Роза Мавликаева
Конспект организованной образовательной деятельности «Кулибин-знаменитый русский изобретатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для расширения знаний об окружающем мире.
Задачи:
Образовательные задачи :
Обогатить знания детей о мире открытий и изобретений
Познакомить детей с жизнедеятельностью изобретателя- самоучки И. П. Кулибина.
Развивающие задачи:
Развивать познавательные интересы детей.
Активизировать их творческие возможности, воображение, опираясь на полученные знания о творчестве Кулибина.
Способствовать развитию любознательности.
Развивать конструкторско-технические умения.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Кулибин-знаменитый русский изобретатель“» размещена в разделах
Воспитательные задачи:
Вызвать чувства восхищения, благодарности «Человеку- творцу», «Человеку – изобретателю»
Побуждать желание становиться изобретательным человеком.
Виды детской деятельности :
Коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Образовательные технологии :
Технология исследовательской деятельности (эвристическая беседа, моделирование, дидактическая игра, путешествие по «реке прошлого»).
Социо- игровая технология (деятельность в парах).
Информационно-коммуникационные технологии (презентация, дополнительный познавательный материал).
Материалы и оборудование к образовательной деятельности :
Портрет И. П. Кулибина, иллюстрация часов Кулибина, коллекция часов, квадрат цветной бумаги (корпус часов, набор зубчатых колесиков, квадрат белой бумаги, ножницы, пластилин.
Мультимедийное устройство, презентация «Разные виды часов», «Великие изобретения Кулибина».
Ход образовательной деятельности.
Вводная часть (мотивационный этап)
Воспитатель вносит в группу разные виды часов и раскладывает их на столе.
Просит детей помочь разложить часы, обращая внимание на разнообразие часов.
Вопросы к детям: представьте себе, что часы в один миг исчезли, что было бы (ответы детей);
Как вы думаете, почему часы тикают (дает послушать) (ответы детей);
А интересно ли вам узнать, что там внутри часов, и кто это чудо (показывает иллюстрацию часов Кулибина) для нас сотворил?
Основная часть (деятельностный этап)
Рассказ- беседа. (сопровождается показом презентации)
Воспитатель:
Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер по фамилии Кулибин.
Это было более 200 лет назад. В Нижнем Новгороде родился будущий изобретатель Иван Кулибин. Отец хотел, чтобы сын стал торговцем, но Ваня все свободное время проводил за своим любимым занятием: вырезал из дерева маленьким ножиком разные игрушки-шестеренки, колесики, суденышки. (Слайд)
Ваню интересовало все, что относилось к технике.
Излюбленным и тайным занятием Вани было посещение колокольни. Колокольня – место в церкви, где висят колокола) Каждый день он ходил к церкви, потому что там на колокольне были часы удивительного устройства- куранты. Их громкий бой и мелодичная музыка разносились далеко по городу. Он взбирался по крутой лестнице на колокольню и вглядывался в устройство часов. Медленно вращается великое множество колес, иные крутятся побыстрее, у иных еле заметен ход. (Слайд).
Подолгу простаивал зачарованный мальчик, пытаясь понять тайну удивительного механизма. А однажды Иван увидел часы с кукушкой (показ слайда) у соседа. Он был потрясен этими часами, выпросил их посмотреть и дома разобрал на винтики. Точно изучил каждую деталь и захотел сделать такие же. Достал кусок дерева и ножик. Столько труда и времени потратил, вырезая сложные детали.
Ребята, как вы думаете, пошли его часы или не заработали? Почему? (ответы детей).
Да, его часы не пошли, и юный изобретатель понял, что нужны хорошие и точные инструменты, чтобы собрать сложный механизм. Прошли годы, и сбылась мечта Ивана Кулибина сделать необычные часы такой исключительной сложности и красоты, каких еще не видела Россия. (Показ слайда)
Окружающие всегда узнавали Кулибина по его национальному костюму- долгополому кафтану (кафтан очень похож на современный пиджак, только немного длиннее) и огромной бороде. Кулибин был веселым, жизнерадостным человеком. Много шутил, его глаза светились радостью.
Он был трудолюбивым человеком. Что значит- быть трудолюбивым? (ответы детей).
Он был целеустремленным человеком. Что значит – быть целеустремленным (ответы детей)
Иван Петрович был самоучкой. Что значит – быть самоучкой (ответы детей).
Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений. Найдя правильные ответы на загадки, мы с вами узнаем, какие еще изобретения принадлежат Кулибину.
Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный ….(салют)
Кулибин впервые изобрел иллюминации, фейерверки, которыми и в наше время расцвечивают улицы и площади городов в праздничные дни.
Я весь день жужжу, жужжу,
Ветерком тебя стужу! (вентилятор)
Благодаря его необыкновенной изобретательности впервые в России появилась вентиляция. Сейчас у нас в домах, когда жарко, можно включить вентилятор.
То снизу вверх,
То сверху вниз
Он целый день послушно ходит.
Ты только кнопке прикоснись-
Он тут же сам к тебе подходит. (Лифт)
Над рекой, поперек
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине,
Он ходить позволил мне. (Мост)
Кулибин придумал мост в виде дуги- арки через реку соединяющий два берега.
На прогулке мы с вами попробуем соорудить небольшой мост по образцу того, который спроектировал Кулибин, и проверим его на прочность. Хотите? Надо только подумать, какие нужны будут материалы.
До конца жизни не покидала Ивана Петровича Кулибина идея об изобретении самоходного судна, которое бы двигалось при помощи гребных колес по воде.
Вот сегодня, ребята, вообразим себя маленькими Кулибинами, соберем механизм часов и соорудим самоходное судно!
Выход на свободную продуктивную деятельность.
(Дети по желанию расходятся по «Мастерским»)
Мастерская «Часовой мастер»
Дидактическая игра «Собери механизм часов»
Игровое правило: правильно собрать, не забывая секрете колес-«зацеплялок».
Ход игры: дети делятся на пары при помощи разрезных картинок –часов. Каждая пара на цветном трафарете часов выкладывает механизм часов, подбирая взаимосвязанные колесики.
Мастерская «Корабельный мастер»
Конструирование по типу «оригами», лепка из пластилина «Самоходное судно».
Воспитатель предлагает детям сложить из цветной бумаги, или слепить двухпалубный пароход, затем представить себя Кулибиными и преобразовать пароход в самоходное судно. ( Вариант: вырезают, лепят колеса и прикрепляют их к пароходу).
Заключительный этап (рефлексивный этап)
Оформление выставки «Маленькие Кулибины»
Ребята, что нового и интересного для себя вы сегодня узнали? Как вы думаете, легко ли быть изобретателем и почему? А вы хотели бы, смогли бы в будущем удивить людей (человечество) и как?
Конспект сопровождается справкой работодателя о продуктивном (непродуктивном) использовании технологий