Виктория Исраелова
Конспект образовательной деятельности «У нас в гостях Алёнушка и Иванушка». Тема: русский народный костюм.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности «У нас в гостях Алёнушка и Иванушка».
Тема: русский народный костюм.
Образовательные области: познание, художественный труд.
Возраст детей: старшая группа.
Программные задачи: знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „У нас в гостях Алёнушка и Иванушка“, Тема: русский народный костюм,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Темочки
-закреплять и расширять, полученные детьми сведения об истории русского народного костюма через полученный практический опыт;
- формировать нравственные качества, помогать устанавливать связь между вещами и людьми их создавшими;
-обогащать лексику новыми словами: порты, штаны, косоворотка; учить детей образовывать притяжательные прилагательные от имени собственного;
-развивать у дошкольников пространственно-образное мышление, концентрировать внимание, развивать мелкую моторику рук;
-вызвать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Материалы и оборудование: рубель, веретено, чесало, прялка и прочая старинная домашняя утварь, ширма, картинки с русской народной одеждой, деревянные ложки, разноцветные клубочки с нитками, пособие «Одень Алёнушку и Иванушку», схемы для моделирования, мнемотаблица «Русский костюм», аудиозапись русской народной песни «Красный сарафан».
Ход занятия
Минутка вхождения в день: игра-состязание, стимулирующая познавательную активность
«Расскажи о мальчике-девочке по заданному слову».
-Поиграем в игру, представимся друг другу.
Ира - игривая, интересная
Даня - добрый, домашний, дружелюбный
Егор - единственный
Лёша - лёгкий
Настя - надёжная, настоящая
Воспитатель обращает внимание на девочку и мальчика, одетых в русские народные костюмы.
-Какие вы красивые, нарядные, а Ира с Егором одеты так необычно сегодня. Вы догадались почему, о чём мы побеседуем, что вспомним? (Ответы детей) - об одежде, о русском костюме.
-Верно! (Беседа-рассказ с детьми с использованием мнемотаблицы).
Мужская будничная одежда состояла из рубахи-косоворотки и штанов (портов). Рубахи были с длинными рукавами, их носили сверху штанов навыпуск. Рубаху-косоворотку украшали вышивкой. Вышивали воротник, разрез на груди, манжеты, низ (подол) косоворотки. Штаны шили всегда одинаково. Они были неширокие, синего или чёрного цвета. Их носили заправленными в обувь. Одежду подпоясывали узким пояском.
Женский костюм-это рубашка (сорочка). Она была длинной до пят, рукава прикрывали руки, были длинными. В ней летом ходили на покос, по дому. Её украшали вышивкой, нитками красного и чёрного цветов (ворот, рукава, подол). А это сарафан. Его надевали сверху рубашки. Мастерицы шили сарафан из ткани чёрного или синего цвета. Подол украшали красным сукном, лентами, бисером, блёстками, золотой тесьмой.
-Важной деталью и женской и мужской одежды был пояс, кушак. Однако он не только украшал костюмы, но выполнял ещё одну значимую роль.
-Расскажи, Алёша, что ты об этом знаешь.
(к нему подвешивали нож, ложку, гребень)
-Да, верно, а ещё к нему прикреплялась специальная сумочка, заменявшая карман.
-Ребята, где в старину хранили одежду?
(в сундуке)
-Правильно. Девушки шили одежду своими руками, украшали её и в сундук складывали.
Предлагаю поиграть в игру «Одень Алёнушку и Иванушку».
(девочки наряжают Алёнушку в сарафан, рубашку, украшают одежду лентами, бусами)
(мальчики одевают Иванушку в косоворотку, штаны, подвязывают пояс)
Одновременно проводится символическая игра «Кто» живёт в твоём сердце».
-Алёнушка какая?— добрая, красивая, нежная, мастерица на все руки.
-Иванушка какой?— честный, смелый, работящий, сильный.
-Дети сейчас мы украсим одежду наших героев. Помогут нам деревянные ложки.
(Девочки украшают одежду Алёнушки бантом).
(Мальчики косоворотку дополняют карманом). Моделирование с помощью деревянных ложек.
Динамическая пауза «Выйди, выйди солнышко»
–Ребята, я предлагаю вам отправиться в прошлое предметов и вспомнить, как они помогали в старину мастерить одежду и ухаживать за ней. Нам помогут разноцветные клубочки. Их подарила мне моя бабушка. Сейчас мы выберем верный путь! Послушайте, что сказывала мне когда-то бабушка:
«Налево пойдешь—в тёмный лес попадёшь, направо пойдёшь – в никуда попадёшь, а прямо пойдёшь -- в старину придёшь».
(Выбираем верный путь и приходим в исторический уголок прошлого).
-Посмотрите сколько здесь интересных старинных вещей. Назовите их.
-Дети: прялка, чесало, валёк (рассказывают о них).
-Сегодня я принесла в нашу горницу ещё один интересный старинный предмет. Это рубель. В старину русские женщины использовали его для глажения белья после стирки. Отжатое бельё наматывали на валёк, раскатывали рубелем и оно выпрямлялось. Рубель ещё использовали как музыкальный инструмент. При игре рубель держат одной рукой за рукоятку, а другой водят вперёд-назад по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Попробуйте поиграть.
- Все эти предметы сделали люди своими добрыми и умелыми руками. Время шло, предметы становились удобнее, лучше, появилась техника. Подумайте и скажите, какая умная машина в наше время (сейчас) заменяет прялку…
--современный ткацкий станок
-А корыто и валёк, что произошло с ними…
--превратились в стиральную машину
-Как изменился рубель, чем сейчас мы его заменили…
--рубель стал утюгом
-Ребята в наше время старинные (рукотворные) предметы можно встретить только в музее.
Продуктивная деятельность.
-Дети, предлагаю превратимся в мастеров-портных и пополнить сундучок наших героев новой одеждой.
Ребята под мелодию песни «Красный сарафан», украшают косоворотки и сарафаны декоративными узорами (ручной труд с элементами аппликации).
Итог занятия. Игра «Веришь - не веришь».
-Ира, веришь ли ты, что девочки на Руси носили косоворотки?
-Егор, а ты веришь, что раньше одежду шили с помощью швейных машинок?
-Веришь ли ты, Алёша, что в древности сарафан гладили электрическим утюгом?
- Аня, ты веришь, что давным-давно девочки носили короткие юбки?
–Даня, веришь, что в старину парни носили шорты?
-Алёша, ты веришь, что мальчики раньше носили кушак?
(дети высказывают свои суждения)