышко. Весело щебетали птицы. На траве под кустом из крохотного яйца вылупилась маленькая личинка. Поедая сочную зелень, она быстро выросла и превратилась в толстенькую гусеницу. Каждый день, наблюдала она за жизнью своих лесных соседей: тружениц-пчел, ярко-красных божьих коровок, быстрокрылых стрекоз. Но особенно удивляли и восхищали её необычные крылатые насекомые, похожие на пестрые цветы.
- Ах, как бы я хотела быть похожей на них, - грустно размышляла гусеница.
И вот однажды, она решила обратиться к солнцу.
- Кто эти яркие создания? - спросила гусеница. Почему я не умею летать? Помоги найти мне крылья, пожалуйста!
Солнышко ответило: «Это бабочки порхают с цветка на цветок. Не грусти, гусеничка, когда-нибудь и ты станешь такой же красавицей».
Наступила осень. Наша гусеница спряталась под кору дерева, чтобы её никто не потревожил. Там она стала куколкой.
Прошла холодная зима. И вот весенним солнечным утром из куколки появилась бабочка. Высушив свои разноцветные крылья, она полетела.
Смотря ей вслед, солнышко улыбалось, вспоминая маленькую неуклюжую гусеницу.
- О ком эта сказка? Кем хотела быть гусеничка? Как она превратилась в бабочку? Разложите на доске стадии развития бабочки.
Звукозапись
Картинки с иллюстрациями, магнитная доска
Вывод:
За свою жизнь бабочка проходит несколько самых настоящих превращений. Сначала – мама-бабочка откладывает очень маленькие яички. Из них появляются гусеницы. Они едят листочки растения, становясь все больше и больше. Затем гусеница превращается в неподвижную куколку. А из куколки выводится бабочка.
Слайд с изображением стадий развития бабочки
-Ребята, а только ли бабочки живут на нашем участке?
(пчелы, жуки, муравьи, Божьи коровки)
- Как их можно назвать, одним словом?
(насекомые)
-Что общего у нашей красавицы бабочки и у других насекомых?
(голова, брюшко, усики, 6 лапок)
-Правильно, это общие признаки насекомых.
-Для чего нужны насекомые? (ими питаются птицы)
Для сравнения изображения насекомых
Посмотрите на иллюстрации
- Кто знает, как называются эти бабочки?
Самая распространенная бабочка-это крапивница. Красивая, пестрая, оранжевая с черными точками. Называется она крапивница, потому что ее гусеница может есть крапиву.
Лимонница – яркая, желтая бабочка. Ее часто можно спутать с листиком.
Траурница совсем не пестрая, но необыкновенно красивая бабочка. Гусеницы ее живут на тополе, осине, иве, березе.
Капустная белянка - очень распространенная бабочка, белая, с черными точками. Ее гусеницы едят листья капусты.
У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело тоже покрыто чешуйками и волосиками. У неё короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки – её рот.
- Чем питается бабочка? (Нектаром).
- А почему у многих бабочек яркая окраска?
- Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Потому у них и окраска яркая, чтобы не заметили враги на цветке. Слайд с изображением бабочек
Обобщение и углубление знаний детей.
-Бабочка – это насекомое; у нее есть голова, грудь и брюшко. На голове у нее усики и хоботок; на крыльях у нее есть чешуйки; она похожа на цветок. Бабочкой нельзя не любоваться: узор на крылышках имеет зеркальное отражение – правое крылышко такое - же, как левое.
Ноги и тело бабочки, как у многих насекомых, покрыто ворсинками, которые помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы. А если бы тело и ноги насекомых были гладкими, смогли бы они переносить пыльцу?
Я предлагаю провести эксперимент, чтобы узнать это.
Для начала мы с вами превратимся в бабочек.
Динамическая пауза «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
(Плавные взмахи руками)
Потянулась, улыбнулась.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Эксперимент.
-У меня есть волшебные рукавички. Давайте их наденем. Посмотрите на них. Обратите внимание - одна рукавичка гладкая и блестящая, другая – махровая, пушистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых. На подносе манка, как пыльца на цветке. Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Прижмите обе руки. Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка? Почему именно к мохнатой рукавичке прилипла манка? (Предположения детей). Вот для чего насекомые покрыты ворсинками. В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Тело бабочек покрыто ворсинками. Бабочки перелетают с одного цветка на другой и переносят на своих ворсинках пыльцу с цветка на цветок.
На нашей лужайке много насекомых, но кого-то тут не хватает. Как вы думаете, кого?
Д: Бабочек.
- Правильно, предлагаю создать необычных сказочных бабочек. А делать мы их будем из ткани по образцу. Рассаживайтесь на свои места, рассмотрите материалы на своих столах. Возьмите основу бабочки и наклейте аккуратно детали по образцу, который вам дан.
Обращаю внимание на то, что оба крыла бабочки одинаковые, у них симметричный рисунок.
Выставка детских работ «Бабочки - красавицы».
Педагог просит детей поместить своих бабочек на весенний луг. Воспитатель предлагает детям рассмотреть работы, придумать название для своей поделки, ответить, почему они выбрали такое название бабочке, оценивает действия свои и других детей (любуется).
-Полюбуемся нашей поляной, какая она стала красивая, на ней растут красивые цветы и порхают легкие, разноцветные бабочки»
-Ребята, вам понравились наши бабочки? Они действительно, прекрасны. Поэты слагали про них замечательные стихи. Давайте их послушаем.
Дети читают стихи.
На лесной полянке чудо -
на цветочках бантики,
это бабочки расселись
как цветные фантики. (Г. Ряскина)
Удивительный цветок:
Жёлтый, красный лоскуток!
А по краю – кружева.
Ой! С усами голова!
Вот так чудо-чудеса:
Это бабочка краса!
Летняя красавица
Очень всем нам нравится! (Т. Лаврова)
Бабочка-красавица,
Очень мне уж нравится
Платьице твое!
Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго:
«Пусть летит она, не трогай
Крылышки ее!»
Бабочка, давай дружить,
Веселей с друзьями жить!
Есть в саду у нас цветы,
Полетай над ними ты.
Если дождь пойдет над садом,
Волноваться зря не надо,
Ни о чем не беспокойся,
Под моей панамой скройся! (А. Сарсеков)
-Ребята, вы такие молодцы! Вы сделали прекрасных бабочек. За это я покажу вам новый знак. Догадайтесь, как он называется?
Введение нового экологического знака «Не лови бабочек сачком» Расскажите о том, что вы узнали своим младшим сёстрам, братьям, а так же своим друзьям и знакомым.
- Ребята, можно бабочек ловить? Какую пользу приносят бабочки?
Д: бабочки опыляют растения, доставляют нам радость своей необыкновенной красотой.
Вы, дети, пожалуйста, не обижайте их, берегите. Показ знака
Цели: Развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, координацию движений; развивать цветовосприятие, внимание, быстроту реакции; развивать память и связную речь; прививать любовь к игре, учить соблюдать её правила.
Описание:По краям зала размещаются цветы – это цветочная полянка. Дети получают бабочку определенного цвета и сами становятся бабочками, которые порхают по полянке от цветка к цветку. Но их подстерегает опасность – это птица.
По сигналу все бабочки должны опуститься на цветок. Чтобы птица их не заметила нужно укрыться на цветке соответствующего цвета.
«Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружится, вьется.
Над цветком порхает
Нектар собирает.
Вдруг опасность – берегись!
Да с цветком не ошибись!»