Светлана Балабанова
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Юный метеоролог»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по Познавательному развитию «Юный метеоролог»
Цель. Дать представление о профессии метеоролог. Развивать у детей умение определять погоду самостоятельно и с помощью приборов – помощников.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Метеоролог. Конспекты занятий
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Темочки
Обучающие задача. Закрепить представление детей об основных явлениях неживой природы (дождь, снег, град, ветер, жара, холод). Расширить кругозор детей и целостного представления о науке метеорологии. Упражнять детей в работе с приборами (термометр, флюгер). Познакомить с компасом. Формировать у детей умения проводить простейшие действия (опыты) похожие на явления природы, умение анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Учить составлять прогноз погоды.
Воспитательные задачи. Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе. Воспитывать интерес к исследовательской работе, к коллективной продуктивной деятельности
Развивающие задачи :
Развивать умение детей действовать согласованно. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию, слуховое внимание, память.
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие. Игровая деятельность.
Ожидаемый результат.
Дети получают элементарные представления о погоде и значении её в жизни человека, о профессии метеоролога. Приобретаю навыки использования приборов для наблюдения за погодой. Имеют простейшие представления о температуре воздуха, о направлении ветра, о компасе
Методы и приё мы:
• Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением приборов –помошников, явлений природы)
• Наглядно-практический метод (творческие упражнения – составление прогноза погоды, опыты)
• Словесный метод (рассказ-сопровождение)
• Прием эмоциональной заинтересованности (помощь сказочнлму персонажу)
• Игровой прием (игра-физминутка, воздушная гимнастика)
Предварительная работа: Наблюдение, работа с приборами-помощниками, фиксирование результатов в календаре природы, чтение стихотворений, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с явлениями природы, разучивание физкультминутки.
Средство реализации: мольберты, мини метеостанция, фен, пенёк, модели компаса, султанчики по 2 на каждого ребёнка, «волшебные бутылочки», игра «Хорошо плохо», картинки с изображением восхода и заката солнца, картонная заготовка термометра, игра «Прогноз погоды», костюм тучки
Ход ООД
В: Мы сегодня все пришли в детский сад и поздоровались друг с другом. А сейчас предлагаю всем сделать друг другу подарок: улыбнуться. Для этого надо встать в круг и взяться за руки. Протяните справа стоящему от вас правую руку ладонью вверх. Поздоровайтесь и улыбнитесь. Протяните слева стоящему от вас левую руку ладонью вверх. Поздоровайтесь и улыбнитесь. Теперь в группе словно солнышко поселилось! Пусть каждый сейчас закроет грудь ладошкой и оставит в своём сердечке солнечный лучик, который мы только что своими улыбками там поселили.
В: Послушайте загадку
Загадка о осени.
Прибегает Незнайка, он встревожен.
Н. Я услышал от сороки не очень хорошую новость. Она говорит, что сегодня будет дождь. Ой, ой, ой, что же делать? Я собирался в поход в осенний лес. Ребята помогите мне пожалуйста. я знаю, вы можете предстазывать погоду. Посмотрите по своим волшебным приборам, будет сегодня дождь или нет?
В: Ребята поможем Незнайке.
Д: ДА
В: У нас в детском саду на участке есть метеоплощадка. И мы с вами учимся прогнозировать погоду. А скажите мне ребята для чего и для кого нужен этот прогноз.
Н: Для меня.
В: Не только для тебя Незнайка. Ответьте нам пожалуйста.
Д: Для нас, чтобы знать как одеваться в детский сад. Для безопасных полётов лётчикам, штурманам кораблей, строителям, водителям, хлеборобам (показ слайда»
В: Как можно узнать о погоде?
Д: Прогноз погоды можно прочитать в газете, послушать по телевизору, посмотреть в интернете, телефоне.
Н: А знаете ли вы как называются люди которые прогнозируют погоду? Что это за профессия и основная их деятельность.
Д: Метеорологи. Они наблюдают, предсказывают погоду на день, на неделю, на месяц, на будущее, даже на время года.
В: Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станции.
Н: А вы бы хотели стать юными метеорологами
Д: ДА.
В: Я вас приглашаю совершить путешествие на метеорологическую станцию. А помогать нам в нашем путешествии специальные приборы. Давайте вспомним какие приборы имеются на нашей метеостанции, которая находится на участке детского сада.
Дети проходят и подходят к прибору авиационный колпак, ленточки.
Н: Это что за прибор такой.
Д: Авиационный колпак и ленточки.
Н: зачем вам нужны ленточки и какой-то калпак?
В: С помощью колпака и ленточек можно определить силу ветра.
Н: А как определить какой дует ветер.
Д: Если будет сильный ветер то колпак надуется от ветра, а ленточки поднимутся.
Н: А при слабом ветре?
Д: Колпак надуется чуть-чуть, ленточки поднимутся чуть-чуть.
Н: А если ветра не будет?
Д: Колпак опустится вниз, ленточки тоже.
Н: Я не верю?
В: Давайте проверим?
(При помощи фена проверяем силу ветра)
Н: Да вы правы, действительно при сильном ветре ленточки и колпак надулись, если слабый ветер то колпак надулся чуть-чуть, а ленточки правильно понял?
Д: Да правильно Незнайка.
Н: Ребята А ведь с ветерком можно и поиграть. А вы знаете как можно с ветром поиграть.
Д: Нет не знаем,
Упражнение на дыхание при помощи пластиковой бутылки и трубочки.
Н: А я знаю. Приглашаю вас подойти к столу. Я тут приготовил волшебные бутылочки с конфетти. Посмотрите конфетти просто лежат. А если подуть сильно. А теперь дуем по тише. Что случилось с конфетти.
Д: Когда дули сильно конфетти поднялись и разлетелись по бутылочке. А когда дули по тише конфетти меньше разлетались.
В: Спасибо тебе Незнайка, мне очень понравилась твоя игра, А не мог бы ты подарить нам свои волшебные бутылочки. Мы бы с детьми в них играли.
Н: Пожалуйста! Подумаешь какие то бутылочки вот бы знать с кокой стороны дует ветер. А можно определить с какой сторон дует ветер
В: Ну это не проблема, мы тебя научим. А поможет нам в этом следующий прибор. (показываю картинку). Дети вы его узнали?
Д: Да он называется флюгер.
Н: А я не знаю что такое флюгер.
В: Если мы с вами пройдём дальше по нашей метостанции я его тебе покажу поближе.
В: В какую сторону повернётся флюгер, то будет направление ветра. Чтобы определить направление ветра, мы должны знать части света. Ребята мы с вами уже на прогулке научились узнавать с какой стороны солнце встаёт, а с какой садится.
(дети выставляют картинки.).
Д: Там где солнышко встаёт, поднимается это восток.
(Следующий ребёнок показывает картинку)
Д: А там где заходит это запад.
Зрительная гимнастика «Солнышко и тучки»
В: Кроме востока и запада есть другие направления – север и юг Географическое положение можно определять не только по Солнца, но и с помощью специального прибора - компаса. (показ слайда). Прибор имеет циферблат с буквами –С, Ю, В, З, которые обозначают С- север, Ю- юг, В-восток, З- запад и магнитную стрелку. Синий конец стрелки всегда показывает на север, а красный на юг. (Раздаю детям компасы-макеты.).А сейчас проверим, как вы сможете ориентироваться по компасу. Определили по компасу направление север и двигаемся по этому направлению.
По ходу движения Незнайка говорит.
Н: А если забыл дома компас и нет солнца, как можно определить направление.
В: А вот и ответ на твой вопрос Незнайка. При помощи дерева или пенька. Хотите научиться. (показ пенька) Там где находится мох – там север, С другой стороны будет тогда юг, эта сторона у пенька должна быть теплее и цвет у него ярче чем с других сторон. Справа будет запад, цвет у пенька на этой стороне темнее чем со стороны юга. А слева будет восток, это сторона обычная.
Н: Ух ты спасибо. Если я забуду компас, то смогу определить направление с помощь дерева или пенька. Там где мох это север правильно ребята.
Д: Правильно.
Н: А другая сторона юг, справа запад, слева восток.
В: Молодец Незнайка. Продолжим наше путешествие. Что это за прибор?
Д: Осадкомер
В: Для чего он необходим?
Д: Показывает количество выпавших осадков
Н: А что такое осадки.
Д: Это снег, дождь, град, изморозь, ледяная крупа. (дети выставляют картинки)
Н: А как он работает?
Д: Осадки попадают в ёмкость, на ёмкости деление с цифрами.
В: Давайте определим сколько выпало у нас осадков за день.
Вместе с детьми рассматривает содержимое ёмкости и определяем сколько осадков выпало за день.
В: Незнайка наши дети могут играть с дождём. Поиграешь с нами.
Н: С удовольствием.
Физкультминутка «Дождик»
Под быструю музыку дети двигаются по кругу с султанчиками в руках. Звучит медленнее музыка, дети стоят на месте и машут султанчиками. Тихо звучит музыка, дети садятся на корточки. (2 раза)
Н: А вы знаете что такое термометр.
Д: Нам измеряют температуру, когда мы болеем.
Н: Нет они бывают разные. А хотите узнать какие.
Д: Да хотим.
Н: (показывает картинки). Это водный термометр, им измеряют температуру воды. Это термометр для измерения температуры почвы. А этот термометр вы узнали?
Д: Да это градусник.
Н: Правильно.
В: Незнайка, на нашей метеостанции есть ещё один вид термометра. Хочешь посмотреть.
Н: Конечно хочу.
В: Подойдите поближе. Это термометр для определения температуры воздуха.
Н: Для чего этот термометр.
Д:Для определения температуры воздуха.
В: Хочешь научиться определять температуру воздуха, Незнайка?
Н: Хочу.
В: На термометре есть цифры и деления. 0 – это граница между градусами тепла и холода. Если температура будет выше 0, то температура «+» плюсовая, тепло. Если ниже 0, то температура «-«минусовая, холодно.
Н: Оказывается термометров еще больше бывает чем я знал до этого. А вы ребята запомнили какие бывают термометры и для чего они служат?
Д: Термометр для измерения температуры воды, почвы, тела, воздуха.
В: Жаль, что термометр у меня только один. Ведь дети младшей группы тоже бы хотели научиться измерять температуру воздуха. А давайте мы своими руками и подарим им.
Дети наклеивают на картонную заготовку полоски – деления с цифрами)
Р-к : У меня полоска с цифрой 1.
(Дети по порядку проговаривают и наклеивают полоски с цифрами)
В: Давайте проверим, правильно ли мы наклеили. (Дети считают). А сейчас точно также наклеиваем вниз. На основу нашего термометрап натянем резиночку и с помощью неё будем обозначать градусы. Молодцы. Дети младшей группы будут очень рады вашему подарку.
Н: Я знаю интересную игру «Хорошо, плохо», она как раз о состояние погоды, Давайте поиграем.
Игра «Хорошо, плохо»
(На экране появляются картинки)
Солнце хорошо – можно гулять, загорать, растёт всё живое
Плохо – можно получить солнечный удар,
Дождь хорошо – растут грибы, распускается зелень.
Дождь плохо – наводнение, грязь, можно заболеть.
Ветер хорошо – работает гидроэлектростанции,
Ветер плохо – разрушает дома, ломает деревья.
В: Видите, ребята, любая погода имеет свои плюсы и минусы. Закончилось наше путешествие по метеостанции. А теперь давайте отдохнём и поиграем в игру «Туча и дети»
Подвижная игра «Туча и дети»
По считалочки выбираем ребёнка - тучу, который надевает шапочку. Туча ходит по условной границы (групповая комната разделена на 2 части в одной стоят стулья, в другой дети. Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила. Туча: Я дождём хочу пролиться, от меня вам не укрыться. Дети (хором) Нам не страшен дождь и гром. Мы сейчас домой пойдём (После слов дети пытаются перебежать на другую сторону и сесть на стулья.
Н: Сколько много вы знаете и умеете. А вы бы не смогли мне предсказать погоду.
В:Составим Незнайке прогноз погоды на завтра.
Д: Составим.
В: (Воспитатель говорит, дети составляют на ватмане) Днём в Цветочном городе будет ясная погода. Ветер слабый, осадков не ожидается. Ночью ветер усилиться. Пойдёт дождь. Юля прочти прогноз погоды для Незнайки
(Ребёнок читает)
Н: спасибо вам ребята. Благодарю вас за проделанную работу, за доброе дело, которое вы совершили и хочу вручить вам медали «Юный метеоролог»
До свидания!
В: Вот и пригодились наши знания. Мы сделали доброе дело. Но нам ещё многому надо учиться.
Лучший конспект